Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Двигатели газ-51, зис 2, м-20 и газ-69

Зазоры и натяги между сопряженными деталями

Введение смазки между трущимися поверхностями резко  уменьшает механические износы их, так как при этом значительно уменьшается коэффициент трения.

В зависимости от количества смазки, находящейся в пространстве между трущимися поверхностями, в каждом звене механизма может иметь место:

1. Полусухое трение, когда между трущимися поверхностями смазка почти совершенно вытеснена и поверхности непосредственно  соприкасаются друг с другом. Износ в этом случае значителен.

2..Полужидкостное трение, когда между трущимися поверхностями имеется слой смазки, но он недостаточен для полного разделения трущихся поверхностей. Износ при этом имеет место, но в меньшей степени, чем при полусухом трении.

3. Жидкостное трение, когда поверхности полностью разделены слоем смазки. В этом случае одна поверхность как

  бы плывет над другой на слое масла и износ теоретически  совершенно отсутствует. Однако в действительности постоянно  происходят нарушения условий правильной смазки, и поэтому износ здесь все же имеется, хотя и в значительно меньшей  степени, чем в первых двух случаях.

Непременным условием хорошей смазки (жидкостного трения) двух сопряженных деталей является наличие вполне определенного зазора между ними.

Иногда при ремонте, ошибочно стремятся к достижению плотного прилегания трущихся поверхностей (например, шейки коленчатого вала к подшипнику), забывая о необходимости  обеспечения зазоров между ними. Это приводит к невозможности образования смазочной пленки между трущимися поверхностями, нагреванию их вследствие сухого трения и, в конечном счете, к задирам. Не менее вредны для работоспособности и износостойкости трущихся поверхностей и излишне большие зазоры между ними, так как при больших зазорах смазка плохо держится в них и выжимается под действием нагрузок, оставляя отдельные участки поверхностей соприкосновения сухими. 

Величины оптимальных зазоров между сопряженными деталями, обеспечивающие наилучшие условия смазки, устанавливаются в зависимости от целого ряда факторов (относительная  скорость движения трущихся поверхностей, удельное давление,  температура, при которой работают детали, характер передаваемых нагрузок, вязкость масла и пр.). Поэтому при всякого рода ремонтных работах следует строго придерживаться именно тех зазоров, которые рекомендуются заводом.

Не менее серьезное внимание должно быть обращено и на точность обработки поверхностей сопряженных деталей в отношении выдерживания их геометрических форм. Чем точнее  обработаны поверхности, тем равномернее будет распределено давление на опорной поверхности и тем менее вероятным будет разрыв масляной пленки в отдельных точках соприкосновения поверхностей.

В случае неподвижных (прессовых) посадок точность обработки сопряженных поверхностей обеспечивает большую площадь их контакта. Для таких деталей, как гильзы цилиндров, направляющие втулки и вставные гнезда выпускных клапанов, это имеет очень большое значение, с точки зрения эффективной передачи тепла к охлаждаемым водой стенкам цилиндров. При недостаточной поверхности соприкосновения этих деталей со стенками блока цилиндров отвод тепла от них будет затруднен, возможны местные перегревы их и сопряженных с ними деталей (поршневые кольца и выхлопные клапаны), со всеми вытекающими отсюда последствиями: коробление, интенсивные износы, заедание, задиры, прогорание и пр.

Из всего сказанного ясно, что на обеспечение надлежащих зазоров и натягов между сопряженными деталями следует обращать самое серьезное внимание — от этого зависят работоспособность и долговечность работы двигателя.

Величина зазоров и натягов в сопряженных деталях двигателей ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69, а также точность обработки их приведены в табл. 18.

В соответствующих разделах следующей главы указаны возможные отклонения от данных, приведенных в этой таблице.

 

Допуски, зазоры и натяги в основных сопряженных деталях двигателей, Таблица 18 обеспечиваемые заводской сборкой (все размеры даны в мм )