Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Телескопические амортизаторы автомобиля чайка

В передней и задней подвесках автомобиля М-13 Чайка установлены телескопические амортизаторы (фиг. 216 и 217). Внутренняя конструкция амортизаторов одинаковая. Различаются они между собой в основном длиной (ходом поршня). Па амортизаторе задней подвески дополнительно имеется защитный кожух 2 (фиг. 217), защищающий шток от повреждения. Рабочий диаметр цилиндров 40 мм.

Амортизаторы передней подвески (фиг. 2!6) установлены внутри пружины подвески. Верхний конец амортизатора (шток поршня) прикреплен через резиновые подушки 3 к кронштейну рамы. Внизу амортизатор крепится через резиновую втулку 31 и палец 30 к опорной чашке пружины подвески. Втулка 31 пря-вулканизирована к пальцу. Обойма 29 по краям втулки 31 завальцована. Качание амортизатора относительно пальца 30 осуществляется за счет закручивания резины.

Амортизаторы задней подвески крепятся вверху через резиновые подушки к поперечине 1 рамы, внизу через резиновые втулки 5 и палец 4 к накладке 6 задней рессоры.

Наклонное расположение амортизаторов задней подвески (если смотреть сзади автомобиля) способствует поперечной устойчивости кузова и колес.

Амортизатор (фиг. 216) состоит из рабочего цилиндра, штока, поршня, перепускного клапана (сверху поршня), клапана сжатия (снизу поршня) и резервуара.

В рабочем цилиндре 15, заполненном рабочей жидкостью, перемещается поршень 19, укрепленный на штоке 13 гайкой 24. В поршне имеется шестнадцать сквозных отверстий, расположенных на окружностях двух диаметров (фиг. 216, слева). Отверстия, расположенные на большей окружности, закрываются сверху тарелкой перепускного клапана 18, прижатой к поршню пружинной звездочкой 17, Отверстия на меньшей окружности сообщаются с верхней полостью цилиндра через кольцевую прорезь в тарелке 18 и отверстия в ограничительной тарелке 16. Снизу отверстия на меньшей окружности перекрываются тарелкой клапана отдачи 21, прижимаемой к поршню пружиной 23.

Шток перемещается в направляющей втулке 12. Шток уплотняется резиновым сальником 8, поджимаемым пружиной 11. Войлочный сальник 6 предотвращает попадание песка и пыли в резиновый сальник 8. Резиновое кольцо 10, поджимаемое через обойму 7 гай-

кой 5, обеспечивает герметичность полости резервуара.

В нижней части цилиндра расположен клапан сжатия. Тарелки клапана 16 и 18 и пружинная звездочка 17—те же, что и в клапане отдачи. Стержень клапана сжатия 25 поджимается снизу пружиной 34.

В амортизаторы залито веретенное масло АУ (ГОСТ 1642-50): в амортизатор передней подвески — 200 см3, в амортизатор задней подвески — 400 см3.

При ходе отдачи, когда шток идет вверх (по стрелке на фиг. 216), жидкость, находящаяся над поршнем, испытывает сжатие, тарелка перепускного клапана закрывает отверстия в поршне, расположенные на большей окружности. Жидкость через отверстия в тарелке 16, кольцевую прорезь в тарелке 18 и отверстия в поршне, расположенные на меньшей окружности, поступает к клапану отдачи. При движении автомобиля по дороге с небольшими неровностями, когда скорости колебания подвески незначительны и амортизатор работает плавно, жидкость из отверстий поршня поступает вниз через калиброванную кольцевую щель между втулкой 20 и тарелкой 2) (на фиг. 216 справа). При резкой отдаче пружины (рессоры) подвески, давление жидкости в надпоршневом пространстве возрастает и отжимает пружину клапана отдачи 23. Жидкость начинает перетекать в полость под поршнем через щель, образуемую торцами поршня и тарелки 21.

При ходе сжатия, когда шток идет вниз (по стрелке на фиг. 217), давление жидкости снизу поршня преодолевает силу упругости пружинной звездочки 17, тарелка перепускного клапана открывается, и жидкость по отверстиям поршня на большей окружности свободно перетекает в надпоршневое пространство цилиндра.

При этом часть жидкости, равная объему штока, опускающегося в цилиндр, вытесняется при плавном сжатии пружины (рессоры подвески) через лыски на стержне клапана сжатия 25. При дальнейшем повышении давления жидкости и при резком сжатии пружина 34 сжимается и жидкость начинает перетекать через щель, образуемую седлом клапана 25 и гайки 26.

Уход за телескопическими амортизаторами. Амортизаторы при эксплуатации не требуют регулировок. Необходимо лишь следить за правильностью их работы.

При растяжении амортизатор должен оказывать большее сопротивление, чем при сжатии.

Шток поршня должен перемещаться без стуков и заеданий. Свободное, без усилий, перемещение штока указывает на неисправность амортизатора.

Разбирать амортизатор следует только в случаях отказа его в работе и возникновения течи. Перед разборкой необходимо тщательно очистить амортизатор от грязи, обмыть и протереть. Чтобы разобрать амортизатор, нужно:

отвернуть гайку 5 (фиг. 217) и осторожновынуть шток с цилиндром, поршнем и деталями верхней части резервуара и слить жидкость. При этом нельзя допускать повреждения полированной поверхности штока;

закрепить шток за плоские грани на егоконце, отвернуть гайку 24 и снять детали перепускного клапана и поршень;

выпрессовать клапан сжатия и вынутьего детали.

Все детали амортизатора необходимо тщательно промыть в бензине или керосине.

При замене сальника 8 его метка низ должна быть обращена внутрь (со стороны пружины).

Перед заправкой жидкостью необходимо установить в резервуар цилиндр амортизатора и заполнить резервуар доверху. Остаток масла следует слить, вставить в цилиндр шток с поршнем и направляющую втулку 12, дожать резиновое кольцо 10 до втулки и завернуть гайку резервуара.

До монтажа амортизаторов на автомобиль следует их прокачать несколько раз вручную на всю величину хода. При этом усилие его растяжения должно быть больше усилия сжатия.