Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

УКАЗАТЕЛЬ УРОВНЯ БЕНЗИНА АВТОМОБИЛЕЙ ГАЗ-12, М-20, М-21, ГАЗ-51А и ГАЗ-63

 

Указатель уровня бензина — электромагнитный и работает только при включенном зажигании. Прибор состоит из указателя, расположенного в щитке приборов, и датчика, установленного на бензиновом баке. Типы датчиков указаны в таблице 44.

Схема устройства указателя уровня бензина показана на фиг. 374.

Датчик указателя представляет собой реостат 1, смонтированный внутри металлической коробки; величина сопротивления реостата изменяется в зависимости от уровня бензина в баке.

Один конец обмотки реостата соединен с массой, другой — проводом с обмотками катушек указателя. По обмотке реостата скользит ползунок, укрепленный на верхнем конце стержня поплавка 13, плавающего на поверхности бензина. Ползунок 3 от массы не изолирован, поэтому в зависимости от уровня бензина в баке ползунок полностью или частично выключает сопротивление реостата.

Указатель состоит из двух катушек, расположенных под углом 90° друг к другу. В точке пересечения геометрических осей катушек на оси установлен железный якорек со стрелкой. Шкала указателя состоит из пяти делений. Против крайних и среднего делений шкалы нанесены цифры: 0 (бак пустой), 0,5 (половина бака) и буква П (полный бак).

Обмотка левой катушки указателя включена последовательно в цепь батарея—реостат, а обмотка правой катушки — параллельно реостату. Витки обмоток направлены так, что одноименные полюса обеих катушек расположены соответственно вверху и внизу. На верхних концах сердечников катушек установлены железные башмаки, служащие для направления магнитного поля, создаваемого катушками.

Указатель уровня бензина работает следующим образом. При пустом баке поплавок опущен вниз, а ползунок реостата находится в крайнем правом положении, выключая таким образом сопротивление реостата; при этом ток по обмотке правой катушки почти не идет, так как ползуном реостата она закорочена на массу.

Таким образом, почти весь ток проходит через обмотку левой катушки, в результате чего якорь под воздействием магнитного поля поворачивается в сторону указанной катушки, и стрелка указателя становится против цифры 0 шкалы прибора.

При полном баке поплавок занимает крайнее верхнее положение, при котором ползунок полностью включает сопротивление реостата. Поэтому ток в основном проходит только через обмотку правой катушки, в результате чего якорь под воздействием магнитного поля указанной катушки поворачивается и стрелка указателя становится против буквы П.

При частичном заполнении бака бензином соответственно положению поплавка в цепь включается часть сопротивления реостата, и ток при этом одновременно поступает в обмотки обеих катушек. В этом случае положение якоря, а следовательно, и стрелки указателя определяется совместным действием магнитных полей обеих катушек, в зависимости от соотношения которых (зависящих от уровня бензина в баке) стрелка указателя занимает то или иное промежуточное положение между 0 и П шкалы прибора.

Указатель, уровня бензина не требует никакого ухода. В случае выхода прибора из строя следует проверить электрические соединения, исправность предохранителя и проводки и, если они в порядке, сменить указатель или реостат.

При неисправности прибора или цепи питания (нарушения электрических соединений) стрелка прибора при включении зажигания остается неподвижной (левое деление 0 шкалы).

Признаком неисправности реостата или его цепи является положение стрелки прибора правее деления П шкалы независимо от количества топлива в баке.

Предупреждение. Важно при проведении ремонта электропроводки или смене приборов не допускать:

а)            замыкания клемм указателя;

б)            перепутывания концов проводов, присоединяемых к его

клеммам;

в) перепутывание проводов при присоединении их к соединительной панели, расположенной на щитке кабины грузовых автомобилей, так как в указанных случаях неизбежно сгорит сопротивление реостата, и датчик выйдет из строя.

Правильность показаний указателя уровня бензина можно проверить, наблюдая за положением стрелки приборов при наполнении или опорожнении бензинового бака мерной посудой. Если погрешность показаний прибора превышает 10%, то необходимо сменить приемник или датчик. Если погрешность прибора во всех точках шкалы равномерно занижена или равномерно завышена, то прибор можно отрегулировать подгибкой рычага поплавка реостата.