Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Амортизаторы передних подвесок автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-63 и задних подвесок автомобилей М-20, ГАЗ-12 и JW-21

Амортизаторы на автомобилях ГАЗ-51 А, ГАЗ-63, М-20, ГАЗ-12 и M-2I, за исключением рычагов и клапанов, унифицированы. Рычаги амортизатора М-21 применены ог ГАЗ-12. Левый и правый амортизаторы неодинаковые (симметричные). Каждый амортизатор прикреплен к раме (кузову) двумя болтами.

В чугунном корпусе 4 (фиг. 210) имеется цилиндр, закрытый с обеих сторон туго завернутыми крышками  с фибровыми прокладками 3 и стальными прокладками 2 с кольцевыми проточками со стороны фибровых прокла-

док. В верхней части корпуса над цилиндром имеется резервуар, герметично закрытый сверху заглушкой 6. Цилиндр и резервуар заполнены маслом.

В цилиндре находится поршень, состоящий из двух половин 20 и 23. В обеих половинах поршня имеются обратные клапаны 24, закрываемые действием конусной пружины. Через клапаны 24 жидкость поступает в цилиндр под поршни; обратный путь для жидкости через клапаны закрыт.

Половины поршня стягиваются между собой двумя винтами 18 и пружинами 19. Эти пружины постоянно прижимают поршни через запрессованные в них сухари 22 к кулачку 8. Кулачок 8 на мелких шлицах напрессован на валик 5, на конце которого, также на мелких шлицах, напрессован рычаг 10. Валик 5 работает в двух бронзовых втулках 14 и 15. В месте выхода валика из картера амортизатора установлен резиновый сальник. При появлении течи масла следует подтянуть сальник с помощью гайки 11. Момент затяжки гайки должен быть 4—5 кгм (усилие на ключе длиной 300мм должно составлять 12—16 кг). При износе сальник нужно заменить. Перед постановкой сальника в амортизатор внутренняя поверхность его должна быть хорошо протерта графитным порошком, что предупреждает появление скрипа.

Рычаги амортизаторов шарнирно связаны стойками с мостами.

На фиг. 211 показана стойка амортизатора задней подвески автомобилей М-20, ГАЗ-12 и М-21. Стойка выполнена в виде стержня с головкой на верхнем конце и резьбой на нижнем. В головке, завальцована резиновая втулка 2, привулканизированная к пальцу 1 с конусным концом. Палец закреплен в головке рычага амортизатора. Нижний конец стойки соединен с накладкой 8 рессоры с помощью резиновых подушек 7. Подушки следует стягивать до размера 47 мм между шайбами. Качание рычага амортизатора относительно стойки происходит только вследствие закручивания резиновой втулки 2. Втулка может работать продолжительное время, если закручивание резины в обе стороны при колебаниях автомобиля на подвеске будет приблизительно одинаковым. Если резина закручивается в одну сторону, втулка быстро выходит из строя. Для обеспечения нормального закручивания втулки стойку нужно устанавливать на ненагру-женном автомобиле, стоящем на колесах. Сначала ее присоединяют к накладке рессоры, а затем закрепляют в головке рычага амортизатора.

На фиг. 212 показана стойка амортизатора

передней подвески автомобилей ГАЗ-51 А и ГАЗ-63. Стойка 6 представляет собой симметричный стержень с приваренными к его концам щеками. Проушина 7 на автомобиле ГАЗ-51А закреплена в балке передней оси, а на ГАЗ-63 — на кожухе переднего моста. Шарниры на обоих концах стойки одинаковые и состоят из резиновых втулок 2 и вставленных в них бронзовых втулок 5, по поверхности которых работают стальные распорные втулки 4. Пальцы 3 неподвижно стягивают распорную втулку.

Принцип действия амортизаторов, показанных на фиг. 210, такой же, как передних амортизаторов М-20, ГАЗ-12 и М-21. При движении поршней жидкость из полости цилиндра А перегоняется в полость Б (фиг. 215) через рабочие клапаны. Устройство рабочих клапанов показано на фиг. 213 и фиг. 214.

Во время хода отдачи рычаг амортизатора поворачивается вниз, поршни перемещаются вправо, и жидкость перетекает из полости А в полость Б (фиг. 215) через клапан 2. При плавной отдаче рессор жидкость течет по лыске стержня (см. также фиг. 214), а сам клапан остается прижатым к седлу пружиной 3. При резкой отдаче рессор давление

жидкости возрастает, втулка  клапана поднимается над седлом, и сечение для прохода жидкости увеличивается.

Во время хода сжатия рычаг амортизатора поворачивается вверх, поршни перемещаются влево, и жидкость перетекает из полости Б в полость А. При плавном сжатии рессор жидкость течет через малые проходные сечения обоих клапанов 2 я 3 (фиг. 215). В клапане 2 жидкость идет через лыски на стержне (см. также фиг. 214), а в клапане 3—через кольцевую щель, образуемую стержнем клапана 6 (фиг. 213) и стенками отверстия, преодолевая сопротивление внутренней пружины 4.

При резком сжатии рессор давление жидкости быстро возрастает, сжимаются обе пружины 4 и 5, скошенный конец стержня 6 выходит за край отверстия гнезда клапана, и проходное сечение через этот клапан увеличивается.

Гидравлические сопротивления в амортизаторах, необходимые для гашения колебаний автомобилей при различных дорожных условиях, обеспечиваются на заводе подбором регулировок рабочих клапанов.

Необходимо иметь в виду, что во всех амортизаторах сопротивление при ходе сжатия меньше, чем при ходе отдачи.

Для различия все рабочие клапаны имеют свою маркировку (таблица 5).