Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Приводы тормозов

Ножной гидравлический привод состоит из

недали, главного цилиндра и трубопроводов, соединяющих главный цилиндр с колесными.

В автомобиле М-13 в системе привода имеется вакуумный усилитель.

Педаль тормоза автомобилей М-20, ГАЗ-12, ГАЗ-51А и ГАЗ-63 установлена на оси, закрепленной на раме. В бобышку педали запрессована бронзовая втулка. Смазка к педали подводится через прессмасленку по сверлению в оси. Осевой зазор педали устраняется пружинной шайбой, установленной между торцами бобышек педалей тормоза и сцепления.

Педаль тормоза автомобилей М-21 и М-13— подвесного типа. Ось педали работает во втулках из полиамидной пластмассы, не требующих смазки.

Главный цилиндр тормоза имеет одинаковое внутреннее устройство на всех автомобилях, выпускаемых Горьковским автомобильным заводом. Картеры главных цилиндров различаются между собой только способом крепления их на автомобилях и размерами присоединительных фланцев.

Картер главного цилиндра—литой из серого чугуна; состоит он из цилиндра и расположенной над ним полости Г (фиг. 227) для жидкости. Внутри цилиндра имеются выпускной клапан 8, впускной клапан 7, прижимаемый к седлу возвратной пружиной И, внутренняя уплотнительная манжета 12, поршень 13 и наружная уплотнительная манжета 14.

Поршень прижимается пружиной 11 к упорной шайбе 15, удерживаемой стопорным кольцом 16.

Цилиндр сообщается с полостью для жидкости двумя отверстиями. Отверстие Д диаметром 0,7 мм — перепускное, соединяет полость Г с рабочей полостью В цилиндра; отверстие Б диаметром 6 мм соединяет полость с нерабочей частью А цилиндра, заключенной между наружной и внутренней уплотнительными манжетами поршня.

Цилиндр со стороны толкателя закрывается резиновым колпаком 18, защищающим внутреннюю полость цилиндра от пыли и грязи.

Верхняя часть полости Г закрыта крышкой 5, наливное отверстие в крышке закрывается пробкой 1.

 

 


Главный цилиндр работает следующим образом. Под действием усилия m педали, передаваемого через толкатель, поршень перемещается в цилиндре, и в полости В создается давление жидкости. Под влиянием этого давления жидкость, открывая выпускной клапан 5, перетекает по трубкам и давит на поршни колесных цилиндров, непосредственно действующих па колодки тормозов передних и задних колес. Когда водитель отпускает педаль тормоза, поршень под действием силы упругости пружины  возвращается в исходное положение.

Жидкость из колесных цилиндров под давлением, создаваемым стяжной пружиной тормозных колодок, возвращается по трубкам обратно в главный цилиндр, открывая впускной клапан 7. Когда давление в трубках уравновешивается давлением, создаваемым в цилиндре возвратной пружиной 11, клапан закрывается, и перетекание жидкости прекращается,

Таким образом, в системе трубок всегда есть избыточное давление, равное примерно 0,8 кгсм2. Избыточное давление обеспечивает плотное прилегание манжет в колесных цилиндрах, что устраняет вытекание жидкости из этих цилиндров и попадание воздуха в привод.

При обратном ходе поршня главного цилиндра заполнение рабочей полости В жидкостью отстает от перемещения поршня вследствие сопротивления трубок и обратного клапана, и поэтому в цилиндре создается некоторое разрежение. Под действием этого разрежения жидкость из нерабочей полости А перетекает через отверстия в головке поршня, отжимая кромки уплотнительной манжеты, в рабочую полость В. Полость А через отверстие Б постоянно пополняется жидкостью из резервуара. Когда педаль полностью отпущена, по мере возвращения жидкости из системы излишек жидкости выходит через перепускное отверстие Д обратно в резервуар, и этим восстанавливается равновесие.

Таким образом, после каждого хода поршня рабочая часть цилиндра всегда заполнена жидкостью, и главный цилиндр готов к быстрому повторному торможению. Постоянный объем рабочей жидкости в системе трубок поддерживается с помощью клапанов главного цилиндра. При повышении давления в системе трубок вследствие расширения жидкости при нагревании открывается впускной клапан 7, избыток жидкости перетекает в рабочую полость главного цилиндра и через компенсационное отверстие возвращается в полость Г. При понижении давления в системе вследствие понижения температуры или утечки жидкости открывается выпускной клапан, и недостаток жидкости компенсируется жидкостью, перетекающей из рабочей полости цилиндра, куда жидкость поступает из полости Г через компенсационное отверстие.

Вакуумный усилитель привода тормозов М-13 уменьшает усилие, прикладываемое водителем к педали тормоза.

Усилитель действует с помощью разрежения, которое создается во впускном газопроводе двигателя. Разрежение достигает наибольшего значения при холостом ходе двигателя (дроссель карбюратора прикрыт), когда обычно и производится торможение. Усилитель состоит из двух основных частей: собственно усилителя и вакуумного бачка. Назначение бачка заключается в создании запаса вакуума для обеспечения бесперебойной работы усилителя.

Устройство вакуумного усилителя показано на фиг. 228. Полость А сообщается через войлочный фильтр 29 с атмосферой. В исходном положении педали тормоза, когда торможение не производится, полость А через внутреннее отверстие воздушного клапана 27, прорези крестовины 28 и отверстие Б корпуса клапанов 26 соединяется с полостью В гофрированной резиновой муфты 12 усилителя. Таким образом, в полости В также имеется атмосферное давление.

При нажатии на педаль  рычаг 7 отходит от кнопки 18 толкателя 23; толкатель, а вместе

 


с ним и клапан 27 под действием пружины 31 отходят назад. Вакуумный клапан 25 под действием клапана 27 и его пружины отходит от своего седла и сообщает полость В усилителя с впускным газопроводом двигателя (через отверстие Г, кольцевую щель, образуемую клапаном 27 и поверхностью корпуса клапана 26, и отверстие Б). Под действием наступившего в полости В разрежения гофрированная муфта 12 усилителя сжимается и шток 21, перемещаясь в направляющей латунной втулке 15, через вилку 19, палец 9 и рычаг 8 нажимает на толкатель 20 главного цилиндра 33 тормоза, дополняя усилие, прилагаемое водителем.

При отпускании педали  вакуумный клапан 25 под действием пружины 22 садится на свое седло (как показано на фиг. 228), разобщает полость В с газопроводом двигателя и сообщает ее с полостью А, т. е. с атмосферой. Под атмосферным давлением и действием возвратной пружины 14 муфта 12, а вместе с ней шток 21 и вилка 19 возвращаются в исходное положение.

Установка вакуумного бачка показана на фиг. 229. Обратный клапан 4 сообщает полость

бачка с впускным газопроводом при увеличении в нем разрежения, но разобщает ее с ним при уменьшении разрежения. Благодаря этому в бачке обеспечивается запас вакуума, что необходимо для бесперебойной работы усилителя.

Трубопроводы тормозов состоят из медных трубок и соединительной арматуры. Все соединения в связи с высоким давлением в трубопроводах должны быть герметичными. Последнее достигается двойной отбортовкой концов трубок. На фиг. 230 показана последовательность операции для двойной отбортовки при помощи приспособления и двух специально заточенных бородков.

Гибкие шланги тормозных трубопроводов состоят из внутренней резиновой трубки, оплетенной двумя слоями ткани, привулканизиро-ванной к резине, и наружного резинового слоя. Внутренний диаметр шлангов равен 3,2 мм. При действии тормозов давление в тормозной системе достигает 70—80 кгсм2. Тормозные шланги должны выдерживать без разрушения контрольное испытание при давлении в 350 кгсм2. На кониах шлангов установлена металлическая соединительная арматура.

Не следует применять шланги кустарного изготовления ввиду их малой надежности и возможности аварий.

При монтаже гибких шлангов передних тормозов необходимо следить за тем, чтобы шланги не были перекручены. Перекрученные шланги приобретают повышенную жесткость и дополнительные изгибы, препятствующие нормальному их расположению. При поворотах и вертикальных колебаниях колес перекрученные шланги задевают за колеса или детали подвески и со временем перетираются. Перекручивание вредно также и для задних шлангов, так как может привести к перетиранию их о пол кузова.

Во избежание перекручивания необходима монтировать шланги в следующем порядке.

Ввернуть шланг в колесный цилиндр переднего тормоза {или в тройник для заднихтормозов) и окончательно затянуть.

Вставить свободный наконечник тмлаьтоз в кронштейн и затянуть гайку крепления наконечников и затем завернуть соединительную гайку трубопровода Соединительную гайку и гайку крепления наконечника надо затягивать с обязательной поддержкой ключом за шестигранник наконечника.

3. Повернуть передние колеса влево и вправо до отказа и проверить, не касаются ли шланги колес.

При последующей подтяжке (для устранения течи) соединения шланга с колесным цилиндром или с тройником (для задних тормозов) необходимо противоположный конец шланга повернуть на соответствующий угол, предварительно ослабив соединительную гайку трубопровода.