Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Стартер

Для запуска двигателей автомобилей имеются электрические стартеры, типы которых указаны в таблице 32.

На автомобилях ГАЗ-12, М-20, М-21, ГАЗ-51А и ГАЗ-63 стартеры установлены с левой стороны двигателя, а на автомобиле М-13 — с правой стороны двигателя. Стартеры крепятся к картеру двумя болтами.

Стартер представляет собой четырехполюс-ный электродвигатель постоянного тока с последовательным возбуждением. Устройство стартеров показано на фиг. .292, 293, 294 и 295.

Стальной корпус имеет четыре полюса с обмотками и две крышки с бронзо-графитовыми втулками, в которых вращается якорь. Между корпусоми задней крышкой в стартерах СТ20, СТ20-Б; СТ 101 и СТ8 установлен промежуточный подшипник. В корпусе имеются окна для осмотра коллектора и щеток. Окна закрываются защитной лентой. На передней крышке имеются четыре щеткодержателя со щетками.

Вал стартера с одной стороны имеет шлицы, по которым перемещается привод. Привод стартера состоит из роликовой муфты свободного хода, шестерни для зацепления с зубчатым венцом и втулки отводки. Муфта свободного хода передает вращение только от стартера к венцу и предохраняет якорь стартера от разноса после пуска двигателя.

Муфта свободного хода состоит из наружной обоймы, корпуса, роликов с пружинами и внутренней обоймы, выполненной за одно целое с шестерней. Корпус муфты имеет специальные пазы для роликов и жестко соединен с втулкой, имеющей внутренние шлицы, которыми она перемещается по шлицевому участку вала. В стартерах СТ20, СТ20-Б и СТ8 шлицы прямые, а в стартерах СТ21 и СТ101 винтовые.

При включении стартера вал и вместе с ним корпус муфты начнет вращаться против часовой стрелки (если смотреть со стороны шестерни), при этом ролики войдут в узкую часть пазов корпуса и заклинятся между корпусом и внутренней обоймой. При этом шестерня будет вращаться как одно целое с валом стартера.

После запуска двигателя, в связи с большим передаточным отношением, вращение будет передаваться в обратном направлении от венца маховика к шестерне стартера. Шестерня стартера, а следовательно, и внутренняя обойма начнут вращаться быстрее корпуса муфты. Это вызовет перемещение роликов в более широкую часть пазов, при этом движение от внутренней обоймы к корпусу муфты передаваться не будет.

Ввод в зацепление шестерни с зубчатым венцом и включение электрической схемы производится на стартере СТ20-Б электромагнитным тяговым реле типа РС9, на стартерах СТ21 и СТ101—электромагнитными тяговыми реле РС14.

Шестерня стартеров выводится из зацепления возвратной пружиной после отключения электрической цепи стартера.

—вал якоря, 2 и 17 — подшипники вала якоря, 3—втулка упорного кольца, 4— упорное кольцо, 5- чашка упорного кольца. 6- шестерня привода стартера, 7 —крышка со стороны привода. 8 — муфта свободного хода привода, 9—втулка отводки привода, ((-промежуточная опора вала якоря, ( — корпус стартерн. 12—стяжной винг, П якорь, N коллектор, 5—защитная лента, 16 крышка со стороны коллектора, 18 фибровая шайба, 9—щетка, 20—пружина ще1ки 2-катушки возбуждения. 22- полюс. 23 и 24—клеммы тягового реле 25 контактный диск. 26 -корпус тягового реле, 27 обмотка тягового реле, 28—якорь тягового реле. 29 — пружина, 30 защитный кожух, 31 -винт. 32—рычаг, 33— уцопный винт.

Электрические схемы стартеров и их реле показаны на фиг. 296, 297, 298 и 299.

При запуске двигателя стартером следует учитывать, что муфта свободного хода рассчитана на кратковременную работу; поэтому, как только двигатель заведется, надо немедленно отключить стартер.

Для своевременного отключения стартеров на легковых автомобилях имеется специальная блокировка с помощью дополнительного реле типа РС24-Б. На автомобиле ГАЗ-12 это реле установлено в крышке электромагнитного тягового реле стартера СТ20-Б, на автомобилях М-13 и М-21 оно установлено отдельно.

Обмотка дополнительного реле находится под разностью напряжений генератора и батареи, так как она включена одним концом на клемму Я генератора, а вторым—через включатель на батарею. После запуска двигателя генератор начинает давать напряжение, это напряжение отключает дополнительное реле, а дополнительное реле отключает электромагнитное реле, которое, в свою очередь, отключает стартер. Это предохраняет якорь стартера от разноса, а также от случайного включения стартера при работающем двигателе. На автомобилях М-20, ГАЗ-51А и ГАЗ-63 такой блокировки нет.

Во включателях стартеров СТ101 и СТ21 имеется специальный контакт для отключения дополнительного сопротивления катушки зажигания при запуске двигателя стартером.

На автомобиле ГАЗ-12 стартер включается специальной кнопкой, расположенной на панели приборов с левой стороны рулевой колонки.

На автомобиле М-13 стартер включается поворотом ключа включателя зажигания до упора по часовой стрелке. При этом стартер можно включить только при нажатой кнопке Н переключателя КПП.

На автомобиле М-21 стартер

включается также поворотом ключа включателя зажигания. На автомобилях М-20, Г3-51А и ГАЗ-63 стартер включается специальной педалью.

Пользоваться стартером длительное время без перерывов нельзя, так как при этом стартер сильно нагревается, что может привести к выходу из строя стартера и аккумуляторной батареи.

Во время запуска холодного двигателя при минус 15—30° пользоваться стартером рекомендуется только после прогрева двигателя пусковым подогревателем или другими средствами.