Главная   ->   Автоликбез   ->   Тольяттинские истории: успех им только снился

Тольяттинские истории: успех им только снился

Тольяттинские истории: успех им только снился Несмотря на постепенное восстановление экономических связей после развала СССР, в конце 90-х и «нулевых» годах российский автопром явно «буксовал», пытаясь выдавить из своих недр мало-мальски востребованный хотя бы на внутреннем рынке продукт. Были несомненные успехи, однако в единичных случаях. Зато откровенных провалов, впустую потраченных денег, конструкционных и маркетинговых просчетов – хоть отбавляй. И автомобильный лидер РФ АвтоВАЗ мало чем отличался от других отечественных автопроизводителей.

Во-первых, тогда наблюдались явные проблемы с освоением перспективных моделей, и несколько подающих надежды разработок так и остались на бумаге. Правда, в актив вазовцев нужно отнести «Калину» наравне с успехом десятой модели. Спору нет, планы по пересмотру производственной линейки у руководства предприятия были, но самостоятельное плавание в рыночном океане проходило без руля и ветрил.

В 2003 году тольяттинцы представили прототип ВАЗ-1121 – «Оки» второго поколения. Причем в отличие от первой генерации модели, малолитражка базировалось на вполне «взрослой» платформе ВАЗ-2108 и оснащалась достаточно мощным 4-цилиндровым двигателем. Годом позже руководство АвтоВАЗа громогласно заявило, что «Ока-2» будет собираться на конвейере, с которого раньше сходили «Жигули». Причем объем годового производства планировался в районе 100 тыс. экземпляров при очень привлекательной цене – порядка 5 тыс. долларов. И все-таки в очередной раз планы так и остались планами: из-за экономики завода данный проект посчитали нецелесообразным, да и реальных мощностей для выпуска «Оки» нового поколения у предприятия не оказалось. Выпутаться из ситуации пытались за счет производственной базы АМО ЗИЛ, КамАЗа и Серпуховского автозавода, но в итоге дело окончилось сборкой лишь нескольких десятков единиц малолитражки.

Еще одна крупная осечка тольяттинцев связана с разработкой линейки машин С-класса, которыми предполагалось заменить «десятки» с «Калинами» и переднеприводными «Самарами». В 2006 году подписали контракт с канадской компанией: она подрядилась производить и поставлять на российский завод автокомпоненты, в первую очередь предназначенные для модели Lada C. Увы, в 2009 году вследствие финансового кризиса автовазовцам стало не до крупномасштабных разработок и проект свернули. Плюс четверть акций предприятий выкупила Renault, поэтому целесообразнее было реализовывать уже «отточенные» разработки альянса Рено-Ниссан, а не «сырые» российские.

Попытки осовременить безнадежно устаревшую автомобильную классику тоже предпринимались неоднократно еще в «нулевых» годах. Например, на выставке MIMS-2002 отечественный автогигант показал концепт машины, призванной сочетать «древнюю» агрегатную часть с абсолютно новым кузовом. Чтобы снизить себестоимость выпуска таких серийных автомобилей, конструкторы решили сохранить и «жигулевскую» заднеприводную компоновку – теоретически это сокращало время, необходимое для подготовки детальной технической документации и отладку технологии. Но и здесь все оказалось призрачным: неклассическая модель так и не смогла перешагнуть рубеж, отделяющий концепт-кар от машины массового производства.

Что уж говорить, если российский автолидер не смог осилить даже новое косметическое оформление ВАЗ-2107. Хотя это даже к лучшему, поскольку «семерка» смотрелась просто несуразно: такое впечатление, что к средней части «Жигулей» привинтили зад и «передок» от двух совершенно иных машин. Вспоминая трансмиссию, тоже плакать хочется: автоинструктор на АКПП никогда бы за баранку «семерки» не сел…

Наконец, стоит вспомнить Chevrolet Niva, выпускающийся с 2002 года совместно с концерном General Motors . Ее обладатели мрачнели, обнаружив «полудохлый» мотор на 1,7 литров, чья генеалогическая линия начинается еще задолго до «копейки». Попытки конструкторов GM «вылечить» Ниву за счет установки опелевского двигателя Z18XE и механической «пятиступки» Suzuki увенчались успехом, но такая модификация оказалась неконкурентоспособной по цене.