Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Регулировка рулевого механизма

Регулировка рулевого механизма нужна для поддержания зазоров в зацеплении червяка и ролика и в подшипниках червяка в требуемых пределах, обеспечивающих нормальный люфт рулевого колеса. Несоблюдение этого условия ведет к тому, что водитель ке чувствует дороги, и появляется отдача в рулевое колесо.

 


Необходимость в периодической регулировке вызывается износом зубьев рулевой пары и роликовых подшипников червяка.

Особенностью зацепления червяка с роликом является непостоянство зазора в рулевой паре при различных положениях рулевого колеса. При движении автомобиля по прямой этот зазор в правильно отрегулированном руле практически отсутствует. По мере поворота рулевого колеса в ту или иную сторону зазор увеличивается, достигая в крайних положениях 30° свободной угловой игры рулевого колеса.

Регулировать рулевую пару следует в том случае, если свободная угловая игра рулевого колеса в положении движения автомобиля по прямой превышает 40 мм при измерении на ободе. Прежде чем приступить к регулировке рулевой пары, следует убедиться в том, что именно является действительной причиной повышенной игры рулевого колеса.

Очень часто бывает, что дело не в износе рулевой пары и ее подшипников, а в ослаблении посадки сошки на ее валу, ослаблении крепления шаровых пальцев, ослаблении крепления картера руля к раме и других

соединений рулевого управления. Только после устранения указанных неисправностей можно приступить к регулировке зацепления червяка с роликом и подшипников червяка.

Сначала регулируются подшипники червяка (если в этом есть необходимость), затем — зацепление червяка с роликом.

Перед регулировкой подшипников червяка следует проверить, имеется ли осевой зазор червяка (вала рулевого управления). Для этого нужно, приложив палец к ступице рулевого колеса и к рулевой колонке (или к кожуху переключателя поворота), немного поворачивать рулевое колесо вправо и влево. При наличии в подшипниках червяка осевого зазора пальием 6viaT ощущаться осевое перемещение ступицы рулевого колеса oihj-сительно колонки.

Если осевого зазора в подшипниках червяка нет, то нужно регулировать только зацепление червяка с роликом. Эта регулировка выполняется без снятия руля с автомобиля, так, как указано ниже. Для регулировки затяжки подшипников червяка необходимо руль с автомобиля снять и выполнить следующее.

Разобрать рулевой механизм и промытьвсе детали.

Установить в картер вал руля с червякоми подшипниками и надеть на шлицы рулевоеколеса

3.             Удалить одну тонкую прокладку 2(фиг. 163) из-под крышки 1, поставить остальные прокладки на место и туго затянуть четыре болта крепления крышки.

4.             Проверить отсутствие осевой игры в подшипниках и легкость поворота рулевого колеса.

Если осевая игра не устранена, надо сиять одну толстую прокладку, поставив на ее место тонкую, снятую ранее. Регулировка считается законченной, если при отсутствии осевой игры усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, приложенное к его ободу, будет находиться в пределах 0,3—0,5 кг.

5.             Поставить на место вал сошки с роликом и крышку 21 с подшипником 20. Вращаявинт 17 специальным ключом из комплекта инструмента водителя, отрегулировать зацепление ролика с червяком, чтобы при среднем положении руля зазор отсутствовал. При вращении винта 17 по часовой стрелке зазор в зацеплении уменьшается, а при вращении против часовой стрелки — увеличивается. В правильно отрегулированном руле усилие для поворота рулевого колеса (влево или вправо от среднего положения), замеренное на ободе, должно быть в пределах 1,6—2,2 кг.

6. Поставить стопорную шайбу 16, надев ее на штифт 19, и туго затянуть контргайку 18.

После установки на автомобиль руль надо поставить в среднее положение и затем надеть сошку. При этом сошка должна расположиться параллельно продольной оси автомобиля. В этом же среднем положении следует надевать рулевое колесо на шлицы вала.

Если зацепление ролика с червяком регулируется без замера усилия, необходимого

  Среднее положение руля — это такое положение, от которого колесо в обе стороны поворачивается до упора на одинаковое число оборотов (приблизительно иа два оборота).

для поворачивания рулевого колеса, то следует остерегаться слишком тугой регулировки. При тугой регулировке руль теряет способность самостоятельного возврата в среднее положение после выхода из поворота и ухудшается устойчивость автомобиля при движении с большими скоростями. Излишне тугая регулировка зацепления определяется на рулевом колесе по ощущению тугого его проворачивания, с трением, тогда как нормальным ощущением является совершенно легкое поворачивание, без явного трения.

Для ослабления тугой регулировки следует понемногу повертывать винт 17 против часовой стрелки до тех пор, пока не восстановится нормальное легкое вращение, проверяя это во время движения.

Не следует одновременно с регулировкой зацепления в рулевом механизме регулировать шарниры в рулевых тягах, так как при этом тугое вращение в шарнирах рулевых тяг можно принять за тугое зацепление в рулевом механизме. К регулировке рулевых тяг надо приступать после окончания регулировки рулевого механизма.