Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Карданная передача

На всех автомобилях ГАЗ (как легковых, так и грузовых) карданная передача открытого типа и состоит из полых валов и карданных шарниров с игольчатыми подшипниками.

Основное, принципиальное различие в карданных передачах легковых и грузовых автомобилей заключается в размерности шарнира и в способе крепления игольчатых подшипников в вилках шарниров, а также в некоторых других конструктивных особенностях.

У легковых автомобилей диаметр цапфы крестовины кардана равен 16,3 мм, подшипник (ГПЗ-704702К) удерживается в вилке стопорным кольцом с внутреннего торца вилки.

У грузовых автомобилей диаметр цапфы 22 мм, а подшипник (ГПЗ-804704) стопорится в вилке пластинкой с наружной стороны.

Почти все детали карданных передач легковых и грузовых автомобилей, за исключением валов и некоторых других деталей, соответственно унифицированы между собой.

КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Карданный вал автомобиля М-20 Победа показан на фиг. 144. К переднему концу тонкостенной трубы приварена вилка 2 карданного шарнира, а к заднему — наконечник 16 с внутренними шлицами, по которым скользит вилка 12. Для предохранения шлицевого соединения вала от загрязнения служит защитный резиновый чехол 13, а для удержания смазки в шлицах — войлочный сальник 14.

Передняя вилка 2 и скользящая вилка 12 при сборке должны быть установлены в одной плоскости. Для этого необходимо совместить метки-стрелки 5, нанесенные на наконечнике 16 и на скользящей вилке. Центрирование крестовины И в вилках осуществляется упором ее торцов в донышки подшипника 7.

  Все, что сказано здесь в отношении конструкции, балансировки, монтажа и т. д., распространяется также и на карданные валы грузовых автомобилей.

 


Подшипники фиксируются в отверстиях вилок пружинными стопорными кольцами 8. Для удержания смазки в игольчатых подшипниках и предотвращения попадания в них грязи, пыли, воды служат резиновые самоподжимные сальники 10.

Карданные валы в сборе с шарнирами тщательно динамически балансируются с помощью балансировочных пластин 5, привариваемых к трубе. При разборке все детали, в том числе вилки, крестовины и игольчатые подшипники, нужно маркировать для того, чтобы при сборке их можно было поставить на прежние места и в прежнем положении. Изменение взаимного расположения детален при сборке неизбежно приводит к нарушению балансировки, повышению вибрации и может послужить причиной аварии.

При износе отдельных деталей вала нужно менять весь вал, если нет возможности его сбалансировать.

Игольчатые подшипники смазываются через сквозные каналы в цапфах крестовины. Эти каналы служат как для подвода смазки к подшипникам, так и для хранения ее запаса; их наполняют смазкой через прессмасленку. В центре крестовины помещен предохранительный клапан 17, предназначенный для выпуска из нее излишней смазки и предотвращающий повышение давления внутри крестовины при нагревании во время работы.

Игольчатые подшипники нужно смазывать нигролом или другим жидким маслом высокой вязкости, но ни в коем случае не солидолом или другими консистентными смазками. При смазке солидолом подшипник может быстро выйти из строя, так как, обладая малой подвижностью, солидол недостаточно смазывает его иглы.

Смазывать солидолом нельзя еще и потому, что, находясь в каналах крестовины, он затвердевает и образует пробки, препятствующие проходу жидкой смазки.

Шлицы карданного вала смазываются солидолом через прессмасленку. Для разборки кардана следует снять стопорные кольца с обоих концов вилки. Затем легкими ударами надо выбить оба противоположных подшипника, снять их с цапф крестовины и, перекосив крестовину, вынуть ее из проушин вилки. При сборке нужно проверить наличие всех игл в подшипнике. Отсутствие хотя бы одной иглы вызовет быстрый выход из строя подшипников и крестовины.

Карданная передача автомобилей ГАЗ-12, Волга и Чайка состоит из двух валов, трех карданных шарниров 35 и промежуточной опоры. На фиг. 145 показан промежуточный карданный вал автомобиля ГАЗ-12. Передний конец вала привернут болтами к фланцу вторичного вала коробки передач. Задний конец вала вращается в шариковом подшипнике 6, установленном в промежуточной опоре. К фланцу 10 прикрепляется передний шарнир заднего карданного вала.

Промежуточная опора прикреплена к стенкам туннеля пола кузова на двух резиновых подушках .

В корпус 8 вставлена резиновая обойма 7 с шариковым подшипником. В нижней части корпуса опоры имеется резиновый буфер 13. предотвращающий жесткие удары опоры о низ туннеля.

Благодаря эластичности подушек 11 и обоймы 7 кузову автомобиля не передается вибрация карданной передачи и обеспечивается нормальная работа подшипника 6. Подшипник 6 неразборный, имеет двухстороннее фетровое уплотнение. Смазку в подшипник закладывают на подшипниковом заводе (при сборке). Ухода за подшипником в. эксплуатации не требуется.

Для защиты подшипника от грязи на заднем конце промежуточного вала и фланца 10 установлены отражатели 9. Промежуточную опору нужно ставить на место так, чтобы

между кромками отражателей 9 и подушками 11 оставался зазор в 3—5 мм. Это необходимо для того, чтобы предотвратить задевание отражателей за корпус опоры. Возможность перемещения опоры в продольном направлении при сборке обеспечивается овальной формой отверстий в стенках туннеля пола, через которые проходят болты, крепящие подушки подвески опоры.

Карданный вал Волги отличается от вала автомобиля ГАЗ-12 меньшей длиной трубы (у Волги—881 мм, у ГЛЗ-12—981 мм). Карданный вал Чайки полностью унифицирован с калом Волги.

Промежуточный карданный вал автомобиля Волга показан на фиг. 146. В отличие от опоры автомобиля ГАЗ-12 здесь имеются два резиновых буфера, предотвращающих жесткие удары о верх и низ туннеля. На автомобилях М-21 (с автоматической коробкой передач) и М-21А (с механической коробкой передач) устанавливаются разные промежуточные валы, различающиеся между собой только длиной (вал М-21 на 75 мм короче вала М-21А).

Промежуточный карданный вал автомобиля Чайка показан на фиг. 147. От промежуточных валов ГАЗ-12 и Волги он отличается конструкцией опоры и длиной вала.