Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Двигатели газ-51, зис 2, м-20 и газ-69

Смена переднего и заднего сальников коленчатого вала

Необходимость в смене переднего и  заднего сальников коленчатого вала определяется появлением течи масла через них при исправно действующей вентиляции картера и отсутствии сильного пропуска газов, поршневыми кольцами.

Следует помнить, что устранить течь масла через сальники их заменой при неисправной вентиляции картера или при сильном пропуске газов поршневыми кольцами нельзя.

Набивку заднего сальника при каждом капитальном ремонте двигателя рекомендуется заменять, так как она в результате

длительной работы теряет свою пропитку, становясь при этом твердой и сухой. Одновременно с заменой набивки целесообразно заменять также фигурные резиновые прокладки, устанавливаемые в разъеме крышки с блоком. Небольшое отверстие в крышке заднего коренного подшипника, около кольцевой канавки под маслоотражательный буртик, предназначенное для отвода смазки из задней кольцевой канавки вкладыша (см. раздел „Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала" главы I) при ремонте заднего сальника, так же как и при смене вкладышей, необходимо тщательно прочищать проволокой.

Задний сальник после замены набивки необходимо перед установкой коленчатого вала на место обжать с помощью специальной ступенчатой оправки, зажимаемой крышкой заднего подшипника, как указано на рис. 119.

Передний сальник при капитальных ремонтах двигателя заменяется при потере эластичности, обугливании и износе манжеты, в случае ее проворачивания или перемещения в обойме, а также при ослаблении („болтании") пружины внутри сальника, которая обеспечивает плотное надевание сальника от руки на ступицу.

При замене сальника гнездо в крышке распределительных шестерен, в которое он запрессовывается, следует смазать тонким слоем герметизирующего состава,—э то исключит возможность подтекания смазки через место посадки сальника. В качестве герметизирующих составов можно употреблять сурик или белила, разведенные на веретенном масле, шеллак, неразбавленную нитрокраску или специальную герметизирующую пасту.

Гнездо необходимо смазывать непосредственно перед запрессовкой сальника, пока герметизатор не начал сохнуть. Для предупреждения обгорания новой кожаной манжеты сальника в начале ее работы необходимо, чтобы перед монтажом она была смягчена. Для этого сальник должен быть выдержан перед монтажом в техническом животном сале или техническом рыбьем жире (ворвани) при температуре 60° С в течение 30 минут.

После такого пропитывания кожаная манжета делается мягкой и эластичной и обеспечивает надежное уплотнение.

При пропитке сальники не должны касаться горячих стенок подогревательных устройств. Сразу же после извлечения из ванны (не более чем через 10 минут) сальник должен запрессовываться в крышку распределительных шестерен и монтироваться на двигатель. Рабочую поверхность резиновой манжеты перед постановкой сальника на место необходимо смазать тонким слоем солидола или другого масла для исключения возможности повреждений при монтаже.

Сальник, запрессованный в крышку распределительных шестерен, перед окончательным закреплением ее  на блок должен быть сцентрирован относительно оси коленчатого вала с помощью оправки, изображенной на рис. 120.

Порядок операций центровки при этом должен быть  следующим:

а) установить на место крышку распределительных шестерен, но не закреплять ее: она должна свободно перемещаться в любом направлении в пределах зазоров между болтами и отверстиями в ней;

б) на передний конец коленчатого вала надеть коническую центрирующую оправку и, ввертывая храповик, переместить ее вдоль оси коленчатого вала настолько, чтобы крышка отверстием  в обойме сальника „села" на коническую поверхность оправки;

в) в этом положении, затянуть равномерно все болты и  гайки, крепящие крышку распределительных шестерен к блоку,  и, удалив центрирующую оправку, напрессовать на вал ступицу шкивов коленчатого вала.

Так  как самоподтягивающиеся сальники работают надежно только при условии, что биение вала (в данном случае наружная поверхность ступицы) не превышает 0,15-0,20 мм общих показаний индикатора, центровку сальника надо производить очень тщательно. Поверхность, по которой работает сальник, должна быть гладкой (чисто отполированной). При наличии на ней канавок, появившихся в результате износа или других повреждений, сальник будет быстро изношен и выведен из строя. .

Уменьшение в процессе ремонта диаметра наружной поверхности ступицы, по которой работает сальник, до 54,5 мм  является предельным, так как при меньшем диаметре манжета сальника не будет в состоянии плотно облегать его.

Биение рабочей поверхности ступицы относительно внутреннего (посадочного) диаметра ее не должно превышать 0,08 мм общих показаний индикатора.