Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Рулевые тяги

Рулевые тяги легковых автомобилей

Принципиальная схема кинематики рулевых трапеций автомобилей М-20, М-21, ГАЗ-12 и М-13 одинакова. Рулевая трапеция состоит из трех тяг и четырех рычагов.

Устройство рулевых трапеций показано на фиг. 170, 171 и 172.

Тяги рулевых трапеций (кроме М-20) выполнены в виде стержней с головками на концах, в которых имеются сферические шарниры. Боковые тяги (к примеру, тяга 5 на фиг. 170) регулируются по длине с помощью трубок 4, имеющих правую и левую резьбу на концах. Самопроизвольное отвинчивание трубок предотвращается хомутами, стягивающими разрезанные концы трубок.

Все сферические шарниры (кроме тяги сошки М-20) рулевых трапеций самоподтягивающиеся, и регулировки их в эксплуатации не требуется.

На фиг. 173 показана конструкция сферического шарнира. В головку тяги запрессовано стальное (цементованное и закаленное) кольцо 6, на которое опирается рабочая сферическая поверхность пальца . Палец изготовлен из стали 15НМ, головка его цементована и закалена. Пружина 9 через опорную пластину 10 постоянно прижимает палец к сферической поверхности кольца 6. Низ головки шарнира закрыт заглушкой 8, закрепленной стопорным кольцом 7.

 


От попадания грязи шарнир защищен сферическими шайбами 4 и 5 и резиновым кольцом 3, постоянно сжатым лапками пружинного колпачка 2. Сферический шарнир внутренних концов боковых тяг (фиг. 173 6) отличается от описанного шарнира только тем, что опорная пластина 11 имеет два выступа, упирающиеся в пружинные шайбы 12, и носик, входящий в отверстие, просверленное для прессмасленки.

Тяга может неограниченно поворачиваться вокруг оси пальца, причем качание тяги может быть только в одном направлении — вверх и вниз в пределах 20°. Вследствие этого изогнутые боковые тяги не повертываются вокруг своей оси.

Конструкция маятникового рычага автомобиля М-20 показана на фиг. 174.

Осью качания маятникового рычага 2 служит резьбовой хвостовик кронштейна 5, прикрепленного к поперечине. Для увеличения износостойкости в тело рычага туго ввернута на резьбе с пологим профилем термически обработанная втулка  с крупной внутренней резьбой. Скольжение при повороте маятникового рычага происходит между резьбовыми поверхностями втулки  и хвостовика кронштейна. От попадания грязи сочленение снизу защищено резиновым кольцом 3.

Затяжку втулки  в головке рычага 2 следует проверять при каждом профилактическом осмотре. Втулка всегда должна быть затянута до отказа. При ослаблении втулки ее следует подтянуть ключом с длиной плеча не менее 600 мм. Если эту операцию не удается надежно произвести на месте, то следует сделать ее в тисках, сняв маятниковый рычаг вместе с кронштейном 5.

Так как маятниковый рычаг свободно качается на резьбе хвостовика кронштейна 5. он неизбежно имеет в вертикальной плоскости некоторую качку. На новых автомобилях качка, замеренная у нижнего конца рычага, колеблется в пределах 0,5—2 мм. В процессе эксплуатации автомобиля качка в результате износа резьбы во втулке и хвостовике кронштейна увеличивается, но это совершенно не отражается на безопасности езды. Заменять втулку и кронштейн маятникового рычага (или одну из этих деталей) следует только в том случае, если качка нижнего конца маятникового рычага превышает 8 мм.

При сборке маятникового рычага с кронштейном надо обязательно выдерживать размер 14±1 мм, как указано на фиг. 174. При уменьшении этого размера при правых поворотах автомобиля хвостовик кронштейна упирается в прессмасленку и выдавливает ее или заглушку. При увеличении указанного размера повышается нагрузка на кронштейн, и он быстрее изнашивается. Кроме того, нарушение указанного размера увеличивает возможность поломки кронштейна маятникового рычага.

устранения люфта необходимо подтянуть верхнюю резьбовую втулку 3, предварительно ослабив болт 5 клеммового зажима верхней головки кронштейна 9. Подтягивать резьбовую втулку нужно плав-

ным поворачиванием ее по часовой стрелке до устранения люфта маятникового рычага. Ни в коем случае не следует затягивать резьбовую втулку туго, так как при этом вследствие увеличения трения в резьбовом пальце может значительно увеличиться усилие на рулевом колесе и ухудшится самовозврат руля.

По окончании регулировки затянуть болт 5 клеммового зажима верхней головки кронштейна; кроме того, обязательно подтянуть болт 10 клеммового зажима головки маятникового рычага и проверить затяжку нижней резьбовой втулки 7. Втулка 7 должна быть затянута ключом с плечом 500—600 мм (момент затяжки 12—17 кгм).

После подтяжки маятникового рычага необходимо проверить (на дороге), не увеличилось ли усилие на рулевом колесе. В случае ощутимого увеличения усилия (тугой руль) нужно несколько ослабить затяжку верхней резьбовой втулки и, повернув ее против часовой стрелки, повторно убедиться в отсутствии люфта маятникового рычага.

Если по каким-либо причинам маятниковый рычаг подвергался разборке, собирать его нужно в следующем порядке:

завернуть нижнюю резьбовую втулку 7в кронштейн 9 и туго затянуть ключом с плечом 500—600 мм;

установив маятниковый рычаг  и защитные кольца 6, ввернуть палец 2 до совпаденияверхнего торца пальца с плоскостью верхнейголовки кронштейна;

затянуть клеммовый з^жим маятникового рычага болтом 10, выдержав равные расстояния между внутренними торцами головоккронштейна и торцами головки маятниковогорычага;

завернуть верхнюю резьбовую втулку 3и слегка подтянуть;

затянуть клеммовый зажим верхней головки болтом 5.

Сборку следует считать нормальной, если люфт маятникового рычага отсутствует и рычаг поворачивается усилием в 2—3 кг, приложенным на концевой бобышке.

Конструкция маятникового рычага автомобиля Чайка показана на фиг. 177.

Ось качания маятникового рычага 4 я цапфа нижнего конца рычага, связанного с тягой сошки, установлены каждая на двух втулках 3 из полиамидной пластмассы. Ни смазки, ни регулировки не требуется. Для защиты от грязи служат резиновые кольца 2. Гайки 7 должны быть затянуты до отказа и зашплинтованы. Свобода проворачивания обеих цапф рычага обеспечивается соответствующими размерами деталей.