Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Двигатели газ-51, зис 2, м-20 и газ-69

Уход за системой смазки двигателя

Уход за системой смазки двигателя сводится к проверке качества и количества масла в картере двигателя, доливке или замене его новым , а также к сезонной смене смазки, в соответствии с картой смазки автомобиля.

Применение для смазки двигателя иных сортов моторных масел, кроме указанных в карте смазки, допускается лишь при условии соответствия их вязкости или доведения се путем смешения двух сортов масел (более вязких с менее вязкими) до вязкости масел, рекомендованных в карте смазки.

Применять масла повышенной вязкости при нормальном техническом состоянии двигателя недопустимо, так как из-за увеличения внутреннего трения в смазке и затрудненного доступа ее в масляные зазоры повышается расход горючего и износ двигателя, а также затрудняется его запуск. Наоборот, на изношенных двигателях (с сильным пропуском газов) рекомендуется применять масла с повышенной вязкостью. Это снижает расход смазки и замедляет нарастание дальнейших износов.

Зимой, как правило, следует применять масла с меньшей вязкостью, чем летом. Зимняя смазка должна обладать также достаточно низкой температурой замерзания.

Кроме приводимых в картах смазки автомобилей заменителей основных сортов масел, для смазки двигателей допускается применение также следующих, могущих оказаться в наличии масел (или их смесей).

Летом— дизельное „3", индустриальное „45", турбинное „Т ", турборедукторное , моторное „М", а также следующие смеси:

70% авиационного масла „МС-14" или компрессорного „М" и 30% индустриального „12" или веретенного „АУ";

60% авиационного масла „МС-14" или компрессорного, М" и 40% индустриального „20" или турбинного „Л";

45% авиационного масла „МС-14" или компрессорного „М" и 55% турбинного „УТ" или индустриального „30";

60% авиационного масла „МС-20" или „МК-22" или компрессорного „Т" и 40% индустриального „12" ил и- веретенного „АУ";

50% авиационного масла „МС-20" или „МК-22" или компрессорного "Т" и 50% индустриального „20" или турбинного „Л";

35% авиационного масла „МС-20" или „МК-22" или компрессорного „Т " и 65% турбинного „УТ" или индустриального „30".

На .изношенных двигателях летом можно применить масла: дизельное „Л", дизельное, моторное „Т " и турборедукторное .

Замой при температуре окружающего воздуха до—15°С индустриальное „30", турбинное „УТ", а также следующие смеси:

60% дизельного „3" или индустриального „45" и 40% индустриального "12" или веретенного „АУ".

50% дизельного „Л" или одного из автомобильных масел „АСп-9,5", „AKп-9,5", „AC-9,5" и 50% индустриального „12" или веретенного „АУ".

40% авиационного масла „МС-20" или „МК-22" и 60% индустриального „12" или веретенного „АУ".

Зимой при температуре окружающего воздуха до—30°С —  40% авиационного масла „МС-14" и 60% индустриального "12" или веретенного "АУ".

50% масла АК-10 и 50% индустриального „12" или веретенного „АУ".

Зимой при температуре окружающего воздуха до-40рС— 70% масла „АКЗп-6" и 30% веретенного „АУ"; 50% масла АКЗп-10 и 50% веретенного „АУ",

На изношенных двигателях зимой можно применять следующие масла и их смеси:

При температуре окружающего воздуха до—15° С —

дизельное „3", индустриальное „45", турбинное „Т " и рекомендованные для летней смазки смеси авиационных масел „МС-14", „МС-20" и „МК-22" с индустриальными „20" или 30", турбинными „Л" или „УТ", а также смеси масел „МС-20" к „МК-22" с индустриальным „12" или веретенным „АУ".

При температуре окружающего воздуха до—30°С— см еси авиационного масла „МС-14" с индустриальным „12" или веретенным „АУ", рекомендованные для летней смазки.

При температуре, окружающего воздуха до-40°С— ма сло „АКЗп-6"  или смесь 75% масла „АКП3-10" с 25% веретенного „АУ", автол загущенный марки „6" (ТУ 375-51).

Приготовлять смеси следует с предварительным нагреванием входящих в них масел до 50—60°С- Очень удобно при составлении смесей пользоваться для определения их вязкости специальными гаражными вискозиметрами.

Вязкость масел или их смесей для двигателей, находящихся в нормальном техническом состоянии, должна быть летом в пределах 5,5—7,5°Е при 50°С, зимой в пределах 3—4,5°Е при 50°С.

Для  приготовления смесей  нужно пользоваться чистой

посудой.

Проверять уровень масла в картере двигателя необходимо  ежедневно при выезде из гаража, а также и в пути при езде на далекое расстояние. Уровень масла должен постоянно находиться между метками ,.П" и „О " на маслоуказателе , Наливать масло выше верхнего предела не следует, так как его излишек вызывает закоксовывание колец и образование обильного нагара в головке цилиндров и на днищах поршней. Кроме того, излишек масла приводит к течи его через сальники и различные прокладки, увеличивая при этом расход масла и загрязняя весь двигатель. Понижение масла до метки "О" или ниже— оп асно, так как недостаток смазки может вызвать выплавление подшипников.

Проверять уровень масла указателем нужно на неработающем двигателе, при горизонтальном положении автомобиля.

Смену масла в картере двигателя следует производить в сроки, указанные в карте смазки автомобиля.

При эксплуатации автомобиля на грунтовых и пыльных дорогах промежутки между сменами смазки должны быть сокращены. Причем, они должны быть тем короче, чем тяжелее (с точки зрения количества пыли) условия, в, которых автомобиль эксплуатируется.

При поездках на небольшие расстояния в зимнее время года двигатель очень часто не успевает достаточно прогреваться. Вентиляция картера в этих условиях также оказывается неэффективной из-за малого времени действия. Все это создает условия, при которых неиспарившееся топливо из рабочей смеси и отработавшие газы, проникающие в картер при пуске, прогреве и во время работы двигателя, остаются в  нем и оказывают вредное влияние на смазку. Поэтому сроки между сменами смазки при эксплуатации автомобиля в этих условиях должны быть также сокращены.

Смена масла должна производиться после поездки на хорошо прогретом двигателе,— только в этом случае грязь, отстой и посторонние вещества, имеющиеся в масле, будут удалены вместе с ним. Следует помнить, что всякого рода масляные осадки и отложения, а также и окисленное масло, при соприкосновении со свежим маслом ускоряют его окисление и ухудшают его смазывающие свойства.

В случае загрязнения, а также при сезонной смене смазки картер следует тщательно промывать. Для этого, спустив грязное масло, заливают в картер 4—5 литров жидкого минерального масла (например: веретенное „2" или „3", но ни в коем случае, не керосин) и, вывернув свечи, вращают заводной рукояткой коленчатый вал в течение одной-двух минут. Затем промывочное масло сливают и заливают свежее, соответствующее сезону. В качестве жидкого масла может быть использована также смесь из 80% автола 6 или 10 и 20% керосина.

Применяемый иногда способ промывки картера двигателя керосином— не допустим. Керосин начисто смывает масло с трущихся частей двигателя и, кроме того, размягчает грязь, скопившуюся на стенках картера, обычно не смываемую маслом. При пуске промытого керосином двигателя все его трущиеся части будут работать всухую, так как масло к ним сразу поступить не может и потребуется некоторое время, пока насос подаст свежее масло и вытеснит из всех каналов имеющийся там керосин. При работе такого двигателя происходит повышенный износ трущихся поверхностей и возможно задирание их. Кроме того, размягченная керосином грязь в дальнейшем начнет отслаиваться, будет попадать в масло и загрязнять его, что также приведет к повышенному износу трущихся поверхностей.

Одновременно со сиеной масла в картере двигателя надо обязательно полностью сливать через сливные отверстия отстой из фильтров грубой и тонкой очистки.

Перед отвертыванием пробки сливного отверстия фильтра грубой очистки следует повернуть на 1,5—2 оборота его, стержень.

Из фильтра тонкой очистки следует вынуть элемент из тщательно очистить внутреннюю полость корпуса от осадков.

Указания по уходу за фильтрами приведены ниже.

Заправленное на автозаводе в картер двигателя масло не следует менять до конца обкатки (в течение первой тысячи километров пробега), если оно не потемнеет. В случае потемнения масла, заметного на стержне маслоуказателя , масло надо сменить ранее истечения указанного срока. Одновременно с этим необходимо заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки.

Доливку масла во время обкатки следует производить наиболее жидким маслом из числа рекомендованных в карте смазки автомобиля.

Расход смазки для двигателя, в зависимости от нормы расхода бензина, не должен превышать:

до капитального ремонта двигателя .3,5%, после капитального ремонта двигателя  4,5%.

Экономия смазки должна идти по линии создания наиболее благоприятных условий для ее работы с тем, чтобы обеспечить сохранность ее свойств на протяжении возможно длительного срока, а также по линии ликвидации всякого рода прямых потерь смазки как при работе двигателя, так и при заправке его.

Не допускается в целях экономии работать на потемневшем масле и нарушать сезонность его смены. Надо помнить, что такого рода „экономия" наносит непоправимый вред: вызывает усиленный износ и сокращает срок эксплуатационной жизни отдельных узлов и двигателя в целом.

В целях борьбы с прямыми потерями смазки, необходимо прежде всего следить за общей чистотой автомобиля; при грязной, запущенной машине утечка масла через сальники и прокладки двигателя может оказаться незамеченной.

Во избежание потерь и загрязнения масла при заправке двигателя надо пользоваться специальными воронками с сетками, ведрами с носиками и герметически закрывающимися крышками и т. п.

Каждый сорт отработанного масла следует собирать в отдельную тару и сдавать на регенерацию (восстановление).

Нельзя использовать для отработанного и свежего масла одну и ту же посуду, так как даже небольшие количества загрязненного масла, попав в свежее, способствуют быстрому разложению его.

Чтобы обеспечить сохранность свойств масла, залитого в картер, на протяжении длительного времени работы двигателя, нельзя допускать образования в нем различного рода отложений и осадков.

Тип осадка или налета, а также его количество зависят от состояния двигателя, рабочих условий и качества масла.

Одной из основных причин, влияющих на образование отложений в двигателе, является его рабочая температура. Надо твердо помнить, что для работы двигателя одинаково вредны как слишком высокая, так и слишком низкая температура.

Можно рекомендовать следующие основные мероприятия по сокращению количества масляных осадков, отложений и налетов внутри двигателя, а следовательно и по снижению расхода смазки.

1. Следить за тем, чтобы температура воды в  системе охлаждения двигателя была в пределах 80—90°С ; пониженная температура приводит к разжижению смазки, к образованию густой, черной и липкой эмульсии, засоряющей маслопроводы и сетку плавающего маслоприемника.

2. Следить за исправной работой вентиляции картера и чистотой всех фильтров (в том числе и воздушного фильтра). Неисправность вентиляции картера приводит к разжижению и окислению смазки. Ни в коем случае нельзя допускать езду

с открытой или негерметичной пробкой маслоналивного патрубка.

3. Своевременно менять фильтрующий  элемент фильтра тонкой очистки и масло в картере двигателя, а также производить тщательную очистку фильтрующего элемента фильтра грубой очистки. Тщательно, баз остатка сливать отработанное масло из картера, удаляя его одновременно из отстойников масляных фильтров. Своевременно промывать масляный картер и отстойники фильтров.

4. Следить за состоянием поршневых колец и отсутствием чрезмерного пропуска ими газов: большой износ компрессионных  и  маслосъемных поршневых колец  и  закоксовывание маслосъемных поршневых колец приводят к. резкому повышению расхода смазки, а чрезмерный пропуск газов— к разложению и окислению ее. Своевременно сменять поршневые кольца и вкладыши подшипников.

5. Следить за правильностью регулировки карбюратора и применять удовлетворительный по качеству бензин (обладающий достаточно хорошей испаряемостью и содержащий возможно низкий процент смолистых веществ). Чрезмерно богатые смеси приводят к разжижению смазки топливом и загрязнению ее нагаром, а бедные— к увеличению расхода смазки в результате повышения температуры двигателя на бедных  смесях, приводящего  к  сгоранию ее, образованию осадков, налетов и отложений, Топливо с плохой испаряемостью способствует разжижению и окислению смазки.

6. Периодически (по мере надобности) снимать нагар с головок поршней и стенок камер сгорания.

7. В изношенных двигателях для снижения расхода смазки применять более вязкие сорта масел по сравнению с теми, которые рекомендуются в карте смазки.