Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Органы управления автомобиля м-13 чайка

На фиг. 17 показано расположение основных органов управления автомобиля Чайка.

В середине рулевого колеса 3 расположена кольцевая кнопка сигнала 4.

Слева на рулевой колонке расположена рукоятка 2 переключателя указателей поворота. Перемещением рукоятки в нижнее положение указывается левый поворот автомобиля. Правый поворот указывается перемещением рукоятки в верхнее положение. Указатели поворота выключаются автоматически, при выходе автомобиля из поворота. Включение указателей поворота показывает мигающая надпись поворот на крайнем правом приборе комбинации приборов.

Включение передач осуществляется кнопками 1, расположенными на панели приборов слева от рулевого колеса. Для включения какой-либо передачи необходимо нажать до отказа соответствующую кнопку. Кнопки обозначены буквами Н, Д, Т и ЗХ. Для улучшения видимости в ночное время кнопки освещены, причем более ярким светом освещены не включенные кнопки.

Кнопка Н — нейтрал — включается при запуске двигателя, а также на стоянке автомобиля с работающим или неработающим двигателем.

Кнопка Д включается при движении вперед в любых условиях, кроме весьма редких случаев, когда необходимо улучшить торможение двигателем на длительных спусках с гор. В этом случае включается кнопка Т—торможение.

Кнопки Т и Д (а также кнопку Н) можно нажимать на ходу автомобиля. Включением кнопки Т при скорости движения выше 40 км/час включается вторая передача планетарной коробки.

При снижении скорости автомобиля ниже 36 км/час автоматически включается первая передача. При включении кнопки Т на стоянке или при скорости движения ниже 36 км/час включается первая передача. При дальнейшем повышении скорости выше 36 км/час автоматически включается вторая передача. Для перехода на третью передачу необходимо нажать кнопку Д.

Задний ход включается нажатием кнопки ЗХ. Эту кнопку можно нажимать только после полной остановки автомобиля. При нажатии кнопки ЗХ загораются фонари освещения заднего хода.

Слева от рулевой колонки расположена широкая педаль основных тормозов с расчетом на возможность торможения правой или левой ногой. Система основных тормозов снабжена вакуумным усилителем, который при работающем двигателе облегчает торможение.

Рукоятка тормоза стоянки 7 расположена под панелью приборов, слева от педали основных тормозов. Этим тормозом следует пользоваться на стоянке, а также в случае повреждения основных тормозов. Для торможения необходимо потянуть рукоятку на себя. При этом (при включенном зажигании) загорается красная лампочка на панели приборов. Для оттормаживания следует повернуть рукоятку на 1/8 оборота против часовой стрелки и оттолкнуть в исходное положение: красная лампочка при этом должна погаснуть. Движение автомобиля с горящей красной сигнальной лампочкой не допускается.

Справа от педали тормозов расположена педаль 5 дроссельной заслонки. Эта педаль управляет открытием дроссельных заслонок карбюратора и автоматическим переключением передач.

Левее тормозной педали расположена педаль 8 водяного насоса обмыва ветрового стекла. Для обмыва стекла на ходу автомобиля следует включить стеклоочиститель и нажать несколько раз ногой на педаль насоса. Струи воды размочат грязь на ветровом стекле, а щетки очистят его. По мере надобности следует доливать воду в бачок насоса.

В левой части наклонного пола расположена педаль 9 ножного переключателя света. Нажатием на эту педаль, в зависимости от положения центрального переключателя света, переключаются ближний и дальний свет фар или же свет подфарников и ближний свет фар. На левой стенке передка под панелью приборов расположена рукоятка 10 замка капота. Для открытия капота рукоятку следует потянуть на себя.

Выше этой рукоятки расположена рукоятка 11 тяги управления жалюзи радиатора. Вытягиванием рукоятки до отказа на себя створки полностью закрываются и, наоборот, крайнее переднее положение рукоятки соответствует полному открытию створок. Промежуточные положения рукоятки соответствуют частичному открытию створок.

На левой передней двери расположены включатели 12 стеклоподъемников. С места водителя может быть поднято и опущено любое из четырех стекол дверей. Кроме того, имеются включатели на каждой двери, управляющие стеклоподъемником данной двери. Одновременное включение всех четырех стеклоподъемников не рекомендуется вс избежание перегрузки.

На фиг. 18 показано расположение приборов и остальных органов управления, установленных на панели приборов.

Против рулевой колонки расположен спидометр 3 с суммирующим счетчиком пройденного пути. Цифры на шкале спидометра показывают скорость в десятках километров в час.

Слева от спидометра находятся: указатель 2 уровня бензина, лампочка 1, контролирующая зарядку батареи, и контрольная лампочка 21 давления масла в двигателе. Лампочка 1 загорается при отсутствии зарядки батареи и имеет на стекле надпись разряд. Лампочка 21 загорается при падении давления масла в масляной магистрали двигателя и имеет на стекле надпись масло. Справа от спидометра расположен указатель 4 температуры воды в системе охлаждения.

Кроме того, имеется сигнальная лампа 5, загорающаяся зеленым светом при повышении температуры воды выше допустимой.

Рядом с зеленой сигнальной лампой расположена красная сигнальная лампа 6 тормоза стоянки.

Контрольная лампочка 7 имеет надпись поворот и загорается мигающим светом при включении указателя поворота.

В средней части панели приборов расположен радиоприемник 8.

Часы 9 приводятся в действие от аккумуляторной батареи, поэтому в заводке они не нуждаются. Кнопка 10 для перевода стрелок часов находится под панелью приборов, правее пепельницы 11.

В левой нижней части панели приборов расположены включатель 24 противотуманных фар (для включения противотуманных фар рукоятку надо вытянуть на себя) и переключатель стеклоочистителя 23. Включатель стеклоочистителя имеет три положения: 1-е — выключено, 2-е — замедленный ход и 3-е—-нормальный ход. Включается поворотом рукоятки по часовой стрелке.

Центральный переключатель света 22 имеет три положения рукоятки: 1-е — выключено все наружное освещение; 2-е — включено освещение для городской езды (задние фонари, освещение номерного знака и, в зависимости от положения ножного переключателя света, подфарники или ближний свет фар); 3 е — включено освещение для загородной езды (задние фонари, освещение номерного знака и, в зависимости от положения ножного переключателя света, дальний или ближний свет фар). Во 2-м и 3-м положениях, кроме того, включается освещение приборов, для чего рукоятку надо вытягивать на себя. Поворотом этой рукоятки регулируется интенсивность освещения приборов.

Слева от рулевой колонки расположена рукоятка 20 тяги воздушной заслонки — подсос. Вытягиванием рукоятки на себя воздушная заслонка прикрывается.

Справа от рулевой колонки расположен включатель зажигания 19, имеющий четыре положения ключа: среднее — выключено, первое правое (поворот ключа по часовой стрелке)— включено зажигание, второе правое — включены зажигание и стартер, левое — для пользования приемником на стоянке с неработающим двигателем. Сеть приемника включается также в первом правом положении ключа.

Справа от замка зажигания расположена рукоятка 18 тяги ручного газа. Вытягиванием рукоятки на себя открывается дроссельная заслонка.

В средней части панели приборов расположен ящик для мелких вещей, крышка которого открывается нажатием на кнопку 16. Ящик освещен лампочкой, загорающейся при открывании крышки.

Над этим ящиком расположены рычаги управления открытием люка воздухопритока и люка вентиляции. В положении рычага 17, показанном на фиг. 18, люк воздухопритока полностью закрыт. Перемещением его вправо люк открывается. В крайнем правом положении рычаг фиксируется уступом щели. Это положение соответствует полному открытию люка воздухопритока.

Рычагом 15 изменяется положение заслонки люка вентиляции. В положении рычага, указанном на фиг. 18, люк вентиляции полностью закрыт. В крайнем левом положении рычага заслонка люка становится в такое положение, при котором свежий воздух из воздухопритока (при открытом воздухопритоке) направляется в кузов непосредственно, минуя радиатор отопителя. В промежуточных положениях рычага воздух подогревается частично. В летнее время рычаг 15 рекомендуется держать в крайнем левом положении.

В правой нижней части панели приборов расположены включатели вентиляторов обдува ветрового стекла 13 и отопителя 14. Оба включателя имеют три положения: выключено, нормальный ход и замедленный ход. Включение производится поворотом головок по часовой стрелке. Справа от этих включателей расположен прикуриватель 12.

Под панелью приборов слева расположен блок тепловых предохранителей 25. Предохранители включаются нажатием на соответствующую кнопку после устранения неисправности.