Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Задняя подвеска легковых автомобилей

Принципиальное устройство задних подвесок легковых автомобилей одинаковое.

Задняя подвеска состоит из двух продольных полуэллиптических рессор, работающих совместно с двумя гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия (фиг. 198 и 199).

Передние концы рессор, передающие тяговые и тормозные усилия, крепятся шарнирно к кронштейнам, укрепленным на кузове (в моделях М-20, ГАЗ-12, М-21) или на раме (в М-13).

Задние концы рессор подвешены на серьгах. Ушки рессор и серьги соединены с кузовом (или рамой) посредством стальных пальцев и резиновых втулок. Смазки шарниры не требуют.

Мост крепится к рессорам стремянками, которые должны быть всегда надежно затянуты. Момент затяжки гаек должен находиться в пределах 7—9 кгм, что соответствует усилию затяжки в 22—28 кг на конце ключа из комплекта шоферского инструмента.

Длина рессоры в прямом состоянии (по центрам ушков) составляет для автомобилей М-20 и М-21 — 1300 мм, для ГАЗ-12 и М-13— 1400 мм. Ширина рессоры М-20, ГАЗ-12 и М-21—45 мм, М-13—65 мм.

Листы рессор стянуты центровыми болтами и охвачены хомутиками. В рессорах автомобилей ГАЗ-12, М-21 и М-13 между хомутиками и листами имеются резиновые прокладки, предотвращающие скрип, а между листами, для той же цели,— фибровые прокладки. Кроме того, прокладки между листами рессор способствуют повышению срока службы рессор, повышая предел контактной усталости металла.

Повышение срока службы рессор обеспечивается и тем, что их листы подвергаются наклепу дробью. В этих же целях листы рессор М-20, ГАЗ-12 и М-21 имеют скошенные внизу (параболические) кромки.

Передние ушки рессор, шарнирно соединенные с кронштейнами кузова (или рамы), расположены симметрично относительно поперечного сечения коренного листа. При таком расположении ушков тяговые и тормозные усилия, передаваемые ими, не вызывают дополнительных изгибающих напряжений в коренном листе.

Наибольшее перемещение моста вверх ограничивается резиновыми буферами 7 (фиг. 199).

 


Ограничивая ход рессоры, эти буфера тем самым ограничивают и напряжения, возникающие при наибольшей вертикальной нагрузке. Кроме этих буферов, в автомобилях ГАЗ-12, М-21 и М-13 имеются еще дополнительные буфера 4 (фиг. 199), установленные на некотором расстоянии от ушка рессоры. Эти буфера, ограничивая ход рессоры, укорачивают ее рабочую длину, чем повышают жесткость подвески при максимальном прогибе рессоры.

На автомобилях М-20, ГАЗ-12 и М-21 применены унифицированные по конструкции и размерам шарнирные соединения рессор.

На фиг. 200 показано крепление передних концов рессор М-20, ГАЗ-12, М-21 к кронштейнам пола кузова. В ушках рессор запрессованы и завальцованы с обеих сторон стальные втулки 5 с внутренним диаметром 35+025 мм. Втулки закрывают места стыков, которые получаются при завивке ушков рессор, и обеспечивают гладкую поверхность для посадки резиновых втулок. Резиновые втулки при сборке свободно входят в ушки рессор.

Шайба 4 напрессована на палец 2. Гайку 8 затягивают до отказа. Тонкая стальная шайба 3 ограждает резиновую втулку от выдавливания через резьбовые отверстия в шайбе 4. Затяжка резиновых втулок ограничивается заплечиком на пальце, который упирается в усилительную шайбу 7, приваренную к кронштейну. Такая конструкция обеспечивает плотное соединение наружной поверхности резиновой втулки с поверхностью ушков рессор, а внутренней — с пальцем. Во время работы рессорной подвески происходят угловые перемещения ушков относительно пальцев рессор. Эти перемещения осуществляются за счет деформации (закручивания) резины втулок. При слабой затяжке или износе втулок, а также вследствие остаточной деформации резины может возникнуть скрип при работе рессор из-за проворачивания втулок по ушкам и пальцам. В таких случаях следует увеличить натяг во втулках постановкой резиновых шайб толщиной 2—3 мм между внутренними торцами резиновых втулок. Шайбу можно изготовить отрезкой от старой втулки. Для обеспе-

чения лучшего соединения резиновых втулок с металлом ушков и пальцев необходимо втулки непосредственно перед постановкой на место окунуть на 2—3 минуты в чистый бен-1ин. Ушки рессор и пальцы перед сборкой должны быть также хорошо промыты бензином. Окончательно затягивать резиновые втулки необходимо, нагрузив рессоры собственным весом двигателя и кузова (без пассажиров). Такая затяжка обеспечивает вкручивание резины втулок при колебаниях автомобиля на рессорах примерно одинаково я обе стороны.

Сильно изношенные втулки необходимо заменять новыми. Шайба 4 посажена в щеку кронштейна 1 с большим натягом, поэтому аля удобства снятия пальца при необходимости замены резиновых втулок в шайбе имеются два резьбовых отверстия 1М8Х1 для съемника.

На фиг. 201 показано крепление задних концов рессор автомобилей М-20, ГАЗ-12 и M-2I на серьгах. Резиновые втулки и пальцы здесь такие же, как и в креплениях передних концов. Пальцы запрессованы в щеку 8. На фиг. 202 показано крепление рессор М-20, ГАЗ-12 и М-21 к заднему мосту.

На фиг. 203 показано крепление переднего конца рессоры М-13 к кронштейну рамы. С левой стороны в кронштейне  установлены две пружинные шайбы 3, служащие упором для левой резиновой втулки. Значительное осевое усилие, создаваемое шайбами, обеспечивает надежную затяжку втулок, что предотвращает возможность провертывания втулок на пальце и в ушке рессоры и неизбежного появления при этом скрипа рессор.

Большое отверстие в левой щеке кронштейна также обеспечивает монтаж рессоры — через это отверстие левая резиновая втулка свободно надевается на палец 6 и вводится в ушко рессоры.

 

 


Крепление заднего конца рессоры М-13 на серьгах показано на фиг. 204. Резиновые втулки здесь те же, что и в креплениях передних концов. Пальцы 8 запрессованы в щеку 7 серьги.

Все гайки крепления резиновых втулок и гайки стремянок рессор должны быть после разборки и сборки подвесок окончательно тщательно затянуты после осадки рессор от веса кузова.

Уход за задней подвеской автомобиля заключается в периодической и тщательной смазке листов рессоры, обязательном подтягивании гаек стремянок рессор и в своевременном устранении проворачивания резиновых втулок в ушках рессор и серьгах при появлении скрипа.

Листы рессор можно смазывать без снятия их с автомобиля. Для этого нужно отъединить нижние концы стоек телескопических амортизаторов задних рессор от рессорных накладок и поднять домкратом кузов автомобиля настолько, чтобы колеса его оторвались от пола и не касались его. Затем необходимо расшнуровать чехлы на половину длины рессоры, отогнуть ткань чехла, обертывающую рессоры и обильно смазать концы листов графитной смазкой (см. карту смазки).

Чтобы смазка могла попасть между листами рессор, необходимо как можно больше увеличивать зазоры между листами. Для этого необходимо разжимать концы листов большой отверткой или каким-либо другим подобным инструментом.

Отвертку или инструмент нужно вставлять достаточно аккуратно, так чтобы не повредить прокладки, расположенные между листами рессор.

Один раз в год нужно снять рессоры с автомобиля и разобрать, а затем тщательно очистить, хорошо промыть и смазать листы и прокладки графитной смазкой. Поврежденные прокладки следует обязательно заменить. После сборки рессору необходимо обильно смазать снаружи, заполнив пространство между кромками листов, и зашнуровать чехлы.