Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Двигатели газ-51, зис 2, м-20 и газ-69

Регулировка зазоров между электродами свечей и проверка их состояния

Зазор между электродами свечей должен быть выдержан в пределах 0,6—0,7 мм на двигателях ГАЗ-51, М-20 и ГАЗ-69 и в пределах 0,7—0,8 мм на двигателе ЗИМ-12.

Повышенный зазор в свечах уменьшает мощность двигателя, затрудняет пуск его, а также ведет к перебоям в работе цилиндров. Пониженный зазор в свечах часто является причиной неплавной работы двигателя на малых оборотах холостого хода.

Перебои в работе цилиндров обнаруживаются по звуку выхлопа, который становится при этом неравномерным, и 1 по потере мощности двигателем.

По данным Всесоюзного научно-исследовательского института автомобильного транспорта (ВНИИАТ), при одной неработающей свече на шестицилиндровом двигателе расходы топлива повышаются на 25 %.

Систематические перебои в одном цилиндре двигателя указывают на тс, что ток высокого напряжения не подводится к одной из свечей или что одна из свечей неисправна. Обнаружить, в каком цилиндре возникают перебои, можно поочередным замыканием (на работающем двигателе) зажима центрального электрода свечи на „массу" с помощью отвертки, имеющей деревянную ручку. При замыкании нормально работающей свечи число оборотов коленчатого вала двигателя уменьшается, а неравномерность работы становится большей. При замыкании неисправной свечи работа двигателя не изменяется. Необходимо при этом следить также за тем, проскакивает ли искра между телом отвертки и зажимом свечи при малом зазора между ними: отсутствие искры указывает на то, что ток от распределителя зажигания к свече не поступает.

Неисправную свечу можно также определить по температуре ее цоколя вскоре после пуска двигателя: он будет холоднее, чем у нормально работающих свечей.

Если перебои в работе двигателя появляются только при значительной нагрузке его (при движении автомобиля), а на холостом ходу их нет,— значит, изолятор свечи имеет трещину, через которую ток высокого напряжения проходит на „массу". Такую свечу надо заменить новой. Обнаружить ее обычным замыканием на „массу" нельзя; ее находят в этом случае поочередной заменой всех свечей двигателя новой, заведомо исправной свечой,

. Зазор между электродами свечи проверяется с помощью круглых щупов, имеющихся в наборе шоферского инструмента или изготовленных из калиброванной стальной проволоки соответствующего диаметра, но ни в коем случае не плоским щупом, так как он не учитывает углубления на боковом электроде свечи, образующегося в процессе ее работы (рис. 159). При регулировке необходимо подгибать только боковой электрод, так как при подгибании центрального электрода изолятор свечи обычно лопается.

Одновременно с регулировкой зазора между электродами свечи надо проверить, нет ли трещин на

изоляторе , обратить внимание  на характер слоя нагара и на состояние электродов.

Свечи с поврежденными изоляторами должны быть обязательно заменены новыми, даже если неисправности в их работе еще не обнаружились.

Для надежного пуска двигателя в холодное время года рекомендуется заменять долго работавшие свечи новыми, даже и в том случае, если они еще вполне работоспособны; их можно использовать в летний период эксплуатации.

Через нагар на поверхности изолятора происходит утечка тока высокого напряжения с центрального электрода на „массу". Напряжение, даваемое катушкой зажигания, при этом падает и не достигает пробивного. Вследствие этого искры между электродами свечи не образуется. Поэтому перед установкой на двигатель, свечи с нагаром должны быть тщательно очищены на специальном пескоструйном приборе, изготовляемом трестом „ГАРО".

При отсутствии прибора очистку свечи можно производить щеткой из мягкой медной проволоки. Если на свече имеется большое количество нагара, то его нужно предварительно размягчить, положив свечу на некоторое время в ацетон, растворитель для нитрокраски или керосин.

Пользоваться для очистки свечей острыми металлическими скребками, стеклянной или наждачной шкуркой нельзя, так как при этом на поверхности изолятора образуются царапины, способствующие быстрому отложению нагара.

  Не следует смешивать с нагаром сероватый или красно-коричневый налет на поверхности изолятора свечи, указывающий на ее нормальную работу. Этот налет не нарушает работоспособности свечи, и поэтому свечи с этим налетом не нуждаются в очистке.

После очистки от нагара и установки надлежащего зазора между электродами, свечи рекомендуется проверять под давлением. Проверка ведется на том же приборе „ГАРО", на котором производится и очистка их от нагара. При этом в годных для эксплуатации свечах при давлении 8—10 кг/см 2 искра должна проскакивать только между электродами (без поверхностного разряда) и непрерывно. Прекратив подачу воздуха в прибор, проверяют по показанию манометра герметичность свечи; при исправной свече давление в приборе не должно заметно меняться в течение 5 минут. При этой проверке надо следить за тем, чтобы не было утечки в самом приборе.

Указанные осмотр и проверка свечей должны производиться также в эксплуатации после каждых 6000 км пробега.

При установке свечей на двигатель необходимо следить за тем, чтобы они имели прокладки и были завернуты до конца так, чтобы через резьбу не прорывались из цилиндра

газы. Затягивать свечи при этом с очень большим усилием не следует, так как это приведет лишь к быстрому раздавливанию прокладок и срыву резьбы в головке. Чтобы не сорвать  резьбу в головке, надо также ввертывать свечу сначала рукой и лишь после того, как она завернута, подтягивать торцевым ключом. Характеристики свечей, устанавливаемых на двигатели ГАЗ-51, ЗИМ-12, М-20 и ГАЗ-69, приведены в разделе „Система  зажигания" главы I.