Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Ступицы колес грузовых автомобилей

Ступицы передних и задних колес грузовых автомобилей, в отличие от ступиц легковых автомобилей, установлены не на шариковых, а на роликовых конических радиально-упор-ных подшипниках.

Условия работы грузовых автомобилей намного тяжелее, чем легковых автомобилей, нагрузки на подшипники ступиц колес значительно больше. Поэтому от подшипников грузовых автомобилей требуется не относительно высокая легкость качения, а большая работоспособность при небольших размерах. Этому требованию как раз отвечают роликовые подшипники.

Устройство ступицы передних колес ГАЗ-51 А показано на фиг. 189. Способы затяжки подшипников и удержания смазки в полости ступицы аналогичны ступице передних колес легковых автомобилей.

Внутреннее устройство ступиц задних колес ГАЗ-51 А и ступиц передних и задних колес ГАЗ-63 одинаковое, подшипники и детали, крепящие их, унифицированы.

На фиг. 197 показано устройство ступиц задних колес автомобиля ГАЗ-51 А, на фиг. 161 — устройство ступиц передних и задних колес ГАЗ-63.

Регулировку подшипников ступиц передних колес автомобиля ГАЗ-51 А следует производить в такой последовательности.

Поднять домкратом переднюю ось так,чтобы шина колеса не касалась пола, рас-шплинтовать и ослабить гайку 3 (фит. 189) регулировки подшипников на г оборота, проверить, свободно ли вращается колесо. В случае торможения колеса устранить причинутугого вращения его (задевание тормозныхколодок, заедание сальника, поломка подшипника и т. д.).

Затянуть гайку 3 ключом (длиной 200мм)усилием одной руки до тугого вращения колесана подшипниках. При затягивании гайкиколесо необходимо проворачивать, чтобыролики заняли правильное положение на кольцах.

Затянутое таким образом колесо после толчка рукой должно сейчас же останавливаться.

3. Отпустить гайку на две-три прорези коронки до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в цапфе кулака. Провернуть колесо сильным толчком руки за шину. При этом колесо должно сделать не менее восьми оборотов. Окончательно правильность регулировки подшипников проверяется по нагреву ступицы колеса во время движения автомобиля. Небольшой нагрев ступицы не вреден, но если ступица нагревается настолько, что ее нагрев отчетливо ощущается рукой, необходимо отпустить гайку еще на одну прорезь. Отпускать гайку более чем на четыре прорези не следует. По окончании регулировки следует тщательно зашплинтовать гайку.

Регулировку подшипников ступиц задних колес автомобиля ГАЗ-51 А и передних и задних колес автомобиля ГАЗ-63 нужно производить следующим образом.

1. Поднять домкратом мост, чтобы шины колес не касались пола. Вынуть полуось 25 (фиг. 197), отвернуть контргайку 7 и снять стопорную шайбу 8. Ослабить гайку 6 на Уз—г оборота и проверить, свободно ли вращается колесо. Нсли оно вращается туго, устранить причину торможения (задевание тормозных колодок, заедание сальника и т. п.).

Сильнее, до тугого вращения колес наподшипниках, затянуть гайку 6 ключом длиной350—400 мм. При затягивании гайки необходимо проворачивать колесо, чтобы роликизаняли правильное положение на кольцах. Затянутое таким образом колесо послетолчка рукой должно сейчас же останавливаться.

Отпустить гайку крепления подшипниковна 18 оборота. Установить стопорную шайбу 8и убедиться в том, что стопорный штифт 5вошел в одну из ее прорезей.

Если штифт не входит в прорезь, повернуть гайку в ту или другую сторону, чтобы штифт вошел в ближайшую прорезь стопорной шайбы.

Навернуть и затянуть контргайку 7.

Проверить затяжку подшипников послезакрепления контргайки. При правильной затяжке колесо должно свободно вращатьсябез заметной осевой игры и качки.

Вставить полуось, надеть на шпильки крепления полуоси конусные втулки 10, по ставить пружинные шайбы и затянуть гайки шпилек крепления полуоси.

УХОД ЗА СТУПИЦАМИ КОЛЕС ЛЕГКОВЫХ И ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Необходимо периодически проверять затяжку гаек крепления колес к ступицам, через каждые 6 тыс. км пробега проверять регулировку затяжки подшипников ступиц, менять смазку в ступицах согласно картам смазки, постоянно следить за плотностью затяжки гаек шпилек крепления полуосей к ступицам (ослабление этих гаек приводит к срезанию шпилек полуосей). У автомобиля ГАЗ-51 А через каждые 6 тыс. км пробега нужно снимать магазинную масленку поворотного кулака передней оси, очищать ее от грязи и заполнять свежим солидолом через прессмасленку шприцем.