Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Уход за аккумуляторной батареей

Уход за аккумуляторной батареей заключается в периодическом осмотре батареи и поддержании ее в чистоте и в заряженном состоянии.

Загрязнение поверхности батареи, наличие окислов на клеммах, а также неплотные соединения вызывают быстрый саморазряд аккумуляторной батареи, препятствуют надлежащей ее зарядке и ухудшают условия стар-терного запуска. Частое и длительное пребывание батареи в разряженном или даже полуразряженном состоянии вызывает сульфатацию пластин (покрытие кристаллами сернокислого свинца). Это приводит к снижению емкости батареи и к увеличению ее внутреннего сопротивления. При длительном пребывании в разряженном состоянии батарея в результате сульфатации полностью выходит из строя.

Для обеспечения правильной работы и долговечности аккумуляторной батареи необходимо прежде всего поддерживать в ней должный уровень электролита. При испарении электролита из его состава уходит вода, поэтому для пополнения убыли электролита следует доливать в аккумуляторную батарею дистиллированную воду. Понижение уровня электролита также может вызывать сульфатацию обнаженных частей пластин.

Если нет дистиллированной воды, вместо нее можно употреблять воду, полученную из чистого снега, или дождевую, но собранную не с железных крыш и не в железную посуду. Применять водопроводную воду нельзя ни в коем случае, так как в ней имеются вредные примеси (железо, хлор и др.), которые разрушающе действуют на пластины аккумуляторной батареи.

При нормальной эксплуатации на автомобиле аккумуляторная батарея постоянно заряжается в процессе работы и не требует дополнительной зарядки. Если же батарея во время работы по каким-либо причинам разрядилась (более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом), то ее следует снять с автомобиля и сдать на зарядную станцию. Полностью разряженную батарею необходимо ставить на зарядку не позже чем через 24 часа после разрядки.

При прекращении эксплуатации автомобиля на длительное время, во избежание порчи батареи от саморазряда и сульфатации пластин, ее необходимо снять с автомобиля и полностью зарядить на зарядной станции.

Хранить заряженную батарею с электролитом следует в прохладном помещении, по возможности при постоянной температуре не ниже минус 25° и не выше 0°, во избежание саморазряда и преждевременного выхода из стр"я бятарей из-за коррозии положительных пластин.

Бчтареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому при положительной температуре хранения для восстановления емкости, потерянной от саморазряда, батареи следует один раз в месяц подзаряжать током нормального заряда.

На батареях же, поставленных на хранение при температуре 0°С и ниже, следует ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита (отнесенной к 15°С) ниже 1,230.

При остановке автомобиля менее чем на месяц нужно убедиться, что батарея заряжена, и отключить ее, отъединив один из проводов от клеммы.

Плотность электролита в батарее должна соответствовать климатическим условиям района работы автомобилей, указанным в таблице 9, учитывая температуру замерзания электролита согласно таблице 10.

При температуре электролита, отличной от 15°С, нужно делать поправку в соответствии с таблицей 10.

При эксплуатации автомобилей ГАЗ-51А и ГАЗ-63 зимой во всех возможных случаях следует утеплять аккумуляторную батарею вой-

локом или сукном. На автомобилях ГАЗ-12, М-13, М-20 и М-21 аккумуляторную батарею можно не утеплять, так как она подогревается воздухом от двигателя.

При длительном пребывании автомобилей на открытой стоянке возникает угроза замерзания электролита. В этих случаях батарею следует подзаряжать для поддержания необходимой плотности электролита, указанной is таблицах 9 и 10.

При переходе с зимней эксплуатации на летнюю и наоборот аккумуляторную батарею снимают с автомобиля и ставят на нормальную зарядку током в 5 с. В конце зарядки, при непрекращающемся токе заряда, нужно доводить плотность до значений, указанных в таблице 9. Это делают в несколько приемов при помощи резиновой груши, отсасыванием электролита из элементов и доливкой дистиллированной воды или электролита плотностью 1,400. Промежутки между двумя добавка-ми воды или электролита должны быть не менее 30 минут.

Устанавливая аккумуляторную батарею на автомобиль, необходимо соблюдать правильную полярность клемм (положительная клем-ыа больше отрицательной).

Ежедневный уход.

Осмотреть аккумуляторную батарею ипри необходимости очистить ее от пыли и грязи.Электролит, пролитый на поверхность батареи,вытереть ветошью, сухой или смоченной в нашатырном спирте или растворе кальцинированной соды. Окислившиеся клеммы батареии наконечники проводов очистить, неконтактные части смазать техническим вазелином илисолидолом.

Проверить плотность крепления батареи.Барашки, притягивающие рамку крепления,следует затягивать туго от руки, без применения какого-либо инструмента, так как излишняя затяжка может привести к поломке бакабатареи.

Проверить крепление и плотность контакта наконечников проводов с клеммами батареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи клемм и образования трещин в мастике.

4. Прочистить вентиляционные отверстия батареи. Прочищать отверстия следует осторожно, так как под ними находятся отражательные пластины, которые можно повредить.

После каждой 1000 км пробега, но не реже чем через 10—15 дней зимой и 5—6 дней летом: 1) проверить уровень электролита во всех шести банках аккумуляторной батареи и. если нужно, долить дистиллированной воды;

проверить плотность электролита дляопределения степени разрядки батареи. Передпроверкой плотности, если производилась доливка воды или электролита в элементы батареи, нужно запустить двигатель и дать емупоработать для подзарядки батареи. При этомэлектролит перемещается и будет однородным;

проверить надежность присоединенияпроводов аккумуляторной батареи, а такжесостояние бака.

Один раз в месяц проверить нагрузочной вилкой состояние батареи по напряжению каждого элемента. Напряжение каждого элемента исправной батареи должно оставаться неизменным в течение 5 секунд. Колебание напряжения в отдельных элементах не должно превышать 0,2 в.

При интенсивной эксплуатации автомобиля рекомендуется для увеличения срока службы аккумуляторной батареи снижать плотность электролита на 0,02 единицы от значений, указанных в таблице 9, но не ниже значения 1,240.

Предупреждение:

Во время ухода за аккумуляторной батареей необходимо пользоваться только переносной лампой.

Применение открытого огня, а также замыкание элементов металлическими частямиможет вызвать взрыв гремучего газа, скопившегося в банках батареи.

Попавшую на кожу кислоту необходимобыстро вытереть насухо и нейтрализовать10-процентным раствором кальцинированнойсоды или смыть сильной струей воды.