Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Двигатели газ-51, зис 2, м-20 и газ-69

Виды и сроки ремонта

Все виды работ при ремонте двигателей разделяются на работы,  выполняемые в процессе эксплуатации автомобиля с частичной разборкой двигателей, осуществляемой без снятия (текущий ремонт) или со снятием его с автомобиля (средний ремонт) и на работы, выполняемые со снятием двигателя с автомобиля и с полной разборкой его (капитальный ремонт). Целью текущего и среднего  ремонта двигателя является поддержание его в технически исправном (работоспособном) состоянии в течение возможно более длительного времени и, следовательно, в увеличении срока его работы между капитальными ремонтами.

Работы текущего и среднего ремонта состоят, как правило,, в замене отдельных изношенных или вышедших из строя деталей новыми деталями стандартного или специально предназначенного для этой цели ремонтного размера (см. раздел „Ремонтные размеры, взаимозаменяемые и ремонтные детали" этой главы).

В объем текущего  и среднего ремонта могут входить; смена поршневых колец,  вкладышей шатунных и коренных подшипников коленчатого вала, шатунов, поршней, поршневых пальцев, втулок шатунов, клапанов и их направляющих втулок, толкателей, клапанных пружин, ступицы шкива коленчатого вала, переднего и заднего сальников коленчатого вала, сальника водяного насоса, а также различных прокладок (головки цилиндров, газопровода, масляного  картера и т. д.), притирка клапанов, удаление нагара со стенок камер сгорания,, клапанов и днищ поршней; удаление отложений во впускной трубе  и  системе  вентиляции  картера; промывка масляной система и системы охлаждения; проверка работы  элементов систем питания и зажигания, а  также  все регулировочные работы.

Кроме перечисленных, в объем текущего ремонта может быть включен еще целый ряд работ, как, например: смена храповика, вентилятора, вентиляторного ремня, шкивов коленчатого вала и водяного насоса, пластины крышки распределительных шестерен, водяного насоса и т. п.

Конкретный объем работ текущего ремонта для каждого двигателя устанавливается в зависимости от выявленных в процессе повседневной эксплуатации или технических обслуживании (ЕУ, ТО-1  или ТО-2) неисправностей в его работе.

Все неисправности, независимо от того, большие они или малые, должны устраняться немедленно после обнаружения. При этом выявление причин любых неисправностей в работе двигателя надо обязательно начинать с проверки надлежащей работы систем зажигания, питания, охлаждения и вентиляции картера и только лишь после этого искать их в самом двигателе. Никогда не следует приступать к разборке двигателя, если необходимость в этом точно не установлена, потому что такие детали, как поршневые кольца и вкладыши подшипников, могут работать значительно дольше, если не нарушается  их приработка.

Текущий ремонт производится только по потребности, и выполняется он в межсменное время или во время второго технического обслуживания (ТО-2). Ни количественно, ни по срокам он не планируется.

Средний ремонт, отличающийся от текущего несколько большим объемом перечисленных выше работ, производится также по потребности, но только лишь после того, как автомобиль пройдет установленный обязательный межремонтный пробег. По срокам он планируется и совпадает со средним ремонтом автомобиля (см. ниже).

Текущий и средний ремонт выполняется, как правило, в. гараже силами службы механика (ремонтными рабочими) или самим водителем. Обезличивание деталей при этих видах ремонта не допускается.

Капитальный ремонт двигателя, имеющий целью восстановить его первоначальную работоспособность, выполняется на ремонтных заводах или в специальных ремонтных мастерских и, как правило, с обезличиванием деталей (кроме деталей, обрабатывающихся совместно, узлов, подвергающихся балансировке, и распределительных шестерен).

Характерным признаком капитального ремонта двигателя является расточка и хонингование цилиндров, а также шлифовка и полировка шеек коленчатого вала под новые ремонтные размеры.

В процессе капитального ремонта осуществляется: разборка двигателя на детали; очистка деталей от загрязнения, смазки и нагара; контроль и сортировка деталей на годные, подлежащие выбраковке или ремонту; ремонт изношенных деталей;

комплектовка и сборка двигателя; обкатка и испытание двигателя после ремонта.

Капитальный ремонт производится только по потребности и после того, как автомобиль пройдет обязательный межремонтный пробег. Капитальный ремонт двигателя производится  одновременно с капитальным ремонтом автомобиля.

При планировании обязательных межремонтных пробегов  до среднего и капитального ремонта надо исходить из единых норм пробегов автомобилей до капитального ремонта, действующих с 1 января 1952 года и являющихся обязательными для автомобильных хозяй ств вс ех министерств и ведомств СССР и союзных республик.

Новые нормы межремонтных пробегов установлены для средних дорожных условий с учетом достижений шоферов-стахановцев и передовых автохозяйств,

В отличие от действовавших ранее норм, они не дифференцированы по пяти классам дорог, поскольку пробег автомобилей в течение цикла осуществляется по дорогам самых различных классов. Эти нормы установлены раздельно для новых автомобилей до первого капитального ремонта и для автомобилей, прошедших капитальный ремонт (см. табл. 13).  Они предусматривают производство одного среднего ремонта автомобиля за цикл.

При работе автомобилей на дорогах с усовершенствованным покрытием указанные в таблице нормы межремонтных пробегов увеличиваются на 10%, за исключением автомобиля ЗИМ, для которого эта норма установлена уже с. учетом покрытия дорог.

Для автомобилей, непрерывно используемых на протяжении всего межремонтного пробега с двумя прицепами, нормы межремонтных пробегов снижаются на 30%, а с одним прицепом или полуприцепом— на 20%. Если автомобили работают с прицепами периодически, но не менее половины пробега, нормы межремонтных пробегов снижаются при работе с двумя прицепами на 15% и при работе с одним прицепом или полуприцепом—на 10%.

Нормы межремонтных пробегов снижаются также на 10% для автомобилей-самосвалов и бортовых автомобилей, загружающихся из бункера или экскаватором, а также для автомобилей, постоянно работающих на лесовывозках , в карьерах, на нефтеразведках и геологоразведочных работах.

Для автомобилей, работающих в автохозяйствах, расположенных в районах Крайнего Севера, нормы межремонтных пробегов снижаются на 20%, а в приравненных к ним районах— на 10%.

Исходя из приведенных в табл. 13 норм обязательных межремонтных пробегов для новых автомобилей (до первого капитального ремонта) и сроков для первой смены поршневых колец и вкладышей, подшипников коленчатого вала, рекомендуемых заводом в инструкциях по уходу за автомобилями ГАЗ-51, ГАЗ-63, М-20  и ГАЗ-69, а также из все возрастающей по мере увеличения пробега автомобиля потребности в текущем ремонте (из-за прогрессивного нарастания износов основных сопряженных деталей) можно рекомендовать следующую примерную схему ремонтов двигателей ГАЗ (табл.. 14).

Для двигателей, прошедших капитальный ремонт или работающих на автомобилях, эксплуатируемых в особых условиях {см. выше), рекомендуемые в табл. 14 величины межремонтных пробегов должны быть соответственно изменены.

В обязательный объем работ при текущем ремонте двигателей после указанных выше пробегов входят: смена поршневых колец, вкладышей шатунных подшипников,  притирка клапа -

нов , удаление нагара с камер сгорания, клапанов и днищ поршней, удаление отложений во впускной трубе "и системе вентиляции картера, промывка масляной системы, проверка работы элементов системы питания и зажигания и все регулировочные работы.

В обязательный объем среднего ремонта, кроме работ, перечисленных выше для текущего ремонта, входит также смена вкладышей коренных подшипников (особенно двух средних) и промывка системы охлаждения, а для двигателя автомобиля ЗИМ, кроме того,—с мена поршней, втулки верхней головки шатуна и поршневых пальцев.

Потребность в среднем или капитальном ремонте автомобиля, а вместе с ним и двигателя, определяется специальной технической комиссией, которая после выполнения автомобилем обязательного межремонтного пробега определяет его техническое состояние и в зависимости от него направляет автомобиль в ремонт или допускает его к дальнейшей эксплуатации на срок, определяемый при осмотре.

По истечении предусмотренного комиссией срока автомобиль вновь подвергается контрольному осмотру, при котором так же, как и при первом осмотре, устанавливается или необходимость ремонта или возможность дальнейшей эксплуатации его без ремонта на какой-то дополнительный срок и т. д.

Нужно, однако, иметь в виду, что для увеличения межремонтного цикла двигателя не следует намного превышать приведенные выше межремонтные сроки, так как смена поршневых колец и вкладышей подшипников коленчатого вала, особенно шатунных, при больших взносах цилиндров и шатунных шеек очень часто не приводит к желаемым результатам.

Действительно, поршневые кольца при износах цилиндров, превышающих 0,25—0,30 мм, требуют очень длительного срока приработки, до наступления которой двигатели обычно не развивают полной мощности из-за чрезмерного пропуска газов и снижения компрессий в цилиндрах. Кроме того, длительная работа двигателя в условиях пропуска газов сопряжена, сама по себе, с усиленными износами всех его деталей.

Приработка вкладышей при значительной эллиптичности шатунных шеек (более 0,05 мм) также весьма затруднительна. Баббит вкладышей при этом может выкрашиваться или даже подплавляться .

В отношении частоты смены вкладышей надо считаться не столько с их износами, величина которых, кстати сказать, бывает весьма незначительной, сколько с тем обстоятельством, что при длительной работе их в баббитированный слой вкрапливается большое количество продуктов истирания. Благодаря этому баббит теряет свои антифрикционные свойства и начинает усиленно изнашивать поверхность шеек вала.

Таким образом, своевременная смена поршневых колец и вкладышей шатуна может значительно повысить срок работы таких наиболее дорогих и трудоемких в отношении ремонта деталей, как блок цилиндров и коленчатый вал.