Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ремонт двигателей 4062 и 402

ДИАГНОСТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Техническое состояние двигателя в процессе эксплуатации постоянно изменяется. В период обкатки (около 2500 км) по мере приработки трущихся поверхностей уменьшаются потери на трение, увеличивается мощность двигателя, уменьшается расход топлива, снижается угар масла. Далее наступает период, при котором техническое состояние практически изменяется мало. По мере износов деталей увеличивается прорыв газов через поршневые кольца, падает компрессия в цилиндрах, увеличивается утечка масла через зазоры в соединениях и падает давление в системе. Следовательно, постепенно уменьшается мощность двигателя, увеличивается расход топлива, возрастает расход масла.

Определение технического состояния двигателя для своевременного восстановительного ремонта весьма важно. Это продлит общий срок службы двигателя и предупредит аварийный выход двигателя из строя.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ МОДЕЛИ 4062.10

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

 

 

 

ПО ВИДАМ ТЕХНИ-

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

ЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИНСТРУМЕНТ И МАТЕРИАЛЫ

 

А

Б

В

Г

 

 

Проверить:

 

 

 

 

 

 

герметичность сис-

 

 

 

 

Подтекание охлаж-

Визуально

тем охлаждения,

+

+

+

-

дающей жидкости,

 

питания, смазки;

 

 

 

 

топлива и масла не

 

 

 

 

 

 

допускается

 

герметичность сис-

+

+

+

-

В картере должно

Водный пьезо-

темы вентиляции

 

 

 

 

быть разрежение

метр

картера;

 

 

 

 

 

 

работу системы уп-

 

 

 

 

Проверить диагнос-

 

равления двигате-

-

-

+

-

тическим прибором

 

лем;

 

 

 

 

ОЗТ-2

 

состояние шесте-

 

 

 

 

Для проверки снять

Визуально, ключ

рен привода масля-

-

-

-

+

крышку привода

12 мм

ного насоса;

 

 

 

 

масляного насоса

 

состояние верхне-

 

 

 

 

Для проверки снять

Визуально, ключ

го башмака натя-

-

-

-

+

переднюю крышку

14 мм

жителя цепи;

 

 

 

 

головки цилиндров

 

плотность охлаж-

 

 

 

 

Плотность охлажда-

 

дающей жидкости

-

-

-

+

ющей жидкости при

Ареометр

(осенью).

 

 

 

 

20°С должна быть

 

 

 

 

 

 

1,075-1,085 г/см3

 

Проверить и, при не-

 

 

 

 

 

 

обходимости, под-

 

 

 

 

 

 

тянуть крепление:

 

 

 

 

 

 

впускной трубы;

-

-

+

-

 

Ключ 14 мм

выпускного кол-

-

-

+

-

 

Ключ 14 мм

лектора;

 

 

 

 

 

 

масляного картера;

-

-

+

-

 

Ключ 12 мм

водяного насоса и

-

-

-

+

 

Ключ с шести-

корпуса термостата;

 

 

 

 

 

граннчком 6 мм

топливопривода,

 

 

 

 

 

 

натяжного ролика,

 

 

 

 

 

Ключи 10, 12, 14

шкива водяного на-

-

-

+

-

 

мм

соса, катушек за-

 

 

 

 

 

 

жигания;

 

 

 

 

 

 

генератора, старте-

-

-

+

-

 

Ключи 17, 19 мм

ра;

 

 

 

 

 

 

 

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

 

 

 

ПО ВИДАМ ТЕХНИ-

 

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТ

ЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

ИНСТРУМЕНТ И МАТЕРИАЛЫ

 

А

Б

В

Г

 

 

картера сцепления

-

-

-

+

 

Ключ 19 мм

к блоку цилиндров.

 

 

 

 

 

 

Отрегулировать:

 

 

 

 

 

 

натяжение ремня

 

 

 

 

Прогиб ремня при

Линейка, динамо-

привода вспомога-

+

+

+

-

нажатии с усилием

метр, ключи 10,

тельных агрегатов;

 

 

 

 

8 даН (кгс) должен

12 мм

 

 

 

 

 

быть 15 мм

 

зазор между элект-

-

+

+

-

Зазор должен быть

Свечной ключ,

родами свечей за-

 

 

 

 

0,7-0,85 мм

щуп

жигания;

 

 

 

 

 

 

содержание окиси

 

 

 

 

Содержание СО и

Тахометр, отверт-

углерода и углево-

+

+

+

+

СН в отработавших

ка, газоанализа-

дородов в отрабо-

 

 

 

 

газах не должно пре-

тор

тавших газах.

 

 

 

 

вышать:

 

 

 

 

 

 

0,7-0,9% СО и

 

 

 

 

 

 

1200 млнСН при

 

 

 

 

 

 

750-850 мин1; 0,5%

 

 

 

 

 

 

СО и 600 млн СН

 

 

 

 

 

 

при 3100-3200 мин1

 

Очистить:

 

 

 

 

 

 

контрольное отвер-

 

 

 

 

 

 

стие в водяном на-

 

 

 

 

 

 

сосе для выхода ох-

-

-

+

-

Течь не допускается

Проволока 03 мм

лаждающей жидко-

 

 

 

 

 

 

сти;

 

 

 

 

 

 

систему вентиля-

 

 

 

 

Без разборки масло-

Водный пьезо-

ции картера (кана-

-

-

-

+

отражателя. В кар-

метр, ключ 12 мм,

лы во впускной

 

 

 

 

тере должно быть

отвертка, керосин

трубе, шланги);

 

 

 

 

разрежение.

 

изоляторы свечей

 

 

 

 

 

Неэтилирован-

зажигания и поме-

+

+

+

-

 

ный бензин, ве-

хоподавительные

 

 

 

 

 

тошь

сопротивления.

 

 

 

 

 

 

Заменить:

 

 

 

 

 

 

масло в двигателе и

-

+

-

-

 

Масло для двига-

масляный фильтр

 

 

 

 

 

теля, емкость для

или фильтрующие

 

 

 

 

 

слива масла, ключ

элементы;

 

 

 

 

 

24 мм.

свечи зажигания.

++

 

Свечной ключ

Состояние двигателя оценивается по показаниям приборов (температуры охлаждающей жидкости и давления масла), характеру работы на различных режимах (равномерности, шумовым качествам), по величине компрессии в цилиндрах двигателя, реакции автомобиля на изменение подачи воздуха педалью управления дроссельной заслонкой.

Падение мощности двигателя проявляется в снижении динамических качеств автомобиля, в ухудшении приемистости. Автомобиль вяло разгоняется, плохо преодолевает подъем (приходится преждевременно включать понижающую передачу), не развивает максимальную мощность. Следует иметь в виду, что указанные признаки могут быть также следствием нарушения регулировки механизмов ходовой части автомобиля.

Путь свободного качения (выбег) исправного автомобиля, движущегося со скоростуо 50 км/ч, должен быть не менее 500 м. Такое испытание проводится в безветренную погоду на сухом горизонтальном участке шоссе с асфальтовым или бетонным покрытием.

Расход топлива (эксплуатационный) зависит не только от технического состояния двигателя, но и (при исправном состоянии ходовой части автомобиля) от дорожных условий, нагрузки, методов вождения, поэтому эксплуатационный расход топлива не является объективным показателем технического состояния двигателя.

Техническое состояние двигателя (при исправности других механизмов автомобиля) определяется контрольным расходом топлива при движении автомобиля с неполной нагрузкой (2 чел.) после пробега 5000 км по горизонтальному участку шоссе с асфальтовым или бетонным покрытием. Испытание производится на участке протяженностью 4-5 км в двух противоположных направлениях. Контрольный расход не должен превышать 8,8 л/100 км при скорости 90 км/ч и 11,8 л/100 км при скорости 120 км/ч.

При определении контрольного расхода бензина пользуются отдельным мерным бачком.

Проверка компрессии (давления) в цилиндрах в конце такта сжатия производится компрессометром. Компрессию в цилиндрах замеряют на прогретом до 70-85°С двигателе при полностью открытой дроссельной заслонке и вывернутых свечах.

Резиновый наконечник компрессометра вставляется в отверстие;, свечи, обеспечивая уплотнение по кромке отверстия, и коленчатый* вал двигателя прокручивается стартером до тех пор, пока давление в цилиндре не перестает увеличиваться (но не более 10-15 с). Аккумуляторная батарея должна быть исправной и полностью заряженной.

Компрессия в цилиндрах двигателя менее 960 кПа (9,6 кгс/см2) свидетельствует об износе или неисправности поршневых колец или негерметичности клапанов. Чтобы установить истинную причину неисправности следует залить через свечное отверстие в каждый цилиндр по 20-30 см3 масла, применяемого для двигателя, и вновь проверить компрессию. Повышение компрессии указывает на неисправности (износ) колец или цилиндра; если значение компрессии не повысилось, то, следовательно, нарушена герметичность посадки клапанов.

Расход масла на угар контролируется замером количества масла, доливаемого до метки "П" указателя уровня, за определенный период. Если расход масла на угар превышает 0,25 л на 100 км, то двигатель подлежит ремонту.

Давление масла в системе проверяется контрольным манометром, который присоединяется на место установки датчика аварийного давления масла (тройник на головке цилиндров слева, резьба коническая№/4"). Давление масла на прогретом двигателе при средней частоте вращения менее 100 кПа (1 кгс/см2) и малой частоте холостого хода менее 50 кПа (0,5 кгс/см2) свидетельствует о неисправностях в системе смазки или чрезмерном износе подшипников коленчатого и распределительных валов. Такой двигатель подлежит ремонту.

Шумность работы двигателя проверяется его прослушиванием при работе на холостом ходу при переменной частоте вращения коленчатого вала, не превышающей 3000 мин1 шум шестерен масляного насоса при частоте 1000-2000 мин.

Не допускается стук и дребезг поршней, поршневых колец, стуки шатунных и коренных подшипников, прослушиваемые стетоскопом, а также выделяющийся стук поршневых пальцев, стук и резкий шум цепного привода распределительных валов, резко выделяющийся стук клапанов и толкателей, резкий стук и шум высокого тона шестерен масляного насоса и его привода, шум высокого тона или писк крыльчатки и подшипника водяного насоса, прослушиваемые без стетоскопа. Допускается ровный, не резкий шум цепного привода распределительных валов, не выделяющийся из общего фона шум шестерен масляного насоса и его привода.

Обнаружив в процессе эксплуатации какую-либо неисправность в работе двигателя, не следует торопиться разбирать двигатель, а попытаться установить причину неисправности до разборки.

К разборке двигателя приступают, убедившись в действительной необходимости этой операции. Даже частичная разборка двигателя нарушает, как правило, уплотнения, приработку сопряженных деталей и увеличивает их износ при последующей эксплуатации.