Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

устройство ГАЗ-24

>Аккумулятор, регулятор напряжения



1.Верхняя панель. 2. Транзистор ПЗО2. 3. Транзистор П214-В. 4. Транзистор П217. 5. Штекерный разъем. 6. Корпус. 7. Резистор МЛТ-0,5-300 Ом. 8. Диод КД202-В. 9. Резистор МЛТ-1-220 Ом. 10. Нижняя панель. 11. Резистор МЛТ-1-17 Ом. 12. Диод КД202Г. 13. Диод КД202-В (гасящий). 14. Резистор МЛТ-0,5-200-390 Ом (подбирается). 15. Стабилитрон Д808. 16. Резистор МЛТ-6-27 Ом (или МЛТ-2-82 Ом - 3 шт.). 17. Резистор МЛТ-0,5-100 Ом. 18. Резистор МЛТ-0,5- 390 Ом. 19. Резистор МЛТ-0,5-3000 Ом. 20. Терморезистор ММТ- 1-1000 Ом. 21. Дроссель. 22. Резистор МЛТ-1-470 Ом. 23. Отрицательная пластина. 24. Положительная пластина. 25 Баретка. 26. Сепаратор. 27. Предохранительная сетка. 28. Бак. 29. Вентиляционное отверстие. 30. Уплотнительная мастика. 31. Крышка. 32. Пробка. 33. Межэлементная перемычка. 34. Плюсовая клемма. 35. Минусовая клемма. 36. Выключатель зажигания. 37. Аккумуляторная батарея. 38. Амперметр. 39. Обмотка статора генератора. 40. Обмотка возбуждения. 41. Контактные кольца. 42. Генератор. 43. Выпрямительный блок.


Аккумуляторная батарея. На автомобиле применяется свинцовая аккумуляторная батарея 6СТ-60ЭМ (первая цифра обозначает число аккумуляторов, две последующие буквы обозначают тип батареи - стартерная, следующие цифры обозначают емкость батареи при 20-часовом режиме разряда, последние две буквы обозначают материал бака - эбонит и материал сепаратора - мипласт). Аккумуляторная батарея служит для питания потребителен при неработающем двигателе; установлена в специальном гнезде под капотом. Сверху аккумуляторная батарея закрыта пластмассовой крышкой. Аккумуляторная батарея является химическим источником электрического тока. Если клеммы аккумуляторной батареи соединить с источником постоянного тока, например, с генератором, то в аккумуляторной батарее будет протекать химическая реакция, в которой участвует электрический ток, два электрода (один из двуокиси свинца, другой из губчатого свинца) и электролит. При этом батарея будет заряжаться. При подсоединении к клеммам батареи потребителя в ней будет происходить обратная химическая реакция, в результате которой на ее электродах будет выделяться электрическая энергия, а через потребитель будет протекать электрический ток. Притом батарея будет разряжаться.
Количество электричества, которое может отдать полностью заряженная батарея при разряде током 3 А, до напряжения 1,7 B на каждый элемент, называется емкостью. Измеряется емкость в амперчасах. Аккумуляторная батарея 6CT-6ОЭМ состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов). Все элементы помещены в эбонитовый бак 28, имеющий шесть отсеков. Каждый элемент состоит из четырех положительных пластин 24 и пяти отрицательных пластин 23. Пластины имеют основу в виде свинцовой решетки. Ячейки решетки заполнены активной массой, состоящей из свинцовых окислов - свинцового порошка. При изготовлении пластины формируются электрохимическим путем в положительные (двуокись свинца) и отрицательные (губчатый свинец). Положительные пластины 24, как и отрицательные пластины 23 каждого элемента, соединены баретками 25 в самостоятельные полублоки, баретки 25 имеют полюсные штыри. Между пластинами установлены изоляционные прокладки - cепараторы 26. Сверху пластин установлена предохранительная сетка 27. Каждый элемент батареи закрыт крышкой 31. В крышке имеются наливное и вентиляционное отверстия. Наливное отверстие закрыто пробкой 32. Через крышку проходят полюсные штыри от бареток. Пластины погружены в электролит (раствор химически чистой серной кислоты в дистиллированной воде). При заряде плотность электролита повышается, при разряде - понижается.
Уход за аккумуляторной батареей. Через каждые 12000-12500 км пробега, но не реже чем через 15-20 дней необходимо:
    1. Очистить батарею от пыли и грязи, электролит, попавший на поверхность батареи, вытереть ветошью, смоченной в 10% растворе кальцинированной соды: очистить окислившиеся клеммы и наконечники проводов.
    2. Проверить надежность крепления батареи.
    3. Проверить и, при необходимости, очистить вентиляционные отверстия.
    4. Проверить степень разряженности батареи по плотности электролита, и если она разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, ее необходимо снять с автомобиля и зарядить на зарядной станции. Плотность электролита измеряется денсиметром. Если температура электролита отличается от +15°С, то к показаниям прибора следует дать поправку (при повышении тeмпературы на каждые 10°C плотность увеличивается на 0,01).
    5. Проверить уровень электролита в каждом элементе и, при необходимости, долить дистиллированной воды до уровня 10-12 мм выше предохранительной сетки, установленной над пластинами. При сезонном обслуживании необходимо поставить аккумуляторную батарею на подзарядку и довести плотность электролита до значений, предусмотренных для климатический условий, в которых эксплуатируется автомобиль. Допускается отклонение плотности электролита не более +0,01. Автозавод комплектует автомобили аккумуляторными батареями с плотностью электролита 1,270 г/см³.
Регулятор напряжения. Генератор работает совместно с бесконтактным транзисторным регулятором напряжения. Регулятор установлен на правом брызговике под капотом. Регулятор напряжения поддерживает напряжение генератора автомобиля в заданных пределах при изменениях оборотов, электрических нагрузок и температуры окружающего воздуха.
Регулятор состоит из измерительного и регулирующего органов. Измерительный орган выполнен по схеме нелинейного делителя с чувствительным элементом - кремниевым стабилитроном - 15, характеристика которого такова, что увеличение обратного напряжения приводит к обратному пробою, и стабилитрон начинает пропускать ток. Однако пробой не выводит его из строя, и после снижения напряжения он восстанавливается. В схеме он включен таким образом, что к нему приложено напряжение обратной полярности по сравнению с обычными диодами. Регулирующий орган состоит из двух усилительных транзисторов 2 и 3 и одного силового транзистора 4 в цепи обмотки возбуждения генератора.
Регулятор напряжения работает следующим образом. Чувствуется элемент - стабилитрон 15 через делитель (резисторы 14, 17, 18, 20 и дроссель 21) измеряет напряжение генератора, поступающее на зажим + регулятора через включатель 36. При работе двигателя на малых оборотах напряжение генератора не превышает 13,2-14,5 В (в зависимости от pегулировки регулятора), и пока оно не достигает указанной величины, стабилитрон 15 закрыт, падение напряжения на резисторе 7 примерно равно нулю и база транзистора 2 имеет тот же потенциал (положительный), что и эмиттер (ток от эмиттера к базе не протекает). В результате этого транзистор 2 находится в закрытом состоянии. Сопротивление перехода эмиттер-коллектор транзистора 2 будет большим. Благодаря этому база транзистора 3, а следовательно, и база транзистора 4 находятся под отрицательным потенциалом по отношению к эмиттерам. При этом транзисторы 3 и 4 находятся в открытом состоянии. Сопротивление переходов эмиттер-коллектор транзисторов 3 и 4 очень мало. Следовательно, от клеммы + через диод 8 переход эмиттер-коллектор транзистора 4 и обмотку возбуждения генератора протекает максимальный ток, который создает максимальное магнитное поле в генераторе. Напряжение генератора будет максимальным для данных оборотов генератора, но оно не превышает 13,2-14,5 В. С увеличением оборотов генератора напряжение на зажимах + генератора и регулятора будет повышаться. При повышении напряжения генератора выше 13,2-14,5 В произойдет пробой стабилитрона 15 и через резистор 7 начнет протекать ток. База транзистора 2 получит отрицательный потенциал по отношению к эмиттеру (начнет протекать ток базы), и транзистор 2 откроется, т. е. сопротивление перехода эмиттер-коллектор транзистора 2 резко снизится. От зажима + через эмиттер-коллектор транзистора 2 и резистор 22 начнет протекать ток. В результате этого потенциал базы транзистора 3 повысится, протекание тока базы прекратится и транзистор 3 закроется. Вследствие этого прекратится протекание тока базы и силового транзистора 4, который также закроется. Сопротивление перехода эмиттер-коллектор транзистора 4 резко возрастет. Резкое увеличение сопротивления в цепи обмотки возбуждения вызовет уменьшение тока возбуждения, а следовательно, и напряжения, вырабатываемого генератором. Уменьшение напряжения генератора происходит до тех пор, пока стабилитрон не восстановится, т. е. прекратится протекание тока через стабилитрон 15, и транзистор 2 закроется. Это, в свою очередь, приведет к открытию транзисторов 3 и 4 (описано выше). Далее весь процесс повторяется, и в системе регулирования устанавливаются устойчивые автоколебания.
Необходимая величина тока возбуждения автоматически регулируется изменением соотношения времени нахождения транзистора 4 в открытом и закрытом состояниях (ключевой режим). Остальные элементы схемы выполняют следующие функции. Резисторы 17, 18, 20 и дроссель 21 составляют делитель напряжения для стабилитрона 15. Величина тока, проходящего через делитель, зависит от изменения температуры элементов делителя, что влияет на изменение регулируемого напряжения. Для исключения такой зависимости в цепь делителя включен терморезистор 20, который изменяет свою величину (при изменениях температуры), сохраняя постоянным ток в цепи. С увеличением температуры величина сопротивления терморезистора уменьшается. Для уменьшения влияния высокочастотных составляющих входного напряжения на измерительный орган один из резисторов сделан индуктивным (дроссель 21).
Резистор 7 обеспечивает понижение потенциала базы (по отношению к эмиттеру) транзистора 2 при пробое стабилитрона 15. Резистор 22 является коллекторной нагрузкой транзистора 2 и сопротивлением базы транзистора 3. Резистор 16 является коллекторной нагрузкой транзистора 3 и резистором базы транзисторa 4. Резистор 11 и диод 12, а также резистор 9 и диод 8 обеспечивают более надежное запирание транзисторов 3 и 4 (соответственно). Резистор 9 обеспечивает необходимое падение напряжения на диоде 8, когда силовой транзистор 4 закрыт. Применение диодов 8, 12 вместо активных сопротивлений обеспечивает необходимые падения напряжения в цепях при протекании малых токов за счет нелинейности вольт-амперной характеристики диодов.
Для повышения частоты переключений и более четкого перехода схемы из открытого состояния в закрытое и наоборот (ключевой режим) в схеме регулятора предусмотрена обратная связь, осуществляемая за счет резистора 19. Для устранения перенапряжения в силовом транзисторе 4 за счет ЭДС самоиндукции обмотки возбуждения генератора обмотка шунтируется диодом 13, выполняющим функции гасящего сопротивления. Резкое возрастание ЭДС происходит в результате включения в цепь обмотки возбуждения большого сопротивления, возникающего в переходе эмиттер-коллектор транзистора 4, когда он закрывается.
При сезонном обслуживании рекомендуется проверить регулируемое напряжение вольтметром.