Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Двери

Двери кузовов легковых автомобилей ГАЗ (фиг. 409, 410, 411 и 412) состоят из двух панелей, отштампованных из листовой стали,— наружной и внутренней — с усилителями, расположенными на петельной стороне.

Каждая дверь подвешена в дверных проемах на двух петлях. Оси петель смазываются через прессмасленки при открытых дверях. На автомобиле М-20 верхняя петля расположена внутри кузова, нижняя—снаружи его. Для улучшения герметичности кузова двери автомобиля М-21 Волга, ГАЗ-12 и М-13 Чайка имеют все петли внутреннего типа.

В эксплуатации надо следить, чтобы винты крепления петель к дверям и стойкам кузова были всегда затянуты. Положение двери в дверном проеме кузова регулируется в соединении петли с дверью. Соединение петель со стойкой кузова нерегулируемое. Двери автомобиля М-13 Чайка, в отличие от дверей автомобилей ГАЗ-12, открываются по ходу движения; задняя дверь навешена на центральную стойку. Такая навеска, не уменьшая удобства входа и выхода, позволяет избежать случайного открывания дверей на ходу автомобиля.

Резиновые уплотнители смягчают удары двери при закрывании и не пропускают в кузов дорожную пыль. Направляющие шипы удерживают дверь на требуемой высоте, направ-

 


 


 


ляют ее при закрывании и не допускают ее оседания.

Замки дверей. На автомобилях Победа и ГАЗ-12 замки дверей языкового типа.

Для обеспечения долговечности замка и петель дверей первостепенное значение имеет надежность фиксации двери в горизонтальном л вертикальном направлениях. Фиксация дверей с языковыми замками в горизонтальном направлении обеспечивается языком и защелкой на стойке дверного проема кузова. Фиксация в вертикальном направлении осуществляется специальным шипом 8 (фиг. 413), который при закрывании двери опирается на сухари 3 щеколды, привернутой к стойке 10 кузова. Шип должен соприкасаться с обоими сухарями почти по всей их длине.

Если при закрывании и открывании дверь приподнимается или опускается, то это указывает на неправильную регулировку щеколды.

Чтобы найти правильное взаимное положение шипа и щеколды по высоте, следует ослабить винты 4 и, постукивая по щеколде рукояткой молотка, переместить ее настолько, чтобы обеспечить правильную посадку шипа на сухари. Для регулировки плотности закрывания двери щеколду следует перемещать в горизонтальном направлении. После окончания регулировки винты 4 необходимо туго затянуть.

Выступ  на стойке кузова служит для увеличения надежности крепления щеколды; на обратной стороне щеколды для этой же цели сделана насечка.

В закрытом положении двери язык замка заскакивает за щеколду. Щеколда обеспечивает два положения закрытой двери: первое—

язык заскочил за защелку 9 и второе — за край щеколды.

Замки языкового типа нетребовательны к точности изготовления кузова и установки дверей. Однако они имеют существенные недостатки: они громоздки и требуют сравнительно большого усилия при закрывании и открывании дверей.

Поэтому на автомобилях последних моделей: М-21 Волга и М-13 Чайка применены замки роторного типа. Эти замки компактны и имеют кнопочный привод (фиг. 414).

Основным элементом роторного замка является ротор  (шестерня), входящий в зацепление с зубчатой рейкой фиксатора 2, укрепленного на стойке дверного проема кузова.

Внутри замка расположен храповой механизм, храповик которого закреплен на валу ротора.

Храповой механизм допускает вращение ротора только в одном направлении — в направлении закрывания двери. Для открывания двери необходимо вывести собачку из зацепления с храповиком. Фиксация двери в вертикальном направлении осуществляется с помощью шипа 3, укрепленного на корпусе замка.

Такая конструкция обеспечивает надежную фиксацию двери в вертикальном направлении при движении автомобиля и установку провисшей двери в правильное положение при закрывании.

В закрытом положении дверь удерживается замком (фиг. 415) за счет ротора 3 и фиксатора 5, закрепленного на замочной стойке кузова двумя винтами или болтами.

Для предотвращения вертикальных перемещений двери в закрытом положении предусмотрены два шипа 2.

При закрывании двери верхний шип находит на направляющую часть фиксатора, а ниж-

ний —на сухарь фиксатора, ограничивая перемещение двери.

Сухарь фиксатора подвижной, в горизонтальном направлении выбирает зазор, образующийся в клиновом соединении шипы— фиксатор.

Кнопка  привода замка вмонтирована в неподвижную наружную ручку двери.

При закрывании двери зубья ротора, вращаясь, входят в зацепление с зубьями фиксатора, как шестерня с рейкой. При заходе зуба ротора за первый зуб фиксатора произойдет неполное закрывание двери (при езде дверь стучит).

Замок (фиг. 416) имеет стальной Г-образ-ный штампованный корпус . В отверстие на большей стороне корпуса вставлена втулка 2, фланец которой приварен к корпусу точечной сваркой. Во втулку 2 впрессован подшипник 7 ротора.

На одном конце валика 8 ротора посажен храповик 6, на другом — ротор 3, Упираясь зубом в собачку 5 храповик препятствует от-крывание двери.

Остальные детали замка служат для внутреннего привода и выключения замка.

Открывание замка с наружной стороны происходит при нажатии на кнопку 9 наружной ручки двери (фиг. 418). При этом рычаг выводит собачку 5 из зацепления с храпоик-ком 6 ротора. Потянув за ручку при нажатой кнопке, производят открывание двери.

Кнопка наружной двери имеет болт 7 с контргайкой 8 для регулирования зазора между кнопкой 9 и рычагом  собачки. Этот зазор должен быть 0,5—1,5 мм.

Открывание замка из кузова автомобиля

осуществляется ручкой , расположенной на панели двери (фиг. 419).

При нажатии на ручку 1 (в направлении стрелки) тяга 3 привода поворачивает рычаг 4, конец которого нажимает на собачку 5 и выводит ее из зацепления с храповиком; после этого для открывания двери достаточно легкого толчка локтем.

Запирание замка (фиг. 420) осуществляется специальной кнопкой , расположенной в чижней части оконного проема двери внутри кузова. Кнопка  имеет два положения: верхнее и нижнее. При нажатии па кнопку 1 поводок 2 через щеколду 3 повернет рычажный толкатель 5. Отогнутой своей частью толкатель будет удерживать отводящий рычаг 8 собачки и препятствовать открыванию замка кнопкой наружной ручки двери.

Замох включается в работу поднятием кнопки  выключателя к верхнее положение или поворотом внутренней ручки  (фиг. 419) при. обычном открывании двери изнутри.

Замки передних дверей снаружи могут быть заперты ключом. Задние двери с наружной стороны запираются при закрывании их с опушенной в нижнее положение кнопкой выключателя замка.

Для ьормального закрывания и открывания дверей, кроме исправных замков необходимо, чтобы винты крепления петель и фиксаторов были надежно закреплены, механизм привода не имел заеданий, контакт между направляющей частью фиксатора, сухарем фиксатора и шипами замка был бы на всей длине (при проверке на краску), а зуб ротора на всю свою ширину перекрывал зуб фиксатора.

Таким образом, правильная установка фиксатора является основным условием нормальной работы дверей при исправном замке и механизме привода.

Замок дверей автомобиля М-13 Чайка по своей конструкции почти не отличается от замка автомобиля М-21 Волга, но имеет один направляющий шип вместо двух.

Замок автомобиля Чайка имеет привод от кнопки  (фиг. 421) наружной ручки двери, особенностью которого является невозможность нарушения регулирования кнопки и проскаки-вания стержня кнопки мимо рычага замка. Это обеспечивается наличием прямоугольной направляющей части стержня 2, проходящей через прямоугольную прорезь рычага 3. Усилие кнопки передается на рычаг замка через упоры на стержне. Зазор между упором стержня и рычагом замка регулируется регулировочной пробкой 4, ввернутой в кнопку привода. Стержень связан с регулировочной пробкой посредством шарнирного соединения, допускающего перекосы как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях.

Ограничитель двери. Ограничитель служит для ограничения угла открывания двери и фиксации двери в открытом положении. Ограничитель состоит из штампованного корпуса,

внутри которого имеются два сухаря с пружинами, тяги с ушком на одном конце и резьбой на другом 1-г резинового прямоугольного буфера, привулканизированного к металлической пластине-гайке.

Тяга в сборе с резиновым буфером устанавливается через монтажное отверстие внутренней панели двери и проходит между сухарями ограничителя и ушком. При помощи пальца и шплинта она шарнирно закрепляется в прорези кронштейна на петельной стойке дверного проема. Резиновый буфер при открывании двери перемещается между параллельными стенками специального кожуха, приваренного к внутренней панели, что не дает ему вращаться вокруг резьбовой части тяги и нарушать регулировку.

Для регулировки угла открывания двери необходимо:

расшплинтовать и вынуть палец, соединяющий тягу с кронштейном;

поворачивать тягу в ту или другую сторону (укорачивая или удлиняя ее по необходимости);

присоединить тягу к кронштейну, установив и зашплинтовав палец.

Ограничитель двери автомобиля Чайка показан на фиг. 422. В отличие от ограничителей дверей автомобилей Победа, ГАЗ-12 и Волга он имеет более оригинальную конструкцию, обеспечивающую легкость и бесшумность в работе.