Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Устройство и работа синхронизатора

Включение второй и третьей передач осуществляется при помощи синхронизатора, который позволяет включать передачу только после того, как выравнены скорости вращения вторичного вала и шестерни включаемой передачи. Благодаря этому включение передач происходит бесшумно. Устройство синхронизатора показано на фиг. 106. В ступице 10, сидящей на шлицах вторичного вала, имеются три паза, в которых помещаются ползуны 2.

Шарики 4, находящиеся в отверстиях ползунов, при помощи пружин 5 прижимаются к полукруглой канавке на внутренней поверхности муфты 9.

На конусах первичного вала и шестерни второй передачи сидят блокировочные бронзовые кольца Трение между конусами колец и шестерен и обеспечивает выравнивание (синхронизацию) скоростей вращения включаемых элементов. На внутренних конусах колец сделана мелкая (шаг 0,6 мм) винтовая нарезка для того, чтобы разрывать масляную пленку и создавать наибольшее трение между поверхностями конусов при работе синхронизатора.

Так как ползуны 2, находящиеся в пазах

ступицы 10, своими концами входят в прорези колец, последние всегда вращаются вместе со ступицей 10.

Кольца могут поворачиваться относительно ступицы на величину зазора между ползунами и пазами в кольцах (зазор равен приблизительно половине шага зубьев венцов включения передач 8).

Действие синхронизатора состоит из двух этапов: при включении передачи муфта 9 через шарики 4 перемещает ползуны 2, которые своими торцами прижимают блокировочное кольцо 11 к конусу первичного вала или шестерни второй передачи. Вследствие трения, возникающего между конусами, блокировочное кольцо несколько поворачивается (в пределах зазора между прорезью кольца и ползуном) — завершается первый этап синхронизации. При дальнейшем движении муфты 2 скосы зубьев ее воздействуют на скосы блокировочного кольца, трение между конусами увеличивается, зубья муфты входят в зацепление с зубьями блокировочного кольца — завершается второй этап синхронизации, происходит полное выравнивание скоростей вращения включаемой Передачи и муфты 9. При дальнейшем перемещении зубья муфты плавно и без ударов входят в зацепление с зубьями венца первичного вала или шестерни второй передачи.

Взаимное расположение элементов синхронизатора при нейтральном положении муфты 9 схематически показано на фиг. 107 а. Первый этап синхронизации показан на фиг. 107 б. В этом положении зубья муфты не могут войти в зацепление с венцом кольца, так как упираются своими скосами в скосы зубьев кольца. От действия силы, стремящейся продвинуть муфту между скосами концов зубьев, возникает сила Р, направленная перпендикулярно к поверхности скосов.

Осевая составляющая Pi этой силы прижимает блокирующее кольцо к конусу, расположенному перед включаемым венцом; Под действием возникающей при этом силы трения между конусами скорости вращения с"цепляемых деталей постепенно уравниваются вплоть до полной их блокировки. Окружная составляющая Р2 силы Р стремится повернуть блокирующее кольцо против направления его вращения. Когда величина окружной силы Р% окажется достаточной и кольцо повернется, зубья муфты войдут в зацепление с зубьями блокировочного кольца (фиг. 107 в).

Для завершения включения необходимо, чтобы зубья муфты вошли в зацепление с зубьями венца, как показано на фиг. 107 г. Однако против зуба муфты может оказаться не впадина венца, а его зуб, и включение будет затруднено или даже окажется невозможным. Эти затруднения возникают в таких синхронизаторах, при которых в момент завершения включения валы остаются сблокированными, но их не может быть в синхронизаторах рассматриваемой конструкции.

Действительно, как только зубья муфты войдут в зацепление с зубьями блокирующего кольца (фкг. 107 в), прекращается взаимодействие скосов зубьев, сила Р и ее составляющие исчезают.

Следовательно, нажим блокирующего кольца на конус венца прекращается, и ничто не препятствует повороту венца относительно муфты, необходимому для устранения упора торцов зубьев. Тем самым всегда достигается надежность включения.

Синхронизатор позволяет производить бесшумное переключение только при плавном, без рывков, передвижении рычага переключения. Слишком быстрое переключение, особенно с прямой передачи на вторую, может повредить механизм синхронизатора.

В эксплуатации автомобиля, после значительного пробега, иногда может появиться неисправность в работе синхронизатора—шум при переключении передач, если даже водитель правильно пользуется рычагом переключения. Чаще всего это указывает на то, что резьба на конических поверхностях блокировочных колец 11 износилась, зазор между торцами кольца и венца шестерни исчез (на фиг. 106 показан зазор в 1 мм в новой коробке передач) и трение между конусами при переключении муфты 9 отсутствует. Вследствие этого и прекратилось действие синхронизатора. Для проверки необходимо снять боковую крышку коробки и щупом проверить зазор, для чего блокировочное кольцо следует муфтой прижать к конусу шестерни.

Если зазор окажется меньше 0,2—0,3 мм, блокировочные кольца должны быть заменены новыми. При этом необходимо иметь в виду, что на автозаводе блокировочные кольца спариваются и притираются с конусами шестерен; на сборку коробок, а также в запасные части кольца и шестерни поступают комплектно.

Поэтому для устранения описанной неисправности синхронизатора может оказаться необходимым сменить вместе с кольцами и шестерни.