Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Гидроусилитель рулевого управления автомобиля чайка

В системе рулевого управления автомобиля Чайка имеется гидроусилитель.

Гидроусилитель руля уменьшает усилие, прикладываемое водителем к рулевому колесу для поворота передних колес, смягчает удары, возникающие вследствие неровностей дороги, и повышает безопасность движения, облегчая удержание автомобиля на дороге б случае разрыва шины переднего колеса.

Гидроусилитель руля состоит из масляного насоса и силового цилиндра.

Масляный насос (фиг. 167) установлен на генераторе и приводится в действие от его вала. На насосе установлен бачок 1 для масла. Насос состоит из двух основных частей: корпуса 15 и крышки 16. Шестерни насоса 7 и 8 со специальным профилем зубьев установлены в корпусе, а клапан 12 — в крышке. Валик 18 насоса соединяется с валом генератора через мягкую муфту. Валик 18 установлен на двух тонкостенных бронзовых втулках 19. Упорная шайба 21 предохраняет от износа торец крышки. Все масло, возвращающееся из гидроусилителя в насос, проходит через сетчатый фильтр 2, расположенный внутри бачка.

Для ограничения давления и количества масла, поступающего в силовой цилиндр при максимальных оборотах двигателя, в кгсссе имеется клапан 12 и золотник 11. На клапан и золотник действуют две взаимно уравновешенные пружины 14 и 10.

Масло из напорной камеры А поступает через отверстие в золотнике  в силовой цилиндр усилителя. При повышении числа оборотов двигателя производительность и давление насоса возрастают, вследствие чего клапан 12 (благодаря упору золотника 11 в кольцо 13) перемещается влево, сжимает пружину 14 и приоткрывает отверстие сливного канала £. Избыток маела перетекает по сливному каналу в бачок. При ударах, возникающих от неровностей дороги, масло из силового цилиндра поступает обратно в насос, смещает золотник 11 вправо, который, преодолевая сопротивление пружины, прикрывает сливной канал Б.

Схема работы гидроусилителя показана на фиг. 168. Цилиндр усилителя 6 через палец с шаровой головкой (фиг. 169) соединен с рулевой тягой, а шток 7 поршня 5 своим наружным концом закреплен за неподвижный кронштейн на раме автомобиля. В зависимости от поворота колес в ту или иную сторону, масло под давлением поступает то с одной, то с другой стороны поршня, помогая таким образом перемещению рулевой тяги. Изменение направления рабочего давления масла осуществляется золотником 11, перемещаемым шаровым пальцем 9 сошки. Золотник находится в корпусе, установленном на левом конце рулевой тяги.

Усилие на рулевом колесе пропорционально сопротивлению колес повороту, что создает у водителя чувство дороги или ощущение поворота. Это достигается автоматически за счет того, что разность рабочего давления масла и давления в возвратной магистрали, увеличивающаяся по мере увеличения сопротивления колес повороту, стремится поставить золотник 11 в нейтральное положение, соответствующее движению автомобиля по прямой.

Гидроусилитель руля не требует в работе регулировок. Уход за ним заключается в доливке масла в бачок, систематической чистке фильтра и подтяжек ослабевших соединений.

На фиг. 169 показана конструкция силового цилиндра.