Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Распределительный механизм

Распределительные валы всех двигателей ГАЗ приводятся во вращение парой шестерен с косым зубом. Шестерня коленчатого вала стальная, кованая, шестерня распределительного вала текстолитовая, с литой ступицей из ковкого чугуна.

На двигатели М-20, ГАЗ-51, ГАЗ-12 и М-21 устанавливаются одинаковые шестерни с 28 зубьями на шестерне коленчатого вала и 56 зубьями на шестерне распределительного вала. На двигатель ГАЗ-13 устанавливаются шестерни с числом зубьев 30 и 60 соответственно.

Распределительные шестерни подбираются на заводе парами по шуму. Эго, а также наличие одной шестерни из текстолита обеспечивает сравнительную бесшумность работы этой пары.

Для правильной установки распределительного вала на обеих шестернях имеются метки, которые при сборке должны быть совмещены (фиг. 37). На стальной шестерне метка в виде буквы О располагается на торие зуба под определенным углом к шпоночному пазу. На текстолитовой шестерне метка в виде углубления треугольного сечения располагается против впадины зуба, под определенным углом к шпоночному пазу.

Шестерни напрессовываются на соответствующие шейки валов. Для снятия их с валов с помощью съемников в шестернях имеется по два резьбовых отверстия. Отверстие из шпоночного паза стальной шестерни во впадину зуба служит для выбрасывания масла, попадающего в шпоночный паз при вращении вала, и предотвращения вытекания масла в торец вала.

Два больших отверстия в диске текстолитовой шестерни служат для крепления упорного фланца распределительного вала к блоку цилиндров.

Шестерня коленчатого вала удерживается от осевых смещений храповиком через ступицу шкива коленчатого вала. Шестерня распределительного вала закрепляется на нем болтом, завертываемым в торец вала. Под болт устанавливаются толстая стальная и пружинная шайбы.

От осевых перемещений распределительный вал удерживается специальным стальным, термически обработанным и фосфатированным фланцем 6 (фиг. 38)t который помещается между торцом передней опорной шейки вала и задним торцом ступицы шестерни распределительного вала. Для обеспечения постоянного зазора между фланцем и указанными плоско-

стями (осевой игры) между плоскостями внутри фланца помещается распорное кольцо 5. Фланец прикрепляется к блоку цилиндров двумя болтами с пружинными шайбами.

Распределительные валы всех двигателей стальные, кованые, обработанные кругом.

Кулачки, шестерни и эксцентрики всех распределительных валов, а также опорные шейки валов верхнеклапанных двигателей подвергаются поверхностной закалке.

На распределительных валах, кроме кулачков, для привода в действие клапанов имеются шестерня привода масляного насоса и распределителя зажигания, а также эксцентрик для привода бензинового насоса. На всех валах шестерни и эксцентрики изготовлены за одно целое с валом и. только на распределительном вале восьмицилиндрового   двигателя  ГАЗ-13 эксцентрик для привода бензинового насоса приставной. Он устанавливается под болт крепления шестерни. Для балансировки этого эксцентрика под него устанавливается противовес.

На двигателях М-20, ГАЗ-51 и ГАЗ-12 валы вращаются в четырех опорах диаметрами (начиная от переднего) 52, 51, 50 и 48 мм. На двигателях М-21 и ГАЗ-13 валы имеют пять опор. На двигателе ГАЗ-13 все опоры одного диаметра— 50 мм, а на двигателе М-21 разных диаметров: 52, 51, 50, 49 и 48 мм.

Во все опоры распределительных валов запрессовываются свертные тонкостенные стальные баббитированные втулки, которые окончательно обрабатываются после запрессовки в блок.

На двигатели М-20, ГАЗ-51 и ГАЗ-12 устанавливаются одинаковые втулки. Некоторые втулки двигателя М-21 отличаются от втулок перечисленных двигателей расположением смазочных отверстий (первая и пятая), а одна втулка здесь новая (диаметром 49 мм — четвертая).

Втулки двигателя ГАЗ-13 отличаются тем, что они все одного диаметра и одной ширины.

На двигатели М-20, ГАЗ-51 и ГАЗ-12 устанавливаются одинаковые по размерам впускные клапаны из хромистой стали, выпускные из кремнехромистой жаростойкой стали, клапаны цельнокованые с плоскими головками.

Рабочая фаска клапанов шлифуется, а поверхность стержней полируется и покрывается слоем графита для двигателя ГАЗ-51 и слоем пористого хрома для двигателей М-20 и ГАЗ-12.

Втулки клапанов чугунные, запрессовываются в блоки цилиндров и окончательно обрабатываются после посадки в блоки. Втулки двигателя ГАЗ-51 сырые, а втулки двигателей М-20 и ГАЗ-12 термически обработанные. Сочетание сырой втулки с графитированным стержнем клапана и термически обработанной с хромированным стержнем клапана обеспечивает хорошую прирабатываемость пары и предотвращает задиры и повышенный износ втулок и клапанов.

Для притирки клапанов на головках их имеются пазы.

На стержне клапана (фиг. 39) имеется выточка, в которую входят выступы штампованных сухариков 5. На коническую поверхность сухариков садится точеная тарелка 6 пружины клапана, имеющая центральное коническое отверстие. Пружина клапана 4 помещается между тарелкой и выточкой в блоке с соответствующим натягом, обеспечивающим постоянное плотное прилегание клапанов 2 к седлу.

пока он не открывается кулачком. Пружины, витые из стальной проволоки, с переменным шагом, проходят дробеструйную обработку для повышения долговечности.

Пружины должны устанавливаться в двигатель витками с малым шагом вверх. Эти витки служат для гашения колебаний витков пружины.

Клапаны приводятся в действие кулачками 10 с помощью толкателей 9. Толкатель изготовляется из стали, а пятка наплавляется специальным чугуном. После наплавки стержень проходит поверхностную закалку на глубину 2 мм.

Пятке толкателя придается сферическая форма, что в сопряжении со слегка конической формой кулачков дает смещение точки касания от оси толкателя (фиг. 40). Таким образом создается момент, заставляющий вращаться толкатели. Этим предотвращается лучевой износ пяток толкателей. Для лучшей прирабатываемо-сти пятки поверхность ее фосфатируется.

В стержне толкателя имеется глубокое отверстие, облегчающее его, и резьба для регулировочного болта. На наружной поверхности стержня толкателя имеется кольцевая смазочная канавка.

Зазор между клапаном и толкателем регулируется болтом, завертываемым в толкатель. Болт стопорится контргайкой. Зазор между клапаном и толкателем устанавливается: 0,23 мм для впускных клапанов и 0,28 мм для выпускных клапанов.

Толкатели работают в направляющих отверстиях, обработанных в специальных прилиъах блоков цилиндров.

Все детали клапанного механизма нижнеклапанных двигателей взаимозаменяемы. Параметры клапанов двигателей ГАЗ сведены в таблицу 2.

В верхнеклапанных двигателях клапаны приводятся в движение от кулачков через толкатели, штанги и коромысла (фиг. 41).

Впускные клапаны двигателей ГАЗ-13 и М-21 одинаковы по диаметру и длине стержня, имеют одинаковую тюльпанообразную форму головки, обеспечивающую минимальное сопротивление впуску, и отличаются один от другого только диаметром головки.

Выпускные клапаны одинаковы по конструкции и размерам с клапанами нижнеклапанных двигателей и отличаются от них только длиной.

Пружина крепится на клапане (фиг. 41) такими же сухариками, как на нижнеклапанных двигателях, промежуточной конической цианированной втулкой 3, запирающей сухарики и опирающейся нижним торцом на штампованную цианированную тарелку пружины 2.

Цилиндрическая витая пружина 6 с постоянным шагом опирается одним торцом на гарелку пружины, а другим — на опорную шайбу, устанавливаемую в головку цилиндров во избежание износа алюминиевой поверхности. Такое крепление пружины обеспечивает возможность вращения клапана во время работы.

Во избежание большого подсасывания маслa, стекающего по впускному клапану через зазор между клапаном и втулкой, на стержень япускного клапана надевается специальный маслоотражательный колпачок 1.

Направляющие втулки клапанов изготовляются из металлокерамики  (спрессованного

и спеченного порошка) следующего состава: меди — 3%, графита — 1,5%, железа — 95,5%.

На двигателе М-21 все втулки одинаковые. На двигателе ГАЗ-13 втулки впускных и выпускных клапанов различны по длине (впускного клапана — 60 мм, выпускного — 64 мм) и отличаются от втулок двигателя М-21 наружным диаметром (15 мм— у ГАЗ-13 и 17 мм — у М-21).

Втулки запрессовываются с большим натягом в нагретую головку цилиндров. Для осевой фиксации втулки на нее надевается стопорное кольцо.

Толкатели клапанов стальные, плунжерного типа, пустотелые, с наплавленной легированным чугуном пяткой. Пятке придана сферическая форма. Внутренняя часть донышка обработана по сфере и служит опорой для нижнего конца штанги. В нижней части стержня толкателя имеются два отверстия для стока масла из полости толкателя. На оба двигателя устанавливаются одинаковые толкатели.

Штанги толкателей дюралевые сплошные, со стальными калеными, напрессованными наконечниками, Торцы обоих наконечников обрабатываются по сфере. Радиус сферы нижнего наконечника значительно больше сферы верхнего наконечника.

Дюралевые стержни обеспечивают постоянство зазоров в клапанах при различных температурах двигателя, так как блоки и головки цилиндров этих двигателей алюминиевые. Наконечники штанг на обоих двигателях одинаковые, но штанги различаются по длине.

Коромысла двигателя М-21 стальные кованые, а двигателя  ГАЗ-13 —стальные литые.

В отверстие коромысла запрессовывается бронзовая свертная втулка.

В коромысло завертывается регулировочный болт, в головке которого имеется сферическое углубление для верхнего наконечника штанги, осевое отверстие и кольцевой паз для подвода смазки к сфере и паз на другом торце для отвертки. Болт изготовляется из стали, сфера его подвергается поверхностной закалке. После установки зазора между клапаном и носиком коромысла болт законтривается гайкой.

Регулировочные болты и контргайки обоих двигателей одинаковые. Контргайки используются от нижнеклапанных двигателей.

Коромысла вращаются на стальных полых осях, подвергаемых поверхностной закалке в местах посадки коромысел. Отверстия в торцах заглушены штампованными заглушками. В осях просверлены отверстия для подвода смазки к коромыслам и для крепления осей.

Каждая ось коромысел неподвижно опирается на четыре стойки, прикрепляемые к головке цилиндров шпильками крепления головки к блоку. Стойки отливаются из высокопрочного чугуна.

Распорные пружины, помещенные на оси между двумя коромыслами, прижимают их к стойкам и тем фиксируют их от осевых перемещений. Крайние коромысла прижимаются к стойкам специальными пружинными шайбами.

Выступающие над головой цилиндров части распределительных органов, закрываются стальными штампованными крышками, прикрепляемыми на двигателе М-21 к головке цилиндров винтами, на двигателе ГАЗ-13 — каждая двумя шпильками с гайками к крайним стойкам коромысел.

Для уплотнения под крышку двигателя М-21 устанавливается пробковая прокладка, под крышки двигателя ГАЗ-13 устанавливаются резиновые прокладки. На крышке двигателя М-21 располагается маслоналивная горловина.