Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

Двигатели газ-51, зис 2, м-20 и газ-69

Поршневые пальцы и их стопорные кольца

Поршневые пальцы—плавающего типа, пустотелые, изготовляются они из стали марки 45. Наружная поверхность пальцев подвергается поверхностной закалке токами высокой частоты на глубину 1 —1,5 мм до твердости в 58—65 единиц по Роквеллу , шкала С.

Наружный диаметр поршневого пальца 22-0,010 внутренний-—14,8 мм и длина—70+0,1 мм. Вес пальца 112+2 г.

При испытании на раздавливание в призме с углом в 90° палец должен выдерживать без разрушения нагрузку в 8000 кг.

  От осевых перемещений поршневой палец удерживается двумя плоскими стопорными кольцами из пружинной стали и таким образом во время работы двигателя может свободно проворачиваться в бобышках поршня и в верхней головке шатуна. Благодаря этому износы поршневого пальца получаются небольшими и равномерными.

В связи с недостаточной надежностью крепления поршневого пальца плоскими стопорными кольцами завод предполагает в ближайшее время перейти на крепление его двумя проволочными кольцами со слегка отогнутыми в сторону усиками (см. рис. 86а). Эти кольца имеют более глубокую, а следовательно и более надежную, посадку в канавках поршня, чем плоские кольца. Устанавливаются они в канавки так, чтобы отогнутые усики были обращены наружу. При этом осевые усилия поршневого пальца воспринимаются стопорными кольцами равномерно всем их периметром, чем и предотвращается имеющее место в проволочных кольцах без отгибки усиков смятие канавок в поршне по ширине, влекущее за собой ослабление посадки колец и выталкивание их из канавок.

Чтобы поршневые пальцы, воспринимающие во время работы большие динамические нагрузки, не стучали, их подбирают к поршню и шатуну с минимально необходимыми для нормальной смазки зазорами. При этом учитывается, что зазор между поршнем и пальцем во время работы (то-есть при нагревании) увеличивается, вследствие большего коэффициента расширения  алюминия  (поршень)  но  сравнению со сталью

(палец). Поэтому поршневой палец ставится в холодный поршень не с зазором, а с небольшим натягом, который при нагревании поршня превращается в зазор.