Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Устройство ручных тормозов

Ручной тормоз предназначен для затормаживания автомобиля на стоянках и удержания его на уклонах. Пользоваться им как рабочим тормозом следует только в аварийных случаях, при выходе из строя основных ножных тормозов.

Частое применение ручного тормоза без необходимости вызывает преждевременный износ фрикционных накладок и излишнюю нагрузку трансмиссии.

Ручной тормоз автомобилей М-20 и ГАЗ-12 действует только на задние колеса. Ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51 А, ГАЗ-63 А, М-21 и М-13 действует на карданный вал и именуется еще центральным тормозом. Приводи на всех тормозах механические.

Ручной тормоз автомобилей ГАЗ-51 А и ГАЗ-63. Устройство тормоза показано на фиг. 233. Тормоз одинаковый на обоих автомобилях. Имеются некоторые различия в приводах. Тормоз ГАЗ-51 А крепится к коробке передач, тормоз ГАЗ-63 — к раздаточной коробке

В верхней части к щиту двумя болтами крепится корпус разжимного механизма 3. В отверстия корпуса вставлены толкатели, в пазы которых входят верхние концы колодок. Нижние концы колодок входят в пазы плавающих пальцев 4. Колодки 24 прижимаются к пазам с помощью отжимных пружин. Первичная колодка прижимается более слабыми пружинами 25, окрашенными для отличия в красный цвет, вторичная колодка — более сильными пружинами 23, окрашенными в черный цвет.

Толкатели с внутренней стороны на торцах имеют цилиндрические выемки, расположенные под углом к оси детали. По этим выемкам в момент торможения перемещаются шарики 2, которые находятся в разжимном стержне 1.

В нижней части щита двмя болтами крепится корпус 7 регулировочного механизма. Тормозной барабан 13 центрируется на буртике фланца кардана и крепится к нему через вилку кардана четырьмя болтами 16.

 


Во время торможения рычаг 10 с помощью тяги 22 приводит в действие рычаг 21, который своим коротким концом давит на разжимной стержень  и передвигает его вдоль оси; шарики 2 через толкатели раздвигают колодки 24, прижимая их к тормозному барабану. Благодаря тому, что пружины первичной колодки 25 слабее, тормозное усилие увлекает вначале первичную колодку тормоза и заставляет ее перемещаться по направлению вращения барабана. Это перемещение перелается на вторичную колодку через пальцы 4 и плавающий регулировочный клин 5.

Тормоз снизу имеет отражатель 17 для защиты рабочей поверхности от масла и грязи.

Рычаг 21 тормоза ГАЗ-51А расположен под углом .{если смотреть сзади), в связи с чем конец тяги 22 перемещается не в одной плоскости, а в пространстве. Для правильной работы тяги и рычага введено шарнирное соединение в виде сферической гайки 19, прижимаемой к гнезду рычага пружиной 20. В приводе тормоза ГАЗ-63 тяга и рычаг перемещаются в одной плоскости, и сферического шарнира здесь не нужно.

Ручной тормоз автомобилей М-21 и М-13. Устройство тормоза показано на фиг. 234. Тормоз одинаковый на обоих автомобилях. Значительно унифицированы и детали привода, в том числе детали стержня привода (ручка 4, зубчатая рейка 3 и др.). Различия— в конструкции и деталях привода.

Щит крепится к крышке коробки передач. Тормозные колодки 6 и 8 закреплены на одном общем опорном пальце, установленном в приливы крышки.

Верхний конец рычага 9 шарнирно закреплен на ребре колодки 8. Нижний конец рычага 9 соединен со звеном привода 7.

Другой конец звена 7 соединен с рычагом 13, ось вращения которого установлена в крышке коробки.

При торможении рычаг 9 с помощью троса 17 через разжимное звено 7 воздействует на колодку 6, которая в свою очередь воздействует через то же звено и на колодку 8. По окончании торможения пружина 5 отжимает колодки от барабана. Зазор между колодками и тормозным барабаном регулируется механизмом 11, состоящим из винта, гайки и наконечника.