Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Сцепление работает следующим образом.

Когда масло под поршень не подается, он отжимается в заднее положение пластинчатой пружиной. Диски сцепления при этом разобщены и сцепление выключено.

Когда под поршень подается масло под давлением, он перемещается вперед, нажимая на пластинчатую пружину. Пластинчатая пружина давит на нажимной диск, который по шлицам в барабане перемещается также вперед и сжимает диски сцепления. Сцепление включается и соединяет ведущий вал коробки с центральным валом.

Масло подводится в первое сцепление через центральный вал и сверления в ступице барабана сцепления. Для того чтобы масло не протекало помимо этих сверлений, на центральном вале по обе стороны от них установлены чугунные уплотнительные кольца типа поршневых.

Первое сцепление выключено в нейтральном положении и на передаче заднего хода и включено на всех передачах переднего хода.

Второе сцепление. Конструкция второго сцепления в основном аналогична конструкции первого сцепления.

Барабан второго сцепления также чугунный, со шлицами на внутренней поверхности. На этих шлицах помещаются стальные диски без накладок. Во втором сцеплении стальные диски являются ведомыми. Если в первом сцеплении стальные диски плоские, то во втором сцеплении они конусные. Конусные диски обеспечивают более мягкое включение прямой передачи.

Ступица второго сцепления, на которой помещаются ведущие диски с фрикционными накладками, выполнена за одно целое с барабаном первого сцепления. Диски с фрикционными накладками в первом и во втором сцеплении одинаковые.

Поршень второго сцепления алюминиевый, имеет два резиновых уплотнителя и отжимается в заднее положение спиральной пружиной. Упорный диск сцепления запирается стопорным кольцом. Работа второго сцепления аналогична работе первого сцепления.

Когда под поршень не подается масло, отжимная пружина отводит его в заднее положение; диски сцепления при этом разобщены и сцепление выключено.

При подаче масла под давлением под поршень сцепления поршень перемещается вперед и сжимает диски сцепления. Сцепление включается и соединяет (через барабан первого сцепления) ведущий вал коробки с передней солнечной шестерней планетарного ряда (передняя солнечная шестерня запрессована в барабан второго сцепления).

Масло подводится во второе сцепление также через центральный вал и сверления в барабане. Уплотнение осуществлено двумя чугунными кольцами.

В поршне второго сцепления у наружного диаметра просверлено небольшое сквозное отверстие. Наличие этого отверстия предотвращает самопроизвольное включение и прихватывание сцепления от действия центробежных сил на масло, всегда остающееся в небольших количествах под поршнем (под действием центробежных сил в оставшемся под поршнем масле увеличивается давление, которым поршень может быть сдвинут вперед). При включенном сцеплении выход масла из этого отверстия закрывается диском сцепления.

Первый тормоз. Назначение первого тормоза (тормоз второй передачи)—затормаживать барабан второго сцепления и вместе с ним переднюю солнечную шестерню для получения в планетарном ряду второй передачи.

Тормоз ленточный, конструкция его даа на фиг. 121. Лента охватывает барабан второго сцепления почти на 360°. Лента стальная, с приваренными ушками на концах. Для пружи-нения лента подвергается термической и дробеструйной обработке.

На внутреннюю поверхность ленты наклеена фрикционная накладка из металлокерамики. На рабочей поверхности накладки проточены кольцевые канавки для отвода масла при включении тормоза. Одним концом лента опирается на штифт, запрессованный в картер. Второй конец ленты подвижный; лента затягивается рычагом 10 через качающуюся пластинку. Рычаг поворачивается вокруг своей оси при перемещении штока поршня рабочего цилиндра тормоза. В рабочем цилиндре 11 тормоза помещается поршень 12 со штоком и отжимной пружиной 14 и крышка 13 цилиндра, которая запирается стопорным кольцом.

Поршень и крышка имеют резиновые уплотнители. Шток упирается в торец регулировочного винта в рычаге (регулировочным винтом устанавливается необходимый зазор между лентой тормоза и барабаном сцепления).

Цилиндр тормоза крепится к картеру планетарной коробки болтом и штифтом.

При подаче масла под давлением в полость А поршень вместе со штоком перемещается вправо, шток нажимает на регулировочный винт, рычаг поворачивается вокруг своей оси и затягивает ленту тормоза на барабане. При снятии давления масла в полости А поршень перемещается влево и освобождает рычаг. Поршень перемещается под действием отжимной пружины и давления масла в полости Б (когда коробка работает, масло в полости Б всегда находится под давлением).

Масло к цилиндру первого тормоза подводится по двум трубкам от регулятора переключения передач.

Второй тормоз. Назначение второго тормоза — затормаживать каретку сателлитов планетарного ряда для включения первой передачи и передачи заднего хода.

Тормоз ленточный, принцип работы его аналогичен работе первого тормоза.

Конструкция тормоза показана на фиг. 121.

Стальная лента также имеет фрикционную накладку из металлокерамики. Неподвижный конец ленты опирается через пластинку на регулировочный болт 2, завернутый в картер коробки. Подвижный конец ленты через пластину опирается на рычаг второго тормоза.

В цилиндре тормоза помещен поршень 4 с резиновым уплотнителем и отжимная пружина 5. Цилиндр закрыт штампованной крышкой.

При подаче масла под поршень он перемещается и, поворачивая рычаг, затягивает ленту на барабане каретки.

При снятии давления масла поршень отжимается пружиной к донышку цилиндра и освобождает ленту. Зазор между лентой тормоза и барабаном каретки сателлитов регулируется регулировочным болтом 2 снаружи коробки.

Цилиндр тормоза крепится к картеру коробки двумя болтами; масло к цилиндру подводится по сверлению в картере коробки от регулятора переключения передач.

Планетарный ряд. Планетарный ряд (фиг. 114 и 119) состоит из передней солнечной шестерни 2, запрессованной в барабан второго сцепления, задней солнечной шестерни 1, которая выполнена за одно целое с центральным валом коробки кольцевой шестерни 3 внутреннего зацепления, закрепленной на фланце ведомого вала коробки и каретки сателлитов с шестью сателлитами 4 и 5 (три сателлита коротких и три длинных).

Каретка сателлитов чугунная, к ней на специальных заклепках крепится стальная крышка. В каретке и крышке сделаны отверстия под оси сателлитов; концы осей при сборке заклёпываются. Сателлиты сидят на осях на игольчатых подшипниках.

Каретка имеет две опоры: передняя шейка каретки заходит во втулку промежуточной опоры коробки (фиг. 119), шейка крышки каретки заходит в подшипник в ведомом валу коробки.

Каретка сателлитов может затормаживаться вторым ленточным тормозом.

Задняя солнечная шестерня находится в зацеплении с тремя короткими сателлитами, которые, в свою очередь, зацепляются с длинными сателлитами. Длинные сателлиты, кроме этого, находятся в постоянном1 зацеплении с передней солнечной шестерней и с кольцевой шестерней.

Каретка сателлитов затормаживается на первой передаче и передаче заднего хода. В этих случаях крутящий момент на кольцевую шестерню передается соответственно с задней солнечной или с передней солнечной шестерен через сателлиты, причем сателлиты работают как обычные паразитные шестерни.

На прямой передаче планетарный ряд блокируется и вращается как одно целое. При нейтральном положении крутящий момент к планетарному ряду не подводится, ведущий и ведомый валы коробки передач разобщены.