Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Устройство амортизаторов

Амортизаторы передних подвесок автомобилей М-20, ГАЗ-12 и М-21

Устройство амортизатора показано на фиг. 207. Амортизаторы автомобилей М-20, ГАЗ-12 и М-21 полностью унифицированы, за исключением рычагов и клапанов. На каждом из автомобилей левые и правые амортизаторы одинаковые, на М-20 и М-21 их можно менять местами. Рычаги амортизаторов ГАЗ-12 разные, поэтому менять их местами нельзя.

Рычаг 4 амортизатора одновременно является звеном рычажной подвески переднего колеса. Каждый амортизатор прикреплен к поперечине передней подвески четырьмя болтами.

Внутри литого чугунного корпуса 3 находятся два цилиндра, расположенные один над другим. Одна сторона цилиндров глухая, закрытая, а другая выходит в резервуар, снабженный крышкой, прикрепленной болтами. Между крышкой 11 и корпусом поставлена уплотнительная пробковая прокладка. Цилиндры и резервуар заполнены маслом. В цилиндрах перемешаются поршни 2, в днища которых запрессованы закаленные сухари, служащие упором для кулачков 8. Пружины 14 прижимают поршни к кулачку, посаженному на мелкие шлицы валика 7. На наружных концах валика, также на мелкие шлицы посажен рычаг 4, состоящий из двух частей, сваренных между собой в месте соприкосновения после сборки амортизатора.

На концах валика 7 имеются резиновые сальники. При появлении течи масла сальник следует подтянуть. Для этого нужно снять стопорные скобы 10 и специальным ключом подтянуть гайки 6. Момент затяжки гайки должен быть 4—5 кгм (усилие на ключе длиной 300 мм должно быть 12—16 кг).

Для замены сальников нужно снять рычаг, предварительно разрезав его в месте сварки.

В поршнях гюмещены обратные клапаны 5, через которые жидкость может поступать из резервуара в цилиндры; обратный путь для жидкости этими клапанами закрыт. Полости цилиндров нижнего Б и верхнего А соединены каналами, в которых расположены рабочие клапаны — хода отдачи 12 (фиг. 208) и хода сжатия 13 (фиг. 209).

При качании автомобиля на его подвеске рычаг 4 (фиг. 207) поворачивает валик 7 и заклиненный на последнем кулачок 8 и передвигает один из поршней внутрь цилиндра При этом второй поршень под действием пружины 14 выдвигается из другого цилиндра, оставаясь все время прижатым к кулачку 8. В результате этих перемещений жидкость принудительно перетекает из одного цилиндра в другой через какой-либо из рабочих клапанов и оказывает сопротивление перемещению поршней и, следовательно, поворачиванию валика 7. В конечном счете создается сопротивление относительному перемещению колес и рамы (кузова) автомобиля, которое и гасит колебания автомобиля.

Во время хода отдачи, когда рычаг 4 идет вниз, жидкость из верхнего цилиндра А через клапан 12 (см. также фиг. 208) перегоняется в нижний цилиндр Б. Если отдача пружины подвески плавная, то жидкость течет через клапан 12 по лыске на его стержне, а клапан остается прижатым к седлу.

При резкой отдаче пружины подвески давление жидкости в цилиндре А возрастает, клапан отходит от седла, сжимая пружину клапана, и жидкость начинает проходить через боковое окно в клапане.

При ходе сжатия (рычаг 4 идет вверх) жидкость перетекает из нижнего цилиндра Б в верхний А через клапан 13 (фиг. 209). Этот клапан имеет две пружины: внутреннюю слабую, закрывающую клапан, и наружную сильную.

При слабом толчке, полученном колесом, давления жидкости достаточно для того, чтобы клапан, открываясь, сжал только внутреннюю пружину. Поэтому клапан поднимается лишь до тех пор, пока не упрется в торец наружной пружины (на 1,5 мм). Проходные сечения клапана при этом получаются относительно небольшими.

При сильном толчке сжимается также и наружная пружина, часть скошенного торца клапана поднимается выше седла, и проходное сечение клапана значительно увеличивается.