Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ремонт ЗАЗ-965

ПУСК ДВИГАТЕЛЯ ЗАЗ-965А и ЗАЗ-965АБ

Исправный  двигатель  пускается  легко.   Однако,   в  отдельных случаях, особенно в холодную погоду, могут возникнуть трудности

из-за незнания приемов пуска двигате­ля с воздушным охлаждением. Поэтому необходимо строго выполнять указания данной инструкции, нарушение которых может привести к затруднениям при запуске и увеличенному износу деталей двигателя.

Необходимо помнить, что примене­ние вязких летних масел (Дп-11 или ДС-11) в холодное время года затруд­няет пуск двигателя, приводит к раз­рядке аккумуляторной батареи и уве­личивает износ деталей при пуске. В холодное время года применяйте масла АС-8 или Дп-8.

Пользоваться воздушной заслонкой карбюратора при пуске следует толь­ко в случаях, рекомендуемых  ниже, так как   при   излишнем   обогащении смеси неиспарившийся  бензин, попа­дая на электроды и юбочки изоляторов свечей, намного ухудшает искрообразование и затрудняет пуск двигателя.

Пуск теплого двигателя

Теплый двигатель, находящийся в исправном состоянии, при применении надлежащего топлива, обычно пускается с первых же оборотов.

Для этого выполните следующие операции:

1.   Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное по­ложение.

2.  Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслон­кой и включите зажигание и стартер.

3.  Как только двигатель запустился, отпустите ключ замка за­жигания.

Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске не должна превышать 10 сек.

Если двигатель не запускается после двух-трех попыток, — пре­кратите попытки к пуску до обнаружения и устранения неисправ­ности.

Если теплый двигатель требует при пуске пользования воздуш­ной заслонкой карбюратора, это указывает на засорение жиклеров (в первую очередь системы холостого хода). Их необходимо продуть.

Пуск холодного двигателя при умеренной температуре

(до +5°С)

После длительных стоянок автомобиля рекомендуется перед пуском подкачать бензин в карбюратор ручным рычагом бен­зинового насоса для возмещения потерь бензина вследствие испарения.

После этого выполните следующее:

1. Поставьте рычаг переключения передач в нейтральное по­ложение.

2.  Выключите сцепление, чтобы стартер не проворачивал вместе с коленчатым валом шестерен коробки передач, находящихся в за­густевшем масле.

3.  Слегка нажмите на педаль управления дроссельной заслон­кой и включите зажигание и стартер.

Держать стартер включенным можно, не более 10 сек.

При повторных пусках интервалы между включениями стартера должны быть не менее 1 мин; включать стартер можно только после полной остановки двигателя.

4.  Как только двигатель запустился, отпустите ключ включа­теля зажигания и стартера.

5.  Прогрейте двигатель на средних оборотах. Прогрев на боль­ших оборотах приводит к значительному износу деталей.

Прогревать двигатель следует до тех пор, пока он не будет устойчиво работать на малых оборотах холостого хода.

Пуск холодного двигателя при низких температурах (от +5°С до -10°С)

При этих температурах необходимо пользоваться маслами АС-8 или Дп-8.

Порядок пуска следующий:

1.   Подкачайте бензин рычагом ручной подкачки бензинового насоса.

2.  Выключите сцепление. При пуске двигателя пусковой рукоят­кой поставьте между педалью и сиденьем распорку.

3. Нажмите 2—3 раза на педаль привода дроссельной заслонки.

4. Закройте полностью воздушную заслонку.

5.  Не   нажимая   на   педаль   дроссельной   заслонки,   включите зажигание и стартер.

6.  Сразу после запуска, по мере прогрева двигателя, приоткры­вайте воздушную заслонку и нажимайте на педаль дроссельной заслонки, обеспечивая устойчивую работу двигателя.

Прогревать двигатель следует на умеренных оборотах до устой­чивой его работы на малых оборотах холостого хода.

По мере прогрева двигателя следует постепенно педаль сцепле­ния отпускать для проворачивания валов коробки передач в загу­стевшем масле. Если сцепление включить сразу после пуска дви­гателя, он может заглохнуть.

Для увеличения стартерной работоспособности аккумуляторной батареи в зимнее время рекомендуется заносить ее в теплое поме­щение, так как с понижением температуры электролита падает действительная емкость аккумуляторной батареи.

Если двигатель не запустился с трех попыток, прекратите по­пытки к пуску до обнаружения и устранения неисправности.

Обычно причинами затрудненного   пуска  двигателя являются:

1. Излишнее обогащение смеси.

2. Отсутствие подачи топлива в карбюратор.

3.  Неудовлетворительное состояние контактов прерывателя или нарушение величины зазора между ними.

4. Неисправность конденсатора.

5.  Утечка тока высокого напряжения в крышке распределителя вследствие ее загрязнения снаружи или внутри.

6. Неисправные или загрязненные свечи.

7. Неисправная электропроводка.

8. Применение топлива низкого качества.

9.  Недостаточное число оборотов стартера из-за слабой зарядки аккумуляторной батареи или неисправности самого стартера.

10. Неправильная регулировка клапанов.

Причинами переобогащения смеси могут быть: чрезмерное поль­зование педалью привода дроссельной заслонки перед пуском дви­гателя или во время провертывания его стартером, переливание карбюратора из-за неисправности игольчатого клапана или поплавка, слишком богатая регули­ровка системы холостого хода и на­качивание бензина во впускную тру­бу ускорительным насосом карбю­ратора при первых попытках за­пуска

Если почему-либо произошло пе­реобогащение смеси, то устранение его производите продувкой цилинд­ров. Для этого плавно нажмите но­гой до отказа на педаль привода дроссельной заслонки карбюратора и, не отпуская ее, включите стартер.

Прокрутите двигатель стартером в течение 5—10 сек.

Повторите пуск, как указано выше. Если таким образом продуть цилиндры не удалось— выверните свечи и прокрутите двигатель стар­тером не более 10 сек при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках.

Вывернутые свечи очистите, про­сушите и поставьте на место. Пуск двигателя после этого производите без подкачки топлива, педалью дроссельной заслонки.

Пуск двигателя при температуре ниже — 10°С

При низкой температуре рекомендуемые для зимы масла также густеют и двигатель необходимо подогревать. Подогрев двигателя нужен для уменьшения вязкости масла и облегчения смесеобра­зования при пуске.

Рис. 1. Устройство для предпуско­вого подогрева двигателя:

1 — отопитель; 2 — выходной патрубок отопителя; -3 — гибкий металлорукав; 4 — впускной конец коллектора; 5 — подогревающий коллектор; 6 — заслонка отопителя; 7 — кнопка тяги заслонки. А — положение кнопки при обогреве кузова; Б — положение кнопки при про­греве двигателя.

Подогрев двигателя с помощью отопительной установки

1.   Снимите крышки с патрубка отопителя и впускного конца коллектора подогрева на двигателе.

2.  Вставьте одним концом патрубок металлорукава в воздухо­вод коллектора подогрева, а другим — в патрубок отопителя.

3.  Закройте заслонку 6 отопителя (рис. 1), потянув кнопку 7 на себя до отказа, и поверните ее на 90°.

4. Включите отопитель в соответствии с правилами пользования.

5.  Прогрейте двигатель в течение 20—30 мин, в зависимости от температуры окружающего воздуха.

6. По истечении указанного времени, не выключая отопительной установки и не включая зажигания, проверните коленчатый вал пусковой рукояткой, сделав 4—5 оборотов. Если коленчатый вал проворачивается легко и ощущается компрессия в цилиндрах дви­гателя, приступите к пуску.

7.  После предпускового подогрева пуск двигателя осуществля­ется так же, как при температуре до +5°С.

8.  Когда двигатель завелся, следует     немедленно     открыть заслонку      отопителя, поставив кнопку 7 в положение от себя, а затем снять металлорукав (имея в виду, что он горячий).

9.  Закройте крышкой патрубок отопителя 2 и впускной конец коллектора подогрева 4.

Примечания:

1. В целях ускорения подогрева двигателя рекомендуется крышку моторного отсека держать закрытой.

2. Оставлять металлорукав на патрубках нельзя, иначе тепло из отопителя будет отсасываться в двигатель.

3.  При применении масел Дм-11 или ДС-11 предпусковой подогрев нужен также при температуре 0°С.

Пуск двигателя буксировкой автомобиля

Пуск двигателя буксировкой автомобиля при застывшем масле недопустим, так как это всегда приводит к авариям.

Пуск буксировкой можно применять только в исключительных случаях для двигателя, коленчатый вал которого вращается легко, а в коробке передач залито масло, соответствующее сезону эксплуатации.

Остановка двигателя

После прекращения движения с большой скоростью, особенно в жаркое время года, следует дать двигателю поработать в течение 1—2 мин на малых оборотах, а затем выключить зажигание. Это необходимо для постепенного его охлаждения. Длительная работа двигателя на холостом ходу приводит к образованию копоти на свечах и отказу в пуске, тогда как при работе двигателя с нагруз­кой свечи очищаются. Поэтому не следует работать на холостом ходу более 2 мин.