Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Масляные насосы

Масляные насосы на всех двигателях шестеренчатые. На двигателе ГАЗ-13 насос двухсекционный, на остальных двигателях — односекционные.

На двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12 масляные насосы устанавливаются снаружи на блок цилиндров с левой стороны двигателя, на двигателе ГАЗ-13 — с правой стороны двигателя, на двигателе М-21 масляный насос устанавливается  внутри   картера и прикрепляется к крышке четвертого коренного подшипника.

Масляные насосы двигателей М-20, ГАЗ-51 и ГАЗ-12 имеют корпуса, отлитые из серого чугуна. В них имеется обработанная камера, в которой вращаются рабочие шестерни с малым зазором по наружному контуру. Камера соединяется литыми отверстиями с впускным и нагнетательным каналами в блоке цилиндров.

В длинном выступе корпуса имеются две обработанные внутренние поверхности, служащие опорами для валика насоса, и два наружных обработанных пояса, служащих для центровки насоса в блоке. Для установки оси ведомой шестерни в корпусе имеется обработанное отверстие. В верхней опоре валика сделана Спиральная канавка для смазки валика. Масло в канавку попадает через отверстие с большой зенковкой, обращенное кверху.

Два сверленых отверстия во фланце корпуса служат для   крепления насоса к блоку.

На валик масляного насоса напрессовываег-ся стальная ведущая шестерня насоса, которая фиксируется дополнительно штифтом, запрессованным в отверстие, которое просверливается одновременно в шестерне и валике после сборки их. Ведомая шестерня изготовляется методом спекания под давлением смеси металлического и графитового порошков. Ведомая шестерня свободно вращается на оси, запрессованой в корпусе насоса. Обе шестерни имеют по семь прямых зубьев. Нужный зазор в зацеплении шестерен обеспечивается точностью изготовления деталей (межцентрового расстояния в корпусе и зубьев шестерен).

Камера насоса закрывается литой чугунной крышкой, прикрепляемой к корпусу четырьмя болтами. Под крышку устанавливается паро-нитовая прокладка толщиной 0,3—0,4 мм. Толщина этой прокладки обеспечивает нужный осевой зазор шестерен. Увеличение толшины прокладки приводит к снижению производительности насоса. Для уменьшения давления масла в зацеплении шестерен на плоскости крышки сделана разгрузочная канавка.

В крышке помещается редукционный клапан, состоящий из полого плунжера, перемещающегося в точно развернутом отверстии крышки, пружины, давящей на плунжер, пустотелой пробки и прокладки пробки.

На пружинном конце валика насоса напрессована и заштифтована шестерня привода насоса. Конец валика имеет прорезь для привода распределителя зажигания. Насос прикрепляется к блоку двумя болтами. Между корпусом и насосом помещается паронитовая прокладка.

Насос приводится во вращение от распределительного вала шестерней, нарезанной на вале.

На двигатели ГАЗ-51 и ГАЗ-12 устанавливается один и тот же насос, который располагается под распределительным валом (фиг. 56). На двигателе М-20 насос располагается над распределительным валом и отличается от насоса двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-12 длиной и направлением вращения.

Насос двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-12 вращается по часовой стрелке, если смотреть со стороны распределителя. Насос двигателя М-20 вращается против часовой стрелки.

Кроме корпусов, валиков и приводных шестерен, все детали этих насосов взаимозаменяемы.

Прорезь для привода распределителя должна быть расположена определенным образом при установке насоса на двигатель.

Масляный насос двигателя М-21 (фиг. 57) расположен внутри картера, прикрепляется к крышке коренного подшипника и по конструкции аналогичен насосам двигателей ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12.

Корпус насоса отливается из алюминиевого сплава. Масло в насос  поступает через сверленый канал в литой чугунной крышке. Крышка насоса одновременно является приемной трубкой и кронштейном маслоприемника. Масло нагнетается в боковое отверстие корпуса насоса, к которому на фланце прикрепляется нагнетательная трубка.

Шестерни насоса те же, что и на двигателях ГАЗ-51, М^-20и ГАЗ-12.

Насос приводится от распределительного вала с помощью промежуточного валика привода распределителя зажигания и насоса (фиг. 58).

Привод масляного насоса и распределителя состоит из чугунного корпуса, который прикрепляется к блоку цилиндров на двух шпильках. В корпус запрессовывается бронзовая втулка с фланцем в нижней части. Отверстие во втулке и корпусе  развертывается в сборе.

В это отверстие устанавливается валик привода распределителя, на верхний конец которого устанавливается упорная втулка, а на нижний — шестерня привода. Шестерня привода сцепляется с шестерней, нарезанной на распределительном вале. Между шестерней и бронзовой втулкой помещается стальная каленая упорная шайба. При сборке обеспечивается осевой люфт 0,15—0,40 мм. В верхнем конце валика прорезан паз, в который входит выступ (лопатка) валика распределителя.

Нижний конец заканчивается лопаткой, которая входит в паз промежуточного валика привода масляного насоса. Валики в этом месте соединены шарнирно штифтом. Выступ нижнего конца промежуточного валика входит в паз валика масляного насоса. Все лопаточные соединения для надежности помещаются во втулках (фиг. 58).

Смазка подводится к валику привода через отверстие в корпусе и по винтовой канавке во втулке и корпусе. Смазка, попавшая в корпус выше валика, стекает в картер через специальное отверстие.

Масляный насос двигателя ГАЗ-13 (фиг. 59) устанавливается снаружи блока в задней части левой стороны двигателя. j-Iacoc состоит из двух секций: верхняя секция нагнетает масло в магистраль, нижняя — в центробежный фильтр. Масло всасывается обеими секциями из общей приемной трубки.

Каждая секция выполняет функции самостоятельного насоса. Корпуса обеих секций насоса отливаются из алюминиевого сплава. Корпус верхней части устанавливается в отверстие блока цилиндров своим центрирующим выступом и прикрепляется к нему с помощью двух шпилек с гайками. Кроме впускного и нагнетательного отверстий, в нем имеется отверстие, через которое из нижней секции насоса нагнетается масло в фильтр.

Нижняя секция насоса прикрепляется к верхней четырьмя болтами. Между обеими секциями устанавливаются чугунная шлифованная перегородка и две паронитовые прокладки толщиной 0,3—0,4 мм. На корпусе нижней секции устанавливается редукционный клапан, аналогично тому, как он установлен на крышках   масляных   насосов   двигателей

 


ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-12. Этот редукционный клапан регулирует давление в системе фильтрации масла.

В смазочной  магистрали давление регулируется редукционным клапаном.

Валик насоса—общий для обеих секций. Ведущая шестерня верхней секции закрепляется на валике штифтом, ведущая шестерня нижней секции устанавливается на сегментной шпонке. Оси ведомых шестерен у каждой секции свои. Валик вращается в двух опорах: одной в верхнем корпусе, другой в нижнем. Все шестерни изготовляются из металлических порошков путем спекания под давлением. Шестерни верхней секции имеют высоту 30 мм, нижней секции — 20 мм.

В верхнем конце валика сделано шестигранное углубление, в которое входит конец шестигранного промежуточного валика привода насоса.

Привод распределителя и масляного насоса аналогичен по конструкции приводу этих агрегатов двигателя М-21.

Привод ГАЗ-13 прикрепляется к блоку с помощью стальной литой вилки (держателя) и одной шпильки с гайкой.