Главная   ->   Автоликбез   ->   Как работают системы ABS, BA, EBD, TCS, ESP

Как работают системы ABS, BA, EBD, TCS, ESP

Как работают системы ABS, BA, EBD, TCS, ESPВсе мы видели на рекламных вывесках с новыми моделями автомототехники различные буквенные обозначения некоторых полезных функций, отвечающих за дополнительную активную безопасность. Самая известная из этих опций, несомненно, это ABS. Ею комплектуются в настоящее время, примерно 95% выпускаемых новых автомобилей. Но есть ещё несколько, не менее полезных систем, которые, как правило, дополняют стандартное оснащение. некоторые предустановлены в штатных комплектациях, а другие - опционально. давайте рассмотрим каждую из них более пристально.


ABS (антиблокировочная тормозная система)

Это система, предотвращающая блокировку колёс при аварийной остановке. Это достигается за счёт автоматической регулировки тормозного давления. Предотвращая блокировку колес, эта система помогает водителю сохранять контроль над транспортным средством, которая подчиняется командам рулевого управления даже в случае аварийной остановки. Это помогает водителю избегать препятствий и, в большинстве случаев, обеспечивает ему кратчайший тормозной путь.

При обычном торможении педаль автомобиля с АБС и педаль без неё ощущаются одинаково. Однако, когда активирована АБС, отчётливо слышна пульсация педали, сопровождаемая подъёмом и опусканием педали и щелчком.

Современные автомобили имеют 4-канальную АБС, что означает, что каждое колесо подключено к отдельной тормозной магистрали, что позволяет применять разное тормозное давление к каждому, в зависимости от дорожных условий. Например, при остановке на льду для блокировки колеса требуется меньшее тормозное давление, чем при остановке на асфальте. Если во время аварийной остановки левые шины находятся на асфальте, а правые - на льду, ABS определяет, что правые шины блокируются, и снижает тормозное усилие на них, помогая избежать блокировки и потери контроля над автомобилем.

BA (система экстренного торможения)

Эта система отслеживает скорость и силу нажатия педали тормоза, чтобы определить, стремится ли водитель к аварийной остановке. Если нажать на педаль тормоза сильно, эта система немедленно активируется и увеличивает тормозное давление до максимума.

BA (также называемая BAS) - это система, которая компенсирует недостаток тормозного давления во время аварийной остановки, усиливая его. То есть даже если нет сил достаточно сильно нажать на педаль тормоза, машина сделает это за вас, если датчики покажут, что водитель нажал на педаль тормоза быстро, и нацелится на экстренную остановку. Таким образом, даже неопытные водители могут сократить тормозной путь в аварийных ситуациях до значений, сопоставимых с показателями самых опытных водителей.

При резком нажатии на педаль тормоза система экстренного торможения увеличивает тормозное усилие, чтобы автомобиль быстрее остановился. Система может создавать высокое тормозное усилие даже при меньшем тормозном давлении. Представьте себе даму на каблуках, нажимающую на тормоза, и мужчину весом 100 килограмм, нажимающего на тормоза. Именно в этом и смысл данной системы.

EBD (Электронное распределение тормозов)

Это система электронного распределения тормозного усилия на колёса с наибольшим сцеплением. То есть тормозная сила, прикладываемая к каждому из колёс, может варьироваться в зависимости от дорожных условий, скорости, нагрузки транспортного средства.

По мере движения автомобиля вес, поддерживаемый каждым из колёс, непрерывно изменяется. Например, при повороте направо вес автомобиля смещается на левые шины, а при остановке на прямой дороге основной вес приходится на передние колёса. Когда автомобиль везет тяжёлый груз в багажнике, нагрузка на задние колеса больше. Чем больше вес на колесо, тем выше его сцепление. EBD использует эти данные, чтобы обеспечить большее тормозное давление колеса и лучшее сцепление с дорогой.
В процессе торможения вес каждого колеса изменяется, так что необходимое тормозное усилие может измениться очень быстро. Система EBD может не только определять вес каждого колеса одновременно, но и мгновенно изменять тормозное усилие.

Главное преимущество этой системы — повышение устойчивости автомобиля на поворотах. Это также помогает, когда автомобиль перевозит большой груз в багажнике, распределяя большую тормозную силу на задние тормоза. Действие этой системы предшествует работе системы ABS.

TCS (система контроля тяги)

Также известная как ASR (регулировка против скольжения), это система защиты от пробуксовки. Обычно это второстепенная функция системы ABS, так как, когда одно из ведущих колёс пробуксовывает, оно приводит в действие тормоз этого колеса. Таким образом, если только одно из колес находится на скользкой поверхности, активация тормоза передаст крутящий момент другому колесу (с большей тягой) по принципу дифференциала.

В современных автомобилях антипробуксовочные системы используют те же датчики скорости вращения колёс, которые лежат в основе системы ABS. Эти датчики измеряют разницу в скорости отдельных колёс, чтобы определить, не потеряло ли какое-либо из ведущих колёс сцепление с дорогой. Когда система TCS обнаруживает, что одно колесо вращается быстрее, чем другие, она автоматически включает тормоз на этом колесе, чтобы снизить его скорость и ограничить бокс. В большинстве случаев, чтобы остановить бокс, достаточно нажать на тормоз только одно колесо. Однако некоторые системы TCS идут дальше и сокращают подачу газа в двигатель. На некоторых таких автомобилях водитель может почувствовать пульсацию педали акселератора, когда система снижает мощность двигателя.

Многие ошибочно думают, что контроль тяги предотвратит застревание их машины в снегу. Это, конечно, заблуждение. Контроль тяги не может увеличить тягу, он только ограничивает пробуксовку. Для людей, которые часто ездят зимой по снегу и льду, необходимы антипробуксовочная система, ABS и зимние шины.

ESP (Электронная программа стабилизации)

Некоторые говорят, что программа электронной стабилизации ESP является самым значительным достижением в области безопасности вождения после ремней безопасности и подушек безопасности. Название этой системы варьируется от производителя к производителю, с сокращениями VDC, ESC, DSC, VDIM, VDC и другими.
ESP срабатывает, когда автомобиль уклоняется в повороте. Есть два варианта бокового скольжения - недостаточная поворачиваемость (когда передняя часть скользит и продолжает двигаться вперёд вместо поворота) и переворачивание (когда задняя часть теряет сцепление с дорогой и автомобиль поворачивает). Система ударяет по направляющей и толкает автомобиль обратно на дорогу посредством молниеносных тормозных импульсов, подаваемых на одно или несколько колес.

ESP использует несколько датчиков - для положения руля, бокового ускорения, поворота автомобиля вокруг своей оси. Система берет данные с датчиков 25 раз в секунду и сравнивает положение автомобиля с намерениями водителя (по данным датчика положения рулевого колеса). Если рулевое колесо не поворачивается в направлении движения, ESP обнаруживает критическую ситуацию и немедленно вмешивается, независимо от водителя. Система стабилизации использует тормоза, чтобы вернуть автомобиль в движение, но она также может сигнализировать ЭБУ двигателя о прекращении ускорения, чтобы замедлить автомобиль. Таким образом, в соответствии с законами физики автомобиль остаётся безопасным на заданной траектории.