Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Двигатели газ-51, зис 2, м-20 и газ-69

Ремонтные размеры, взаимозаменяемые и ремонтные детали

Основной целью ремонта является восстановление нормальных зазоров между сопряженными деталями и узлами. В результате восстановления  этих  зазоров  детали  получают  новые размеры, отличные от стандартных, придаваемых им при изготовлении на заводе. Эти новые размеры называются ремонтными. Ремонт двигателей вообще может выполняться тремя способами:

1) с использованием готовых запасных частей, получаемых

с заводов-поставщиков;

2) с изготовлением запасных частей на тех же предприятиях, которые производят ремонт;

3) смешанным способом, при котором авторемонтные предприятия частично сами для себя изготовляют новые детали, а частично получают их со стороны.

Первый из указанных выше способов производства ремонта имеет, конечно, безусловные преимущества перед вторым и третьим способами, так как качество запасных деталей, выпускаемых специализированными заводами, занимающимися изготовлением запасных частей, будет значительно выше, а их стоимость — гораздо ниже, чем при их изготовлении силами самих авторемонтных предприятий.

Двигатели ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 могут ремонтироваться целиком на базе готовых запасных частей, изготовляемых как на Горьковском автомобильном заводе имени Молотова, так и на специализированных заводах. Наличие готовых запасных частей значительно облегчает процесс ремонта, повышает качество и снижает стоимость его.

Ремонт этих двигателей на базе готовых запасных частей существенно облегчается тем, что подавляющее большинство изнашивающихся и заменяемых при ремонтах деталей на них взаимозаменяемо.

Перечень взаимозаменяемых деталей двигателей ГАЗ-51 ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 приводится ниже:

1. По кривошипно-шатунному механизму: поршни, поршневые кольца (компрессионные и маслосъемные), поршневые пальцы, стопорные кольца поршневых пальцев, втулки верхней головки шатуна, болты и гайки шатуна, тонкостенные вкладыши первого и средних коренных подшипников, передняя и задняя биметаллические шайбы упорного подшипника, упор-

пая шайба коленчатого вала, распределительная шестерня коленчатого вала, ступица шкивов коленчатого вала, храповик, передний сальник, набивка заднего сальника с держателями, пластина запорная болтов заднего коренного подшипника.

На двигателях ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69, кроме того, взаимозаменяемы шатуны и их вкладыши, а также вкладыши заднего коренного подшипника; на двигателях М-20 и ГАЗ-69 — коленчатые валы и маховики, а на двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69 — болты маховика и подшипник ведущего вала коробки передач.

Следует помнить, что в двигателе ГАЗ-51 вкладыши шатуна на 2 мм короче, а вкладыши заднего коренного подшипника на 1,5 мм длиннее соответствующих вкладышей двигателей ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69. Поэтому указанные вкладыши, равно как и шатуны на этих двигателях, пока невзаимозаменяемые. С освоением заводом нового коленчатого вала для двигателя ГАЗ-51 под симметричные шатуны будет достигнута взаимозаменяемость и этих деталей.

2. По распределительному механизму: тонкостенные биметаллические втулки опор распределительного вала, шестерня распределительного вала, шайба крепления шестерни распределительного вала, упорный фланец и распорное кольцо распределительного вала, клапаны впускные и выпускные, направляющие втулки клапанов, клапанные пружины, сухарики клапанов, тарелки клапанных пружин, вставные седла выпускных клапанов, толкатели, регулировочные болты толкателей и их контргайки.

Взаимозаменяемы также распределительные валы двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12, а также распределительные палы двигателей М-20 и ГАЗ-69.

3. По системе смазки: ведущая и ведомая шестерни масляного насоса, ось ведущей шестерни, маслоприемник в сборе, а также все его детали (в том числе и патрубок маслоприемника), скоба уплотнения передней части масляного картера, масляный фильтр грубой очистки и все его детали (при условии смены рукоятки для вращения валика масляного фильтра), все детали масляного фильтра тонкой очистки (в том числе и фильтрующий элемент), кроме корпуса, впускной и выпускной трубок.

Взаимозаменяемы также масляные насосы в сборе для двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12, а также масляные насосы для двигателей М-20 и ГАЗ-69.

4. По системе охлаждения: водяной насос в сборе и все его детали, термостат системы охлаждения, ремень вентилятора.

5. Прокладки:  крышки  заднего коренного подшипника коленчатого вала (правая и левая), масляного картера (передняя и задняя), скобы уплотнения передней части масляного

картера, корпуса водяного насоса, корпуса масляного насоса, крышки масляного насоса, бензинового насоса, масляных фильтров грубой и тонкой очистки.

Взаимозаменяемы также прокладки головки цилиндров и ее выпускного патрубка на двигателях ГАЗ-51 и ЗИМ-12, а также прокладки головки цилиндров и ее выпускного патрубка на двигателях М-20 и ГАЗ-69.

6. Нормали: большинство крепежных нормалей, в том числе шпильки головки цилиндров и болты крышек коренных подшипников.

  В практике ремонта двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69 на базе готовых запасных частей могут встретиться три следующих случая:

а) когда обе  сопряженные детали заменяются  новыми запасными стандартного или ремонтного размера; при этом никакой дополнительной обработки или подгонки этих деталей

не требуется;

б) когда одна из сопряженных деталей обрабатывается под, ближайший, заранее установленный ремонтный  размер, при котором  восстанавливается  искаженная износом форма ее, а вторая деталь заменяется готовой — запасной, соответствующего размера;

в) когда одна из сопряженных деталей обрабатывается до восстановления искаженной износом формы под какой-то произвольный ремонтный размер, а вторая подгоняется к ней  незначительной обработкой так называемых „полуобработанных "  ремонтных деталей.

Понятно, что способ ремонта на базе готовых запасных частей требует разработки вполне определенного ряда ремонтных размеров  по  основным  деталям двигателя,  подвергающимся износу и замене, с тем, чтобы заранее знать, под  какой размер должна быть обработана одна из сопряженных  деталей (например, цилиндр блока, шейки коленчатого вала и пр.), чтобы вторая сопряженная деталь могла быть взята готовой из запасных ремонтных деталей (например , поршни,  поршневые кольца, вкладыши подшипников и пр.).

Перечень и размеры окончательно обработанных деталей ремонтных размеров приведены в табл. 15.

В этой таблице, наряду с деталями основных ремонтных размеров, предназначенных для использования при капитальном ремонте, имеются такие детали, которые используются при текущем и среднем ремонте (простая замена без какой-либо обработки сопряженных деталей).

К последним деталям относятся поршни диаметром 82 мм, 82,08 мм, 82,12 мм, 82,24 мм, 82,58 мм и 82,62 мм (применяются при текущем и среднем ремонте автомобилей с цилиндрами первого и второго производственных стандартов, а также, после первого капитального ремонта); вкладыши, уменьшенные но диаметру на 0,05 мм и на 0,30 мм (применяются при текущем и среднем ремонте двигателей с коленчатыми валами  соответственно первого и второго производственных стандартов,— см. табл. 2 раздела „Маркировка двигателей, выпускаемых заводом", глава I); поршневой палец с увеличенным на 0,08 мм диаметром и толкатель с увеличенным на 0,024 мм диаметром стержня.

Все остальные детали ремонтных размеров, приведенные в табл. 15, предназначаются для использования при капиталь-дом ремонте. При этом поршни диаметром 82,5 мм, 83 мм и 83,5 мм и вкладыши, уменьшенные на 0,5 мм, 1,0 мм и 1,5 мм, предназначаются соответственно для первой, второй и третьей расточки цилиндров или шлифовки шеек коленчатого вала.  Остальные ремонтные размеры поршней (диаметры  82,36 мм, 82,8 мм и 83,25 мм) и вкладышей (уменьшенные на 0,25 мм, 0,75 мм и 1,25 мм) являются промежуточными и даются на тот, случай, если при очередной расточке цилиндров или шлифовке шеек коленчатого вала диаметры их получатся несколько  больше или меньше (в зависимости от величины износа) одного из ближайших к нему основных ремонтных размеров . При указанных обстоятельствах промежуточные ремонтные размеры поршней и вкладышей позволяют более рационально использовать ремонтные ресурсы блоков цилиндров и коленчатых валов и тем самым увеличить общий срок службы этих деталей, а следовательно и двигателя в целом.

Поршневые кольца промежуточных ремонтных размеров  получаются подпиловкой стыков из колец ближайшего большею ремонтного размера.

В табл. 16 приведен перечень и размеры полуобработанных   ремонтных деталей, обеспечивающих при ремонте возможность индивидуальной подгонки „по месту". Наличие этих деталей имеет особенно большое значение для мелких авторемонтных хозяйств: в силу их ограниченных производственных возможностей для них весьма затруднительна работа по предельным калибрам, при которой выдерживаются узкие пределы допусков для нормального сопряжения расточенных цилиндров, шлифованных шеек коленчатого и распределительного валов с окончательно обработанными деталями ремонтных размеров.

При отсутствии поршней и вкладышей нужного ремонтного размера применение полуобработанных деталей позволяет растачивать цилиндры блока или шлифовать шейки коленчатого вала только лишь до выведения износов, а не до имеющегося в наличии случайного ремонтного размера окончательно обработанной детали, что подчас имеет место в практике ремонта. Это увеличивает ремонтные ресурсы таких дорогих деталей, как блок цилиндров и коленчатый вал.

И, наконец, полуобработанные детали за счет использования меньших припусков на их окончательную механическую обработку дают возможность некоторого расширения предела последнего ремонтного размера, предусмотренного для окончательно обработанных деталей.

 

Так, например, применение при этих условиях полуобработанных вкладышей с маркировкой „0,5—1,25" дает возможность довести последний ремонтный размер шеек коленчатого вала до —2 мм или даже до —2,25 мм.

Необходимо помнить, что применять полуобработанные детали (заготовки) для изготовления из них деталей иного ремонтного размера, чем указано в маркировке, нельзя, так как это может привести к снижению работоспособности этих деталей, а подчас и к более серьезным последствиям: задирам, цилиндров, поршней, шеек коленчатого вала и вкладышей.

Например, для обработки поршней диаметром от 82 мм до 82,5 мм нельзя брать заготовку с маркировкой „0,6—1,25", так как при этом будут получены поршни, у которых зазор между головкой и зеркалом цилиндров будет недостаточен и такие поршни легко могут вызвать задиры цилиндров; для изготовления поршней диаметром от 82 мм до 82,5 мм включительно надо использовать заготовки с маркировкой „0—0,6".

Точно так же нельзя брать для обработки вкладышей, уменьшенных по диаметру до 0,5 мм, заготовки с маркировкой „0,5—1,25", так как при этом в окончательно обработанных вкладышах слой баббита будет очень тонким или, в случае расточки их с некоторым смещением, будет вообще отсутствовать; такие вкладыши вызовут задир шеек коленчатого вала; для изготовления вкладышей, уменьшенных по диаметру до 0,5 мм включительно, надо брать заготовки с маркировкой „0—0,5".

Для правильного использования указанных в табл. 15 и 16 деталей ремонтных размеров, некоторые из них выпускаются комплектами (поршневые кольца, вкладыши коренных и шатунных подшипников, втулки распределительного вала, детали водяного насоса) или в подсобранном виде — узлами (поршень,, поршневой палец, стопорные кольца поршневого пальца).

При этом необходимо помнить, что запрессовка пальца в поршень, осуществляемая с предварительным подогревом поршня, приводит после его охлаждения к некоторой деформации юбки, исчезающей после выпрессовки пальца. Поэтому для правильной посадки поршня в цилиндре их взаимный подбор необходимо осуществлять только после выпрессовки поршневого пальца. По той же причине нельзя делать какие-либо замеры (диаметра, конусности, овальности и т. п.) юбки поршня с запрессованным пальцем, так как они не будут при этом соответствовать действительным.

  Палец из поршня надо выпрессовывать только после предварительного нагревания всего узла в горячей воде до температуры не ниже 70°С.

Комплекты иди узлы деталей упаковываются в отдельную тару (пакеты или коробки) и снабжаются краткой инструкцией по их применению.

В табл. 17 приведен перечень таких комплектов с краткой характеристикой каждого из них.