Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Автомобили ГАЗ

Масляные насосы

Автоматическая передача имеет два масляных насоса: передний 6 и задний 18 (фиг. 119). Оба насоса шестеренчатые, внутреннего зацепления.

Передний насос приводится во вращение от двигателя через корпус и ступицу гидротрансформатора. Задний насос приводится во вращение от ведомого вала коробки.

Задний насос имеет примерно вдвое меньшую производительность, чем передний. Применение двух насосов вызвано следующими причинами.

Один насос должен иметь привод обязательно от двигателя, чтобы обеспечить наполнение гидротрансформатора, включение и переключение передач при стоящем автомобиле и на малых скоростях движения. В связи с тем, что двигатель при этом работает на малых оборотах, размерность шестерен должна быть достаточно большой для получения необходимой производительности. Поэтому шестерни переднего насоса широкие.

На больших скоростях движения (при больших оборотах двигателя) производительность переднего насоса становится излишней, на что тратится мощность. Для снижения потерь при повышенных скоростях движения передний насос разгружается и работу гидравлической системы обеспечивает задний насос, шестерни которого вдвое уже, чем у переднего. Передний насос на этих режимах работает только на подпитку гидротрансформатора и на смазку коробки.

Задний насос обеспечивает, кроме того, подачу масла для включения передач при запуске двигателя буксировкой, когда передний насос не работает.

реактивного вала. Ведущая шестерня имеет биметаллическую втулку-подшипник и вращается на шейке реактивного вала.

Ведомая шестерня помещается непосредственно в корпусе насоса. Всасывающая и нагнетательная полость насоса разделены серповидным выступом в корпусе насоса.

В корпусе насоса помещен подшипник ступицы гидротрансформатора и сальник. Выступы на ведущей шестерне насоса находятся в зацеплении с выступами ступицы гидротрансформатора. Этими выступами и осуществляется привод насоса.

Передний масляный насос крепится к картеру планетарной коробки четырьмя болтами. Под фланец реактивного вала ставится пробковая прокладка.

Всасывающая и нагнетательная полость насоса через окна во фланце реактивного вала соединяются с соответствующими полостями, выполненными в литье в передней стенке картера коробки. Эти полости в стенке картера выходят в виде окон на нижний торец картера коробки, к которому крепится регулятор давления. Передний насос засасывает масло из поддона через маелоприемник и трубку, запрессованную в корпус регулятора давления. Из насоса масло подается обратно в регулятор давления, из которого идет на подпитку трансформатора, смазку коробки и в регулятор переключения передач.

Задний масляный насос (фиг. 119) состоит из корпуса, ведущей и ведомой шестерен и крышки. Чугунный корпус насоса крепится к заднему торцу картера коробки на тех же шпильках, что и задняя крышка. Ведущая шестерня имеет посадку по ведомому валу и соединяется с ним шпонкой; ведомая шес-герня так же, как и у переднего насоса, вкладывается в корпус насоса. Задняя часть насоса закрыта плоской чугунной крышкой, которая крепится винтами.

В корпусе заднего насоса смонтированы две трубки. Конец длинной трубки входит в масло-приемник (всасывающая трубка). По короткой трубке масло от насоса подается в регулятор переключения.

Регулятор давления

Регулятор давления (фиг. 122) состоит из корпуса 8, крышки 10, промежуточной пластины 9, двух золотников 5 и 6 с пружинами и тарельчатого клапана 13.

Корпус регулятора давления крепится двумя болтами к нижнему торцу картера планетарной коробки. В крышку регулятора запрессована всасывающая трубка переднего масляного насоса.

Золотник 6 регулирует главное давление, золотник 5 (с шейками меньшего диаметра) регулирует давление подпитки гидротрансформатора. Пружины золотников удерживаются упором 1.

Каналы для прохода масла в корпусе и крышке регулятора (так же, как и в регуляторе переключения передач и центробежном регуляторе) выполнены в виде лабиринтных углублений в литье. Каналы соединяются между собой при помощи промежуточной пластины с соответственно расположенными отверстиями разной формы.

Принцип работы регулятора главного давления состоит в том, что золотник под действ вием поступающего под его шейки масла от масляных насосов (шейки золотника имеют различный диаметр и площадь) и пружины перемещается вдоль своей оси и открывает масляные каналы, устанавливая в них заданное давление.

Избыточное количество масла от золотника главного давления идет к регулятору питания гидротрансформатора, который также устанавливает заданное давление подпитки гидротрансформатора.

Из регулятора питания гидротрансформатора подается также масло на смазку (фиг. 124).

Запорный тарельчатый клапан разгружает передний насос, когда задний насос с увеличением скорости движения автомобиля обеспечивает создание главного давления. В этом случае передний насос работает только на подпитку гидротрасформатора и на смазку коробки.