Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Двигатели газ-51, зис 2, м-20 и газ-69

Шатуны

Шатуны—двутаврового сечения, стальные, кованые. На двигателях ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 применяются одни и те же шатуны, нижние головки которых, в отличие от шатунов двигателя ГАЗ-51, расположены симметрично относительно стержня и верхней головки.

Нижние головки шатунов двигателя ГАЗ-51 смещены на 3 мм относительно стержня и верхней головки; при этом короткое плечо нижней головки шатунов 1-го, 3-го и 5-го цилиндров направлено в сторону переднего торца блока, а 2-го, 4-го и 6-го цилиндров— в сторону заднего торца.

Симметричные и несимметричные шатуны изображены  на рис. 11.

Основные размеры их (длина, диаметры отверстий в нижней и верхней головках, ширина головок) — совершенно одинаковы.

Крышки нижних головок шатунов крепятся к шатунам двумя болтами с гайками, имеющими индивидуальную шплинтовку.

Плоскость разъема крышек и шатунов проходит точно по диаметру отверстия под вкладыши (перпендикулярно оси шатуна). Фиксация крышки и шатуна производится цилиндрической, шлифованной частью шатунных болтов, имеющих скользящую посадку в отверстиях крышки и шатуна. Отверстие под вкладыш в нижней головке шатуна обрабатывается совместно с крышкой, поэтому, во избежание нарушения достигнутых точностей в размерах постелей под вкладыши, переставлять крышки с одного шатуна на другой нельзя. Чтобы исключить возможность неправильной сборки шатунов с их крышками в одном двигателе при разного рода ремонтных работах, на нижней головке каждого шатуна и его крышке, при сборке двигателей на заводе, выбивается номер соответствующего цилиндра. При сборке, после ремонта, надо следить за тем, чтобы указанные номера на крышке и на головке шатуна совпадали.

Если при ремонте на двигатель ставится новый шатун, то указанное клеймение, во избежание последующей ошибки в сборке крышки с шатуном, должно производиться до снятия крышки,

Надо помнить, что при правильном взаимном положении крышки с шатуном гнёзда в них под фиксирующие выступы вкладышей располагаются на одной стороне (у одного и того же стыка).

На симметричных шатунах и их крышках для обеспечения правильной сборки имеются выступы 7 и 10, которые должны быть расположены на одной стороне и обращены в сторону передней части двигателя.

Нижние головки шатунов снабжены тонкостенными, взаимозаменяемыми сталебаббитовыми вкладышами (см. ниже „Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала").

В верхние головки шатунов запрессованы тонкостенные втулки, свернутые из кремне-марганцовистой бронзы марки КСМЦ 3-3-1 толщиной 1 мм.

После запрессовки втулки развертываются до диаметра

  мм .

Для смазки поршневого пальца в верхней головке имеется вырез, а во втулке— кр углое отверстие, совпадающее с ним.

В месте перехода нижней головки в стержень имеется отверстие диаметром 1,5 мм,  через которое один раз  за каждый оборот коленчатого вала (когда отверстие совпадает с масляным каналом в коленчатом вале) выбрасывается струя масла, смазывающая стенки цилиндров, кулачки распределительного вала и тарелки толкателей. Указанное отверстие в нижней головке шатуна должно быть обращено в сторону распределительного вала.

Для обеспечения надлежащей уравновешенности двигателя, окончательно обработанные шатуны, собранные с крышками, подгоняются на заводе по весу.

Подгонка общего вест шатунов и распределение веса между его головками производятся за счет срезания бобышки над верхней головкой и прилива на крышке нижней головки. Точность подгонки обеих головок +- 2 г.

Весовые группы шатунов, получающиеся в результате этой подгонки, приводятся в табл. 5.

  Маркировка весовой группы шатунов производится маслостойкой краской (указанного в таблице цвета), наносимой на поверхность прилива для подгонки нижней головки по весу. В один двигатель ставятся шатуны только одной весовой группы. Разница в их весе на одном двигателе не превышает  8 г, а разница в комплектах, состоящих из шатунов, подсобранных с поршнями, пальцами и кольцами,— 12 г на двигателе ГАЗ-51 и 8 г на двигателях ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69. Об этом необходимо помнить при возможных заменах отдельных шатунов в процессе ремонта двигателя.