Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

двигатель ИЖ-Ю5К

РАЗБОРКА И СБОРКА

Разборка и сборка двигателя производится при ремонте или замене его деталей.

Разборка и сборка цилиндро-поршневой группы.

Отверните сливные пробки 11 (рис. 1) цилиндров, водяного насоса и спустите из двигателя охлаждающую жидкость, пробку радиатора снимите.

Отсоедините: выхлопные трубы, впускной патрубок 3 с карбюратором 6, шланг насоса 2 с патрубками 18 и 21 и шлангом межцилиндровым 20 (рис. 1). Коллектор 6 со шлангом отводящим 3, радиатор 8 со шлангом подводящим 13, шланг бачка расширительного 5, электропроводку реле 1 (рис. 2),

Снимите крышки цилиндров, головки цилиндров 2 и цилиндры 4, 53, извлеките стопорные кольца 8 и поршневые пальцы 7, снимите поршни о (рис. 3).

При сборке поршня установите одно стопорное кольцо в бобышку со стороны разъема половин картера и наденьте поршень на головку шатуна указательной стрелкой назад. Смазанный моторным маслом палец поршня установите в отверстие бобышек поршня и застопорьте вторым стопорным кольцом, таким же образом установите второй поршень.

При установке цилиндров положите прокладки на фланцы картера, а под поршень – деревянную вилку или два брусочка, установите замки поршневых колец против стопорных штифтов, сожмите кольца металлической лентой и осторожно наденьте цилиндры на шпильки и поршни, убрав бруски, посадите на место цилиндры, установите впускной патрубок. Затяжку винтов крепления патрубка начинайте с двух средних. Наденьте головки цилиндров и затяните гайки последовательно крест-накрест на шпильках. Затяжку гаек крепления головок производите только после окончательной затяжки винтов впускного патрубка. Установите уплотнительные кольца 1 и 3 (рис, 3) и заверните винты.

Цилиндр и поршень подбираются по диаметру из одинаковых групп по таблице 6.

Таблица 6

Маркировка группы

Диаметры в мм

Цилиндр

Поршень

2

62,00+0,01

61,98+0,01

1

62,01+0,01

61,99+0,01

0

62,02+0,01

62,00+0,01

00

62,03+0,01

62,01+0,01

000

62,04+0,01

62,02+0,01

Примечания:

1. Цилиндры и поршни двигателя маркируются цифрой в кружочке.

2. Эллипсный поршень имеет в сечении, перпендикулярном оси, эллипс – разность максимального и минимального размеров 0,07 мм.

3. Поршни должны быть одной группы по массе, маркировка на днище буквами: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3.

При установке ремонтного поршня цилиндр расточите с последующим хонингова-нием или доводкой до размеров, обеспечивающих радиальный зазор между максимальным размером поршня и цилиндра 0,01...0,03 мм.

Поршень и палец по размеру отверстия под поршневой палец маркируются краской в один цвет (зеленый, белый, черный). Краска наносится на торец пальца и бобышку поршня. Необходимо помнить, что в данном двигателе установлен поршень ИЖ–Ю6 1-8, у которого ось отверстий под поршневой палец смещена вверх на 8 мм, поэтому он не взаимозаменяем с поршнями ранее выпускаемых моделей двигателей.

Конструкция цилиндров существенно изменилась, что привело к разунификации цилиндров с ранее выпускаемыми моделями двигателей.

При ремонте поршневой группы пользуйтесь таблицами 7, 8.

Группа ремонта

Поршень

Поршневые кольца

Маркировка ремонта

Диаметр, мм

Маркировка цвета

Диаметр, мм

1

62,26-0,03

Желтый

62,25+0,015

2

62,51-0,03

Синий

62,50+0,015

При необходимости установки ремонтных пальцев отверстия в бобышках поршня доведите до размера, обеспечивающего зазор в пределах 0,001…0,006 мм, а для верхней головки шатуна - 0,036…0,070 мм.

Группа

Маркировка цвета

Диаметр поршневого пальца, мм

1

Красный

14,157-0,015

2

Желтый

14,257-0,015

Головки цилиндров в зависимости от объема камеры сгорания делятся на 3 группы и маркируются цифрами 1, 2, 3 на нижнем торце головок. При замене головка подбирается той же группы.

Разборка и сборка коробки передач.

Отверните сливные пробки 11 (рис. 1) цилиндров и водяного насоса и спустите из двигателя охлаждающую жидкость, пробку радиатора снимите.

Отсоедините: выхлопные трубы, электропроводку жгута вентилятора и жгута двигателя, шланг подводящий 13, шланг отводящий 3, шланги 9 с коллектором 6, радиатор 8, защиту 10 (рис. 2), патрубки 18 и 21 со шлангом 20 (рис. 1).

Отсоедините впускной патрубок 3 с карбюратором 6 и воздухоочистителем. Снимите педаль переключения передач 14, педаль пускового механизма 7 (рис. 1) и левую крышку картера 13 (рис. 3), слейте масло из коробки передач. Снимите правую крышку картера 36 и генератор 57 (рис. 3). Разберите сцепление. Из первичного вала 43 извлеките штоки толкателя 45, 64 и шарик 44 (рис. 3). Снимите крышку люка маховика 10 (рис. 1), слейте масло из полости маховика, ослабьте стяжной болт «Ж» выносного маховика (рис. 3). Снимите нижний патрубок чехла 15 (рис. 1). Заглушите отверстие системы охлаждения в цилиндрах, головках цилиндров, водяном насосе. Отверните винты, стягивающие половины картера. Стяжной винт в задней части отверните после снятия нижнего патрубка чехла. Выпрессуйте переднюю втулку и разъедините картер (следите за тем, чтобы не потерялась шпонка коленчатого вала), при этом слегка ударяя деревянным молотком по торцам валов коробки передач, и одновременно отжимая половины картера отверткой, вставленной в переднюю прорезь между половинами картера. Все детали коробки передач, кроме вала переключения передач 35 и вторичного вала 38 (рис. 3), могут быть после этой разборки извлечены из картера.

При разборке деталей коробки передач обратите внимание на расположение и количество установочных и регулировочных шайб на валах: вторичном 38, на промежуточном 42 и на червячном 40 (рис. 3). На правой половине картера под валами (промежуточным и червячным) и на вторичном вале находятся установочные шайбы 41, 72, 39, подбираемые в зависимости от размеров Н1 П1 с целью получения размеров К1, Л1 (см. рис. 3).

Под червячный вал во всех случаях устанавливается одна шайба 39 толщиной 1,4 мм (рис. 3).

На левой половине картера между подшипниками № 203, № 204 и стопорными кольцами и на бобышке под червячный вал устанавливаются регулировочные шайбы 19, 33, 46 (рис. 3).

Осевые люфты валов коробки передач должны быть:

вторичного Ф=0,06…0,56 мм;

промежуточного Ц=0,05…0,45 мм;

У=0,06...0,45 мм червячного.

Осевой люфт «Ф» достигается за счет установки регулировочных шайб 19 толщиной 0,2 и 0,5 мм, исходя из зазора (между стопорным кольцом 26 (рис. 3) и торцом наружной обоймы подшипника № 204 при сдвинутых в сторону правой половины вторичного, первичного валов и подшипника № 204. После подбора и установки регулировочных шайб подшипник № 204 сдвигается через первичный вал до упора в сторону левой половины картера.

Осевой люфт «Ц» достигается за счет установки регулировочных шайб 33 толщиной 0,3 мм, исходя из зазора (между стопорным кольцом 27 и торцом подшипника .№ 203, при сдвинутом до упора последнего в сторону правой крышки (рис. 3).

Осевой люфт «У» достигается за счет установки регулировочных шайб 46 толщиной 0,2 и 0,3 мм, исходя из размеров К и Л (рис. 5).


Размер Л измеряется от плоскости разъема правой половины картера до верхнего торца червячного вала, установленного в правую половину картера с подложенной под него шайбой толщиной 1,4 мм.

Размер К измеряется от торца бобышки червячного вала левой половины картера до плоскости разъема этой половины.

9.3.5. Сборку коробки передач производите на правой половине картера (рис. 6), соответствующего положению шестерен IV передачи.

Установите шайбы: поз. 72 на подшипник № 203, поз. 41 на вторичный вал, поз. 39 на торец бобышки картера под червячный вал (рис. 3). Установите в вилки переключения передач шестерни 3 (II и IV передач) и 12 (I и III передач – в вилку с разрядкой-уступом на ступице). Шестерню поз. 12 наденьте на промежуточный вал 14, а червячный вал 7 установите в отверстие бобышки картера, одновременно введя в зацепление зубчатые венцы червячного вала и сектора переключения передач и кулачки шестерни 3 и вторичного вала. При этом следует обратить внимание на то, чтобы точка от керна на червячном валу 7 совпала с меткой на секторе переключения передач 5 ( рис. 6).

После этого установите первичный вал в отверстие шестерни 3 (II и IV передачи) и вторичнпго вала, а шестерню 13 (I передачи) на промежуточный вал 14 (рис, 6).

Проверьте правильность включения передач, придерживая валы коробки.

В полуось правого коленчатого вала установите шпонку 56 и наденьте выносной маховик 10. Перед соединением половин картера вставьте шпонку в полуось левого коленчатого вала 12 (рис. 13), очистите плоскость разъема от старого лака и смажьте его бакелитовым лаком ЛБС-3 ГОСТ 901-78 или клеем БФ-4 ГОСТ 12172-74. Снимите шестерню 13 (рис. 6) с промежуточного вала и вставьте ее в боковое отверстие левой половины картера и при сборке придерживайте шестерню рукой, совмещая отверстие последней с валом.

Соедините половины картера, отжав фиксатор 22 (рис. 1) в сторону и совмещая шпоночный паз выносного маховика со шпонкой левого коленчатого вала и валов коробки передач с их посадочными отверстиями на левой половине картера.

Установите переднюю соединительную втулку картера на место. Заверните крепежные винты.

Для обеспечения зазоров между стенками кривошипной камеры и щеками коленчатого вала перед затяжкой выносного маховика болтом, звездочка коленчатого вала с волнообразной шайбой должна быть временно (без цепи) посажена на коленчатый вал с затяжкой болта «К» (рис. 3). а правый коленчатый вал сдвинуть внутрь легкими ударами киянки.

Установите маховик посередине полости картера и надежно затяните его болтом «Ж» (рис. 3) моментом 150 - 190 Нм (15 ... 19 кгс/м).

В полость маховика залейте 0.1 л масла моторного автомобильного, закройте крышку люка маховика.

Проверьте легкость вращения коленчатых валов. Отверните болт «К» (рис. 3) и снимите звездочку коленчатого вала. Проверьте осевые люфты вторичного, промежуточного, червячного валов. При проверке люфта вторичного вала первичный вал должен быть сдвинут в сторону левой крышки и надежно затянут.

Люфт вала переключения допускается до 0,45 мм, регулируется за счет перемещения вала в сторону правой крышки и установки регулировочных шайб 75 (рис. 3). При этом крышка 36 закреплена винтами, кулачок автомата 73 сдвинут к центру и отцентрирован так, чтобы ролик рычага автомата (дет. Я) находился в середине впадины кулачка, что достигается поворотом последнего при снятом патрубке чехла верхнего за счет силового воздействия стержня нз рычаг автомата и ролик Я (рис. 3).

Не снимая силового воздействия на рычаг автомата и перемещая передний конец педали переключения вверх-вниз 2 ... 3 раза, завернуть болт кулачка автомата 76, после чего установите регулировочные шайбы 75 и шплинт 74 (рис. 3).

Автоматический выжим сцепления отрегулируйте винтом С (рис. 3) и закрепите его контргайкой. При этом перемещении переднего конца педали переключения не менее 3 мм вверх-вниз от исходного положения не должно приводить к перемещению нажимного диска.

Проверьте правильность сборки коробки передач путем переключения. Если передачи переключаются нормально, значит сборка коробки произведена правильно.

Замена коленчатых валов производится после выполнения пп. 9.2.1, 9.2.2, 9.2.3, 9.3.3.

Отверните крепежные винты кривошипных камер. Снимите крышки, используя приспособление, состоящее из ключа 27-36, винтов левой крышки картера и съемника генератора.

При установке коленчатых валов винты крепления кривошипных камер закерните от самовывертывания.