Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Катушка зажигания

Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Ток низкого напряжения через прерыватель поступает в первичную обмотку катушки. Возникающий во вторичной обмотке катушки ток высокого напряжения проходит через распределитель зажигания к свечам, где он пробивает воздушный зазор между электродами.

Типы катушек зажигания, применяемых на автомобилях, указаны в таблице 22.

Катушки Б1, Б7 и Б13 отличаются друг от друга обмоточными данными и изоляционными материалами.

Устройство катушки зажигания показано на фиг. 278.

На железном сердечнике магнитопровода 15 намотана вторичная обмотка 11, а поверх нее — первичная обмотка 10. Намотка сделана слоями, между которыми проложена изоляционная бумага.

Сердечник закреплен в стальном герметичном кожухе изоляторами. Пространство между сердечником, изоляторами и стальным корпусом заполнено в катушках Б1 и Б7 изоляционным материалом, а в катушке Б13 — трансформаторным маслом. В изоляторе имеются клемма высокого напряжения и клеммы низкого напряжения.

Между лапами хомута крепления катушки расположено добавочное сопротивление 13, соединенное последовательно с первичной обмоткой. Добавочное сопротивление, выполненное в виде спирали из никелевой проволоки, автоматически закорачивается при включении стартера.

Это облегчает пуск двигателя, так как напряжение с батареи подается на катушку помимо добавочного сопротивления, и напряжение вторичной цепи возрастает, несмотря на снижение напряжения на клеммах батареи при включении стартера. При работе двигателя добавочное сопротивление изменяет ток в первичной цепи катушки в зависимости от оборотов двигателя. Такое изменение тока улучшает характеристику системы зажигания и достигается изменением величины добавочного сопротивления в зависимости от температуры. При больших оборотах двигателя по мере снижения величины тока в первичной цепи снижается также и температура нагрева добавочного сопротивления, что вызывает уменьшение величины сопротивления. Уменьшение величины сопротивления, в свою очередь, вызывает увеличение тока в первичной цепи катушки при больших оборотах двигателя.

При работе двигателя на малых оборотах ток в первичной цепи катушки возрастает. Увеличение тока вызывает повышение температуры нагрева добавочного сопротивления и увеличение сопротивления, что приводит к снижению силы тока в первичной цепи катушки.

Таким образом, добавочное сопротивление, автоматически регулируя величину силы тока в первичной цепи, уменьшает снижение напряжения при работе двигателя на больших оборотах и уменьшает нагрев катушки и потребление повышенного тока на малых оборотах.

Уход за катушкой зажигания заключается в периодическом осмотре катушки и очистке ее от пыли и грязи.

Через каждые 3—6 тыс. км пробега автомобиля необходимо проверять надежность крепления проводов.

При неработающем двигателе не следует длительное время оставлять зажигание включенным во избежание перегрева катушки.

Неисправности катушки зажигания связаны, главным образом, с повреждением изоляции ее обмоток и с повреждением добавочного сопротивления.

Прежде чем снять катушку для ремонта или замены, следует убедиться в исправности и надежности присоединения проводов к клеммам катушки, стартеру и включателю зажигания, затем проверить способность искры преодолевать искровой промежуток, как указано ниже, в разделе Неисправности системы зажигания и их устранение.

Если при запуске двигателя стартером искро-образование нормальное, а при провертывании двигателя заводной рукояткой искра отсутствует, то это указывает на неисправность добавочного сопротивления. Характерным признаком повреждения добавочного сопротивления или его цепи является также нормальный пуск двигателя стартером и мгновенная его остановка при выключении стартера.

Неисправное добавочное сопротивление катушки следует исправить или заменить. Если причиной неисправности является нарушение контакта или обрыв проволоки в месте крепления концов, то проволоку в этом месте следует тщательно припаять или приклепать. Пайка должна быть бескислотная. Сгоревшее сопротивление подлежит замене. При отсутствии запасного сопротивления его можно изготовить из никелевой проволоки марки НП2. Величина сопротивления 1,35—1,45 ом у катушки Б1 и 1 — 1,1 ом у катушек Б7-А и Б13.

Катушка зажигания с поврежденной изоляцией обмоток подлежит замене.

При замене неисправности катушки зажигания или поврежденной электропроводки следует быть особенно внимательным, присоединяя провода к клеммам катушки, так как пе-репутывание проводов может повлечь за собой порчу катушки и сильное обгорание контактов прерывателя-распределителя или короткое замыкание в цепи.

Исправность катушки следует проверять на специальных стендах, предназначенных для этой цели. При работе на стенде катушка должна обеспечивать бесперебойное искро-образование на стандартном трехэлектродном разряднике с искровым зазором и оборотах распределителя, указанных в таблице 23.