Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Устройство гидротрансформатора

Основмыми деталями гидротрансформатора являются три рабочих колеса с лопатками: насосное колесо, турбинное колесо и реактор (фиг. 119).

Насосное колесо имеет 31, турбинное — 33, и реактор — 11 лопаток. Под каждую лопатку в корпусе 4 сделаны четыре паза, в которые заходят выступы лопатки. От смещения лопатки удерживаются стопорным кольцом. На внутренней кромке каждой лопатки имеются еще по два выступа, на которые надевается штампованное кольцо-тор с прорезями, после чего эти два выступа отгибаются.

Спереди корпус гидротрансформатора закрывается штампованной крышкой. Крышка крепится к корпусу тридцатью болтами. Уплотнение между корпусом и крышкой осуществлено резиновой прокладкой-кольцом.

Колпак крышки имеет точно обработанный поясок, который заходит в расточку фланца коленчатого вала и центрирует по нему переднюю часть гидротрансформатора. Внутри в колпаке помещается бронзовая втулка. По ней центрируется передний конец ведущего вала коробки. К корпусу гидротрансформатора болтами крепится ступица, которая вращается во втулке корпуса переднего масляного насоса планетарной коробки.

Между корпусом гидротрансформатора и ступицей также имеется резиновое уплотни-тельное кольцо.

Колесо турбины состоит из штампованного корпуса, кольца-тора и лопаток. В корпусе турбины и торе при штамповке пробиваются прорези, куда вставляются, а затем отгибаются выступы лопаток турбины. К корпусу турбины приклепана ступица со шлицевым отверстием. Ступица соединяет турбину с ведущим валом коробки. Таким образом, сборка насосного и турбинного колес осуществляется без пайки и приварки лопаток.

Реактор 3 гидротрансформатора отлит из алюминиевого сплава. Лопатки реактора и его корпус отливаются за одно целое.

По наружному диаметру на лопатки реактора надето кольцо-тор из стальной ленты.

В корпусе реактора помещается муфта свободного хода. Схема муфты свободного хода показана на фиг. 120.

Муфта свободного хода реактора — сухарикового типа. Наружная и внутренняя ступицы ее имеют ци-

линдрические рабочие поверхности, между которыми размещены двадцать профилированных сухариков. Сухарики набираются в сепараторе, кольцевая пружина постоянно поджимает сухарики к рабочим поверхностям ступиц. Наружная ступица при помощи шлицев закреплена в корпусе реактора, а внутренняя ступица сидит на шлицевом конце неподвижного реактивного вала. При повороте реактора и наружной ступицы муфты в сторону, обратную направлению вращения двигателя, сухарики слегка повертываются и заклиниваются между ступицами, наружная ступица муфты и сам реактор соединяются с неподвижной внутренней ступицей. Реактор не может вращаться в направлении, обратном направлению вращения двигателя.

Когда поток масла на режиме гидромуфты ударяет на лопатки реактора с тыльной стороны их, сухарики расклиниваются и наружная ступица муфты вместе с реактором получает возможность свободно вращаться в сторону вращения двигателя и насосного колеса.

Для расклинивания муфты свободного хода требуется очень небольшой момент, что способствует четкой работе муфты.

С торцов муфта закрывается стальными крышками с биметаллическими втулками. Крышки центрируют между собой ступицы муфты и удерживают сепаратор с сухариками в определенном положении. На наружные торцы крышек опираются шайбы, которые являются торцовыми подшипниками скольжения и воспринимают осевые усилия от рабочих колес гидротрансформатора.

К коленчатому валу гидротрансформатор крепится при помощи стального штампованного диска. На диске под углом в 180° приклепаны два пружинных сектора, в каждом из которых имеется четыре отверстия под болты. Диск крепится к гидротрансформатору через эти секторы теми же болтами, которыми крышка гидротрансформатора крепится к корпусу. Назначение пружинных секторов — компенсировать возможные перекосы при сборке и гасить колебания двигателя.

Гидротрансформатор помещается в алюминиевом картере 6, к заднему торцу которого крепится картер планетарной коробки передач. Передний торец картера гидротрансформатора крепится к переходному картеру 1. Назначение переходного картера состоит в том, чтобы сохранить те же точки крепления к блоку двигателя, что и на модели со сцеплением и механической коробкой передач. Снизу картер гидротрансформатора имеет окно, которое закрыто штампованной крышкой. Окно сделано для доступа к сливным пробкам на корпусе гидротрансформатора. Через эти пробки масло сливается из гидротрансформатора.

Гидротрансформатор имеет воздушную систему охлаждения, для чего на картере имеются два окна. Входное окно имеет патрубок с сеткой. Патрубок и сетка предохраняют от попадания в картер грязи, камешков и т. п. Для создания потока воздуха на корпусе гидротрансформатора отлиты ребра.

Для лучшей организации потока воздуха в картере помещен направляющий кожух.

При вращении гидротрансформатора ребра работают как вентилятор, воздух засасывается через входное окно, обтекает направляющий кожух и попадает к центральной части корпуса гидротрансформатора. Далее воздух ребрами отбрасывается к наружному диаметру и выходит в выходное окно.

К крышке гидротрансформатора приварен точечной сваркой зубчатый венец привода от стартера.