Главная   ->   Автоликбез   ->   Самолет Як-42

Самолет Як-42

Пассажирский самолет Як-42, предназначенный для полетов на небольшие расстояния, был разработан в КБ Яковлева. Он должен был заменить уже устаревшие модели самолетов Ту-134 и Ил-18. Самолет Як-42 был довольно передовым самолетом в то время, даже по сравнению с зарубежными машинами похожего класса и характеризовался повышенным комфортом, низким уровнем шума в салоне, безопасностью, малым расходом топлива.

Самолет Як-42

История создания

Работы по проектированию самолета начались в 1972 году. В качестве базовой модели был выбран самолет Як-40, также рассматривались и уже существующие наработки зарубежного самолетостроения. Самолет проектировался таким образом, чтобы его можно было эксплуатировать и на отдаленных аэродромах со слабым оснащением и на которых не было бы хорошо подготовленных авиационной и технической баз. У первого самолета Як-42 было почти прямое крыло, а угол его стреловидности находился на уровне в 11 градусов. Летные испытания были проведены в марте 1975 года.

Первый полет завершился успешно, но из-за прямого крыла самолет развивал недостаточную скорость, которая была ограничена 680 километрами в час. Для ее повышения конструкцию отправили на доработку. Прошло еще несколько испытания, и в итоге стреловидность крыла достигла уровня в 23 градуса, что позволило увеличить скорость.

Самолет был запущен в производство в конце 70-х. Выпускали его на саратовском и смоленском заводах. Все это время образцы продолжали испытываться и испытания завершились в начале 80-х. Самолет Як-42 получил официальный сертификат и стал активно эксплуатироваться. В конце 1980 года он перевез пассажиров на внутренних линиях, на международные самолет вышел в 1981 году. Он стал флагманом «Аэрофлота» и на нем установили несколько рекордов мирового масштаба. В конце 80-х появился модифицированный самолет Як-42Д, который стал среднемагистральным самолетом.

Летные характеристики

У Як-42 цельнометаллический корпус и Т-образное оперение. Диаметр фюзеляжа составляет 3,8 метра. Крыло у самолета стреловидной формы, угол составляет 23 градуса. Хвостовое оперение самолета такой же стреловидной формы, стабилизатор расположен наверху. Шасси состоит из трех опор. У самолета три экономичных двигателя турбовентиляторного типа с пониженным шумовым фоном. Они могут запускаться в автономном режиме. Топливо размещается в трех баках одинаковой емкости, находящихся в крыльях. Также самолет оснащен аварийной системой, которая сбрасывает горючее в полете. Пассажирские трапы размещаются со стороны борта самолета и его хвоста, что позволяет использовать Як-42 на минимально оборудованных аэродромах. В салоне в зависимости от компоновки кресел могут разместиться от 39 до 120 пассажиров.

Также самолет Як-42 оборудован комплексом навигации «Ольха-1» и комплексом ВСП-1-6. Благодаря им самолет способен к автономной навигации. Система САУ-42 обеспечивает успешную посадку машины на не оборудованных аэродромах. Также есть и другие навигационные, радиотехнические и метеорологические приборы («Веер-М», «Курс-МП-70», «Гроза-42»).