Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ремонт ЗАЗ-965

Разборка двигателя ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Частичная разборка двигателя (к примеру — в объеме, необхо­димом для смены поршневых колец) может быть произведена, при определенном навыке, без съема двигателя с автомобиля.

Однако условия ремонта в каждом отдельном случае могут потребовать снятие двигателя или всего силового агрегата (см. раз­дел Демонтаж силового агрегата).

Типовая последовательность разборки двигателя приводится ниже.

1. Слейте масло из картера двигателя.

2.  Отверните два болта крепления брызговика к глушителю и коллектору.

3.  Отпустите болты стяжных хомутов выпускных труб и снимите вначале поперечную трубу, а затем глушитель и коллектор.

4.   Отверните четыре болта крепления брызговика к поддону картера двигателя и снимите брызговик

5. Снимите воздушный фильтр.

6. Снимите бензопровод от бензонасоса к карбюратору.

7.   Снимите трубку вакуумного регулятора от распределителя к карбюратору.

8. Снимите карбюратор.

9. Отсоедините провода от индукционной катушки.

10. Снимите провода высокого напряжения.

11.  Отверните винты и снимите кожух вентилятора вместе с ин­дукционной катушкой. Снимать кожух следует осторожно, чтобы не повредить проводов генератора.

12.   Отверните болты крепления ленты направляющего  аппа­рата  вентилятора,   снимите  ремень   и   вентилятор   с   генератором в сборе.

13. Отверните гайки крепления и снимите впускную трубу. Сохраните прокладки на каждой из головок; при необходимости их замены не нарушайте общую толщину набора прокладок.

14.  Отверните гайки крепления крышек головок цилиндров и снимите их.

15.  Отверните гайки крепления валиков коромысел и снимите валики с коромыслами в сборе.

Снимите наконечники с выпускных клапанов.

После выполнения предыдущих операций можно приступать к

снятию головок цилиндров.

Гайки головок цилиндров необходимо отворачивать только тор­цовым ключом, а внутренние гайки с заглушками отворачивайте только специальным торцовым ключом с диаметром головки не более 23 мм, в противном случае возможна поломка направляю­щих клапанов и в особенности выпускных.

Для отворачивания указанных гаек можно использовать спе­циальный ключ для гаек крепления стартера (из комплекта шофер­ского инструмента), вставив в него удлинитель.

16.   Отпустите сначала все гайки головки цилиндров на пол­оборота в порядке, указанном на рис. 24, а затем полностью отвер­ните их и снимите шайбы под гайки.

17.  Затем вы легкими ударами молотка через деревянную про-ставку по впускным патрубкам или под место крепления впускной трубы   строньте  головку   и,   взявшись  руками  за  патрубки,   сни­мите ее.

Вынимать толкающие штанги перед снятием головки не реко­мендуется, чтобы не рассыпались пружины и шайбы кожухов, штанг.

18.   После снятия головки снимите уплотнители,  пружины  и штанги, а также дефлектирующие щитки между цилиндрами.

19. Аналогичные операции выполните со второй головкой. Примечание.  При снятии толкающих штанг пометьте их, чтобы не на­рушать приработку штанг с толкателями и болтами коромысел.

20.  Отверните болты крепления поддона картера и снимите его осторожно, чтобы не повредить прокладку.

21.  Отверните болт крепления приемника масла к средней пере­городке картера и, слегка проворачивая, выведите его из масля­ного канала.

22.  Расшплинтуйте гайки всех шатунных болтов и отверните их торцовым ключом с головкой на 13 мм.

Перед снятием крышек шатунов необходимо проверить наличие установочных меток. Завод наносит электрографом установочные метки (номера цилиндров) на шатунах и крышках шатунов.

Если метки плохо видны, нужно пронумеровать шатуны и их крышки, выбивая номер цилиндра или соответствующее количество кернов, рисок и т. п.

Крышка шатуна и шатун обработаны совместно.

Переставлять крышку с одного шатуна на другой или перево­рачивать ее на шатуне нельзя.

23.  Дальнейшую разборку удобно производить, установив дви­гатель маховиком вниз.

24.  Снимите крышку шатуна первого цилиндра; легкими уда­рами молотка через деревянную проставку по верхнему торцу ци­линдра раскачайте его и снимите вместе с поршнем и шатуном; установите крышку на место и заверните гайки.

Проследите за тем, чтобы не повредить вкладышей нижней головки шатуна.

25.  Снимите остальные цилиндры с поршнями, соответственно пометив их, и установите на место крышки и гайки.

26.  Выньте поршни с шатунами из цилиндров, снимите кольца с поршней и тщательно промойте все детали.

После мойки и сушки деталей проверьте их состояние.

Смена поршневых колец

Поршневые кольца заменяются при зазоре в стыке кольца, вставленного в цилиндр более 1,8-2 мм.

Для замены изношенных поршневых колец в запасные части поставляются кольца стандартного размера.

Перед постановкой колец на поршень необходимо очистить от нагара днище поршня и канавки для колец, а также прочистить маслоотводные отверстия, расположенные в канавке маслосъем-ных колец. Очистку канавок от нагара удобно производить старым поломанным поршневым кольцом, соблюдая при этом осторож­ность, чтобы не повредить канавку.

Затем тщательно промойте новые кольца от масла, вниматель­но осмотрите каждое кольцо и рассортируйте их по комплектам для каждого цилиндра.

Проверьте величину зазора в замках колец, вставив каждое кольцо из комплекта в соответствующий цилиндр и несколько про­толкнув его днищем поршня.

Зазор не должен быть менее 0,25 мм и не более 0,55 мм.

При необходимости припилите стыковые поверхности колеи до получения нормального зазора в замке. Надевать новые кольца на поршни нужно очень осторожно, чтобы их не поломать и не деформировать.

Наиболее удобно надевать кольца при помощи специального приспособления, или пользуясь тремя металлическими пластинка­ми толщиной 0,5 мм, шириной 6—8 мм и длиной 50 мм, по кото­рым сдвигают кольца вдоль поршня.

Установку начните с нижнего маслосъемного кольца, одев его предварительно на верхний поясок поршня. Расположение колец показано на рис. 43.

В нижнюю канавку устанавливаются два маслосъемных коль­ца, на наружной поверхности которых выполнена проточка, кото­рая при монтаже должна быть обращена вниз.

Верхнее компрессионное кольцо хромированное с тупыми кром­ками, нижнее — луженое с острыми кромками. На внутренней поверхности компрессионных колец выполнена фаска, которая при монтаже должна быть обращена вверх.

Установка поршневых колец и расположение их замков: 1 - верхнее компрессионное кольцо (хромированное, кромки тупые),   2 - нижнее компрес­сионное кольцо (луженое, кромки острые),  3, 4 - маслосъемные кольца,  5 - поршень.

Римскими цифрами указано расположение стыков соответствующих колец.

Смена поршней

Поршень подлежит замене при зазоре между юбкой поршня и цилиндром более 0,25 мм, при ширине канавок под поршневые кольца более 2+0,18 мм (зазор между новыми кольцами и канав­кой более 0,12 мм), при износе отверстия под палец до диаметра 20 + 0,025 мм или при наличии дефектов по внешнему осмотру (задиры, прогары и пр.).

При замене поршней и цилиндров необходимо иметь в виду, что завод устанавливает на двигатели и поставляет в запасные части поршни и цилиндры стандартного размера трех групп.

Для обеспечения монтажного зазора 0,04—0,06 мм (в нижней части юбки) между поршнем и цилиндром они подбираются соглас­но маркировке, для чего на днище поршня выбит литер группы (А, Б, В), а на цилиндре соответственно наносится цветовой индекс (красный, зеленый, черный).

При замене только поршня на работавшем цилиндре следует устанавливать поршень группы А.

Разница в весе самого тяжелого и самого легкого поршня для одного двигателя не должна превышать 3 г.

Подбор пальцев производится по цветовой маркировке на бо­бышке поршня и внутренней поверхности пальца.

19,9875—19,965

Проверьте сопряжение новых поршневых пальцев с втулками шатунов.

Тщательно протертый поршневой палец должен плотно входить в протертую втулку верхней головки шатуна под давлением боль­шого пальца руки без ощутимого люфта.

Зазор между поршневым пальцем и отверстием втулки головки шатуна должен быть в пределах 0,0045—0,0070 мм.

Сборку шатуна с поршнем необходимо производить после их взаимной ориентации.

На пояске днища поршня выбита стрелка, а на стержне шатуна имеется номер детали.

Стрелка на поршне и номер детали шатуна должны быть на­правлены в одну сторону.

Вставьте стопорное кольцо в одну из бобышек так, чтобы стык кольца находился внизу, а усики наружу и кольцо плотно село в канавку.

Затем нагрейте поршень в ванне с горячей водой до темпера­туры 80—85°, смажьте палец дизельным моторным маслом и вставь­те палец в отверстия бобышек поршня и во втулку верхней головки шатуна.

В нагретый поршень палец входит под легким нажатием руки.

Когда палец упрется в стопорное кольцо, вставьте второе коль­цо стыком вниз и усиками наружу.

После остывания поршня палец должен быть неподвижным в отверстиях бобышек поршня, но подвижным во втулке шатуна.

Затем установите кольца на поршень так же, как было опи­сано выше.

Установка поршней с кольцами и шатунами в цилиндры

Перед установкой поршня в сборе с кольцами и шатуном в ци­линдр смажьте поршень маслом для двигателя и прокрутите каж­дое кольцо в канавке.

Затем расставьте замки колец так, чтобы замки каждой сосед­ней пары располагались диаметрально противоположно (см. рис. выше).

Сожмите кольца специальной оправкой и введите поршень в соответствующий цилиндр.

После установки цилиндров с поршнями и шатунами в картер стрелки на днищах поршней и цифры на стержнях шатунов должны быть направлены в сторону шкива (центрифуги) коленчатого вала.

Для выполнения этого правила перед установкой поршней в ци­линдры их необходимо соответствующим образом сориентировать.

Установите между каждым цилиндром и картером картонную прокладку толщиной 0,3 мм, наружным диаметром 86 мм и внутрен­ним диаметром 78 мм; снимите крышки шатунов с вкладышами.

Смена вкладышей шатунных подшипников

Замена вкладышей производится при зазоре между вклады­шами и шейкой вала более 0,25 мм

Для замены изношенных вкладышей шатунных подшипников в запасные части поставляются вкладыши стандартного размера.

Перед установкой новых вкладышей в постели шатуна и крыш­ки их необходимо тщательно вымыть, соблюдая при этом осторож­ность, чтобы не повредить рабочую поверхность.

Затем установите вкладыши в постель шатуна и крышки так, чтобы фиксирующие выступы вкладышей вошли в пазы на посте­лях шатуна и крышки.

Далее поверните коленчатый вал так, чтобы шатунная шейка остановилась в положении нижней мертвой точки, смажьте маслом для двигателя вкладыши и шейку вала, подтяните шатун к шейке и соберите подшипник, обратив внимание на совпадение меток шатуна и крышки.

Заверните гайки шатунных болтов равномерно, но не оконча­тельно. Окончательную затяжку производите после установки всех шатунов, применяя динамометрический ключ и обеспечивая момент затяжки 3,2—3,6 кгм.

Проверьте, легко ли вращается коленчатый вал, и зашплинтуйте гайки шатунных болтов. При этом шплинты гаек обязательно должны иметь натяг в отверстиях болтов и шлицах гаек.

Качание шплинта с разведенными концами в пазах гайки не допускается.

Притирка клапанов

Как упоминалось выше, при текущем ремонте двигателя с за­меной поршневых колец и вкладышей рекомендуется притереть клапаны.

Перед снятием клапанов пометьте головки цилиндров (левая или правая), а также пометьте клапаны соответствующими поряд­ковыми номерами, рисками или кернами.

Для снятия клапана необходимо сжать его пружину и удалить сухари. Эту операцию выполняйте при помощи приспособления, обеспечивающего снятие сразу двух клапанов. Скобу съемника расположите так, чтобы постоянный упор прижимал головки клапанов, а винт с нажимной планкой находился поверх опорных тарелок клапанных пружин снимаемых клапанов. Заворачивая винт, сожмите пружины клапанов и снимите суха­ри с конца стержня.

Приспособление, обеспечивающее снятие сразу двух клапанов.

1 —скоба; 2—планка нажимная; 3—винт.

Приспособление для снятия пружины клапана без разборки

двигателя

1 — кольцо нажимное с ручкой, 2 — крючок поддерживающий.

Постепенно отворачивая винт, освободите пружины клапанов и снимите съемник.

Снимите опорные тарелки, маслозащитные стаканы, пружины и опорные шайбы, а затем удалите клапаны из направляющей.

Таким же образом снимите все остальные клапаны.

Сборку клапанов производите в обратном порядке.

Примечание. В эксплуатации может возникнуть необходимость в замене

пружины  клапана,   которую   можно  заменить,   не  разбирая  двигателя, применяя

специальное приспособление, состоящее из нажимного кольца с ручкой и под­держивающего крючка.

Выверните свечи и тщательно очистите камеры сгорания голо­вок от нагара с помощью стальной щеточки.

Очистите всю головку, особенно ребра охлаждения, от пыли и грязи и промойте ее в керосине или бензине.

Очистите клапаны от нагара и промойте все детали.

Следы точечной эрозии на рабочей фаске не являются основа­нием для шлифовки клапанов, если они не нарушают уплотнения.

При значительном износе рабочих фасок — прошлифуйте их.

Шлифование рабочих фасок клапанов производится на спе­циальных шлифовальных станках. Если такого станка нет, клапаны можно шлифовать на универсальном шлифовальном станке или на токарном станке при помощи суппортно-шлифовального при­способления.

Рабочую поверхность клапанов шлифуют под углом 45° к оси стержня клапана.

При шлифовании нужно снимать минимальное количество ме­талла, необходимое для того, чтобы вывести раковины и кольце­вую выработку.

После шлифования нужно проверить высоту цилиндрического пояска головки клапана. Если после шлифования фаски этот раз­мер окажется меньше 1 мм, клапаны заменяют. Заменять клапаны нужно также при обнаружении погнутости стержня.

Седла впускных и выпускных клапанов обладают высокой твер­достью, и во время текущего ремонта их следует лишь очистить от нагара.

После того, как рабочие фаски клапанов будут окончательно отшлифованы или чисто проточены, произведите притирку клапа­нов. Притирку производите и в том случае, когда ввиду малого износа шлифования не требуется.

Для притирки нанесите на фаску головки клапана тонкий слой притирочной пасты, приготовленной в виде смеси мелкого наждач­ного порошка (карборунда) с маслом для двигателя, вставьте клапан в соответствующую направляющую втулку и при по­мощи приспособления, состоящего из толстостенного шланга внутренним диаметром 4—5 мм и ручки, произведите при­тирку.

Приспособление для притирки клапанов

1 — клапан  2 — шланг резиновый, 3—ручка

Притирку производите поворотом кисти руки вправо и влево на 90° с одновременным прижимом клапана к седлу. После 3—4 по­воротов меняйте положение клапана.

Притирать клапаны нужно очень осторожно, не снимая с рабо­чих фасок излишне много металла.

Признаком удовлетворительной притирки является однотонный серый цвет без заметных рисок на всей поверхности фаски после промывки клапана в бензине

Выполнять притирку следует аккуратно, чтобы паста не попала в направляющую втулку клапана, в противном случае, произойдет усиленный износ стержня и направляющей втулки.

После притирки всех остальных клапанов необходимо тщательно промыть бензином  места притирки,  направляющие  втулки  и о чистить направляющую втулку тряпочкой, одетой на проволоку.

Смажьте стержни клапанов моторным маслом, установите в головки

и соберите клапаны с пружинами в последовательности, обратной разборке.