Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ремонт двигателей 4062 и 402

СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ

Зазоры и натяги, которые необходимо соблюдать при сборке двигателя и его узлов, приведены в табл. 2.

Дисбаланс вращающихся деталей, допустимый при сборке двигателя, указан в табл. 3.

При сборке двигателя необходимо соблюдать следующие условия: протереть все детали чистой салфеткой и продуть сжатым воздухом, а все трущиеся поверхности смазать чистым маслом.

осмотреть детали перед постановкой на место (нет ли трещин, сколов, забоин и других дефектов), проверить надежность посадки запрессованных в них других деталей. Дефектные детали подлежат ремонту или замене новыми.

резьбовые части деталей и узлов, выходящие в полость масляной магистрали и в полость системы охлаждения, смазать анаэробным гер-метиком "Унигерм-6". Можно применить сурик или белила, разведенные на натуральной олифе;

неподвижные уплотнения, особенно стыки деталей (верхняя и нижняя плоскости блока цилиндров - крышка цепи, нижняя плоскость блока цилиндров - крышка манжеты смазать клеем-герметиком "Элас-тосил" или пастой УН-25;

все неразъемные соединения, например, заглушки блока цилиндров и т. п. должны ставиться на нитролаке.

К постановке на двигатель не допускаются:

шплинты, шплинтовочная проволока и стопорные пластины, бывшие в употреблении;

пружинные шайбы, потерявшие упругость;

поврежденные прокладки;

детали, имеющие на резьбе более двух забитых или сорванных ниток;

- болты и шпильки с вытянутой резьбой;

- болты и гайки с изношенными гранями.

Сборку двигателя производить в следующем порядке:

закрепить блок цилиндров на стенде, внимательно осмотреть зеркало цилиндров, при необходимости следует снять шабером неизношенный поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной поверхностью цилиндра;

вывернуть пробки масляных каналов и продуть все масляные каналы сжатым воздухом, завернуть пробки на место;

протереть салфеткой постели под вкладыши в блоке и в крышке коренных подшипников;

установить в постели блока верхние (с канавками) вкладыши коренных подшипников, а в постели крышек - нижние (без канавок); протереть вкладыши салфеткой и смазать их маслом для двигателя;

протереть салфеткой коренные и шатунные шейки коленчатого вала, смазать их чистым маслом и установить вал в блок цилиндров;

смазать маслом и установить полушайбы упорного подшипника:

верхние - в проточки третьей коренной постели блока цилиндров (антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала);

нижние - вместе с крышкой третьего коренного подшипника. Усики полушайб должны зайти в пазы крышки ;

установить крышки остальных опор на соответствующие коренные шейки, завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников моментом 10-11 даН-м (10-11 кгс-м);

провернуть коленчатый вал, вращение его должно быть свободным при небольшом усилии;

взять крышку с резиновой манжетой заднего конца коленчатого вала, проверить пригодность манжеты к дальнейшей работе. Если манжета имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает фланец коленчатого вала - заменить ее новой. Запрессовку манжеты в крышку рекомендуется производить при помощи оправки 6999-7928;

заполнить на 2/3 полости между рабочей кромкой и пыльником манжеты смазкой ЦИАТИМ-221, установить и закрепить крышку к блоку болтами моментом№,2-1,8 даН-м (1,2-1,8 кгс-м);

установить маховик на задний конец коленчатого вала таким образом, чтобы совместилось отверстие в маховике со штифтом;

установить шайбу болтов маховика, наживить и затянуть болты моментом 7,2-8,0 даН-м (7,2-8,0 кгс-м);

установить в маховик распорную втулку и запрессовать шариковый подшипник 80203АС9 с защитными шайбами.

Произвести подсборку шатунно-поршневой группы:

очистить днища поршней и канавки для поршневых колец от нагара (рис. 41);

Подбор поршней к цилиндрам блока, а также поршневых пальцев к поршням и шатунам следует производить при температуре деталей (20±3)°С.

В расточенные или новые цилиндры блока необходимо устанавливать поршни одинаковых с цилиндрами размерных групп.

Допускается подбор из соседних групп, при этом, как и при подборе поршней в работавшие цилиндры, подбор производится по усилию протягивания ленты-щупа толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм. Лента-щуп закладывается между цилиндром и поршнем по всей высоте поршня и размещается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца по наибольшему диаметру поршня. Усилие на динамометре, соединенном с лентой-щупом (рис. 42) должно быть 3,5-4,5 даН (3,5-4,5 кгс).

Размерные группы поршней и цилиндров блока

РЕМОНТНОЕ
УВЕЛИЧЕНИЕ, мм

ОБОЗНАЧЕНИЕ
ГРУППЫ

ДИАМЕТР, мм

ПОРШНЯ (ЮБКА)

ЦИЛИНДРА

-

А

92,000-91,988

92,036-92,024

Б

92,012-92,000

92,048-92,036

В

92,024-92,012

92,060-92,048

Г

92,036-92,024

92,072-92,060

Д

92,048-92,036

92,084-92,072

0,5

А

92,500-91,488

92,536-92,524

Б

92,512-92,500

92,548-92,536

В

92,524-92,512

92,560-92,548

Г

92,536-92,524

92,572-92,560

Д

92,548-92,536

92,584-92,572

1,0

А

93,000-92,988

93,036-93,024

Б

93,012-93,000

93,048-93,036

В

93,024-93,012

93,060-93,048

Г

93,036-93,024

93,072-93,060

Д

93,048-93,036

93,084-93,072

Маркировка поршней:

буква, обозначающая группу, выбивается на днище поршня;

ремонтное увеличение обозначается надписью "406" (стандартный размер) или "406АР" (ремонтное увеличение 0,5), или "406БР" (ремонтное увеличение№,0) отлитой на боковой стенке одной из бобышек под поршневой палец.

Буква, обозначающая группу цилиндра, наносится краской на наружной поверхности блока, слева, против каждого цилиндра.

Для удобства подбора пальцы, шатуны и поршни разделены на четыре размерные группы по мере уменьшения размера.

Пальцы и шатуны маркируются краской: палец- на внутренней поверхности, шатун - па стержне головки. Поршень - римскими цифрами (выбивкой) на днище или краской на весовой бобышке.

Поршневой палец подбирается к шатуну, принадлежащему к той же или соседней группе, с зазором от 0,0045 до 0,0095 мм.

При подборе поршневой палец должен входить плотно, но без за-

еданий в отверстие поршневой головки шатуна под усилием большого пальца руки (рис. 43). Поршневой палец должен быть слегка смазан маслом.

Так как линейное расширение материала поршня примерно в 2 раза больше чем материала пальца, то при нормальной комнатной температуре палец входит в отверстие бобышек поршня с натягом. Размерные группы поршня и пальца должны совпадать.

Поршень в комплекте с поршневым пальцем, поршневыми кольцами и шатуном в сборе должны контролироваться по массе. Разница комплектов по массе на один двигатель не должна превышать 10 г;

запрессовать поршневой палец в поршень и шатун с помощью приспособления 6999-7678 (рис. 44). При этом поршень нагреть до температуры 60-8СГС (запрессовка пальца в холодный поршень может привести к порче поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня). Шатуны и поршни перед сборкой с поршневым пальцем должны быть сориентированы следующим образом: стрелка на днище поршня (или надпись "ПЕРЕД", расположенная на наружной стороне бобышки под палец), уступ на боковой поверхности крышки шатуна и выступ на кривошипной головке шатуна должны быть направлены в одну сторону;

подобрать по цилиндрам поршневые кольца. Тепловой зазор, замеренный в замках колец, помещенных в цилиндр (рис. 45), должен быть 0,3-0,6 мм у компрессионных колец и 0,5-1,0 мм у стальных дисков маслосъемных колец. В изношенных цилиндрах наименьший зазор делать 0,3 мм - у компрессионных колец и 0,5 мм - у стальных дисков маслосъемных колец.

щупом проверить боковой зазор между кольцами и стенкой поршневой канавки (рис. 46). Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках. Величина бокового зазора должна быть для верхнего и нижнего компрессионных колец в пределах 0,050-0,087 мм, для сборного маслосъемного кольца - 0,115-0,365 мм;

надеть с помощью приспособления 6999-7675 поршневые кольца на поршень. Нижнее компрессионное кольцо ставить внутренней выточкой вверх к донышку поршня (см. рис. 5). Кольца в канавках должны свободно перемещаться.

Вставить поршни в цилиндры следующим образом; сориентировать шатунно-поршневую группу таким образом, чтобы стрелка на днище поршня (или надпись "ПЕРЕД" на бобышке) была обращена вперед;

протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;

повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ;

смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и первый цилиндр чистым маслом для двигателя;

развести замки компрессионных колец под углом 180° друг к другу, замки дисков маслосъемного кольца также под углом 180° друг к другу и на 90° по отношению к замкам компрессионных колец. Замок двух-функционального расширителя установить при этом под углом 45° к замку одного из кольцевых дисков;

надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь оправкой для установки в цилиндр поршня 6999-7685, вставить поршень в цилиндр (рис. 47). Перед установкой поршня следует еще раз убедиться, что номера, выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре; подтянуть шатун за кривошипную головку к шатунной шейке, снять с болтов латунные наконечники, надеть крышку шатуна. Крышку шатуна следует ставить так, чтобы номера, выбитые на крышке и

шатуне, были обращены в одну сторону. Завернуть гайки динамометрическим ключом моментом 6,8-7,5 даН-м (6,8--7,5 кгс-м);

в таком же порядке вставить поршень четвертого цилиндра;

повернуть коленчатый вал на 180° и вставить поршни второго и третьего цилиндров; повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен вращаться легко от небольшого усилия;

установить держатель масляного насоса и масляный насос на блок и закрепить их;

смазать маслом, применяемом для двигателя, втулки промежуточного вала, установить шпонку в паз на хвостовике промежуточного вала и установить вал в блок цилиндров до выхода хвостовика;

установить шестерню привода маслонасоса с гайкой на хвостовик промежуточного вала и завернуть гайку шестерни;

установить и закрепить фланец промежуточного вала, при этом меньший диаметр отверстия на фланце должен прилегать к блоку;

смазать маслом, применяемым для двигателя, валик с ведомой шестерней привода маслонасоса и вставить его в отверстие в блоке до входа в зацепление шестерен привода масляного насоса, в отверстие втулки валика вставить шестигранный валик привода масляного насоса;

установить прокладку и крышку привода масляного насоса, закрепить крышку.

Установка привода распределительных валов:

напрессовать звездочку 6 (см. рис. 7) на хвостовик коленчатого вала: установить резиновое уплотнительное кольцо 12 и втулку 5, большой внутренней фаской к уплотнительному кольцу на хвостовик коленчатого вала:

установить шпонку шкива коленчатого вала в шпоночный паз: повернуть коленчатый вал двигателя до совпадения метки на звездочке коленчатого вала с меткой "М2" на блоке цилиндров (см. рис. 10), что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ. При этом метка на блоке цилиндров должна быть расположена симметрично относительно оси впадины зубьев звездочки;

установить нижний успокоитель цепи 19, не закручивая болты крепления окончательно;

надеть цепь 6 на ведомую звездочку 7 (число зубьев - 38) промежуточного вала и на звездочку№коленчатого вала двигателя. Установить звездочку с цепью на промежуточный вал, при этом метка на ведомой звездочке промежуточного вала должна совпасть с меткой "М1" на блоке цилиндров, а ведущая ветвь цепи, проходящая через успокоитель, должна быть натянута;

установить ведущую звездочку 8 (число зубьев - 19) промежуточного вала и закрепить звездочки на промежуточном валу болтами. Стопорную пластину отогнуть на грани болтов;

установить башмак 5 гидронатяжителя цепи первой ступени (нижней цепи) привода распределительных валов;

нажимая на башмак гидронатяжителя, натянуть цепь, проверить правильность установки звездочек по меткам и окончательно закрепить нижний успокоитель 19. После установки цепи привода промежуточного вала не допускается вращение коленчатого вала до момента установки цепи привода распределительных валов и гидронатяжителей;

установить башмак 9 гидронатяжителя цепи второй ступени (верхней цепи) привода распределительных валов;

надеть на ведущую звездочку 8 промежуточного вала цепь 11 второй ступени привода распределительных валов;

взять крышку цепи с резиновой манжетой, проверить пригодность манжеты к дальнейшей работе. Если манжета имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает втулку коленчатого вала - заменить ее новой. Запрессовку манжеты в крышку рекомендуется производить при помощи оправки 6999-7928;

заполнить на 2/3 полость между рабочей кромкой и пыльником манжеты смазкой ЦИАТИМ-221;

удерживая цепь второй ступени от соскакивания со звездочки промежуточного вала, установить и закрепить крышку цепи и одновременно кронштейн генератора, затянуть винты моментом 2,2-2,7 даН-м (2,2-2,7 кгс-м);

установить и закрепить водяной насос на крышку цепи, затянув болт крепления водяного насоса к крышке цепи моментом 2,2-2,7 даН-м (2,2-2,7 кгс-м);

смазать маслом, применяемым для двигателя, отверстие под гидронатяжитель в крышке цепи и установить собранный гидронатяжитель до касания в упор башмака, но не нажимать, с целью исключения Срабатывания фиксатора гидронатяжителя;

установить в крышку гидронатяжителя шумоизоляционную резиновую шайбу 3:

закрыть крышкой гидронатяжитель и закрепить ее двумя болтами;

через отверстие в крышке гидронатяжителя оправкой нажать на гидронатяжитель, перемещая его до упора, затем отпустить, при этом запорное кольцо на плунжере выйдет из зацепления с корпусом гидронатяжителя и даст возможность плунжеру и корпусу перемещаться под действием пружины. Корпус переместится до упора на шайбу в крышке, а цепь через башмак будет натянута;

завернуть пробку 4 в крышку гидронатяжителя;

на патрубок водяного насоса установить шланг, соединяющий патрубок водяного насоса с патрубком корпуса термостата;

на горизонтальный торец крышки цепи и стык крышки цепи с блоком цилиндров тонким слоем нанести клей-герметик Эластосил 137-83;

установить прокладку головки цилиндров на направляющие втулки блока и также нанести клей-герметик Эластосил 137-83 на поверхность прокладки, находящейся над крышкой цепи;

установить подсобранную головку цилиндров на блок и затянуть болты крепления головки в два этапа - предварительная затяжка с моментом 4,0-6,0 даН-м (4-6 кгс-м) и окончательная - 13,0-14,5 даН-м (13,0-14,5 кгс-м). Последовательность затяжки болтов крепления головки цилиндров указана на рис. 48;

отвернуть болты и снять крышки распределительных валов, протереть салфеткой постели под распределительные валы в головке и в крышках:

смазать маслом, применяемом для двигателя, отверстия в головке под гидротолкатели и установить гидротолкатели в головку цилиндров. При ремонте двигателя без замены гидротолкателей устанавливать их в соответствии с маркировкой нанесенной на них при разборке, при выходе гидротолкателя из строя он подлежит замене, так как не ремонтируется. Вынимать гидротолкатели необходимо присоской или магнитом;

установить распределительные валы на головку цилиндров, предварительно смазав постели в головке, кулачки и опорные шейки распределительных валов маслом, применяемом для двигателя. Распределительный вал впускных клапанов устанавливается штифтом звездочки вверх, а распределительный вал выпускных клапанов - штифтом звездочки вправо. За счет углового расположения кулачков данные положения распределительных валов являются устойчивыми;

установить переднюю крышку распределительных валов с установленными в ней упорными фланцами на установочные втулки, при этом за счет продольного перемещения распределительных валов обеспечить установку упорных фланцев в канавки; установить крышки № 3 и

№ 7 распределительных валов и предварительно затянуть болты крепления крышек до соприкасания поверхности крышек с верхней плоскостью головки цилиндров;

установить все остальные крышки, в соответствии с маркировкой, и затянуть болты крепления крышек предварительно;

затянуть болты крепления крышек распределительных валов окончательно моментом№,9-2,3 даН-м (1,9-2,3 кгс-м).

смазать все кулачки распределительных валов моторным маслом и проверить вращение каждого распределительного вала в опорах, для чего провернуть распределительный вал ключом за специальный четырехгранник на распределительном валу до положения полного сжатия пружин клапанов одного из цилиндров. При дальнейшем провороте распределительный вал должен самостоятельно провернуться под действием клапанных пружин до положения касания следующих кулачков с толкателями;

после проверки легкости вращения распределительных валов поворотом сориентировать их так, чтобы установочные штифты 13 под звездочки располагались ориентировочно горизонтально и были направлены в разные стороны. Данные положения распределительных валов являются устойчивыми и обеспечиваются угловым расположением кулачков;

установку углового положения распределительных валов начинать с выпускного вала. Для этого, накинув на звездочку 16 приводную цепь, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала, при этом для совпадения штифта и отверстия на звездочке повернуть распределительный вал за четырехгранник по часовой стрелке. Поворотом распределительного вала против часовой стрелки натянуть ведущую ветвь цепи, при этом метка 12 на звездочке должна совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров 17. Нельзя допускать поворота коленчатого вала;

для угловой установки впускного распределительного вала накинуть на звездочку 14 приводную цепь, установить звездочку на фланец и штифт распределительного вала при слегка провисшей ветви цепи между звездочками. Поворотом распределительного вала против часовой стрелки натянуть цепь, при этом метка 12 на звездочке должна совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров;

установить и затянуть моментом 4,6-7,4 даН^м (4,6-7,4 кгс-м) болты крепления звездочек, удерживая распределительные валы от проворачивания ключом за четырехгранник;

установить гидронатяжитель 10 верхней цепи привода распределительных валов аналогично установке гидронатяжителя цепи нижней цепи;

установить средний 18 и верхний 15 успокоители цепи, не заворачивая болты крепления окончательно;

поворотом коленчатого вала двигателя по ходу вращения натянуть рабочие ветви цепи второй ступени и окончательно закрепить средний и верхний успокоители цепи;

установить шкив на хвостовик коленчатого вала до упора и ввернуть болт моментом 10,4-12,8 даЬЬм (10,4-12,8 кгс-м);

по окончании сборки произвести контроль установки распределительных валов. Для этого провернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения на два оборота до совпадения метки на демпфере коленчатого вала с меткой на крышке цепи. При этом метки на звездочках распределительных валов должны совпасть с верхней плоскостью головки цилиндров;

при ремонте двигателя, связанном со снятием распределительных валов, головки цилиндров и звездочек на промежуточном валу, установку привода распределительных валов при сборке производить как указано выше;

в случае, если при ремонте не снимаются звездочки промежуточного вала и крышка цепи, то перед разборкой необходимо установить поршень№-го цилиндра в положение ВМТ на такте сжатия, при этом риска на шкиве коленчатого вала должна совпасть с выступом на крышке цепи, а метки на звездочках распределительных валов должны быть расположены горизонтально, направлены в разные стороны и совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров;

После снятия распределительных валов и головки цилиндров поворот коленчатого вала может быть только с возвратом в исходное положение или на 2 оборота. Поворот коленчатого вала на№оборот даже при совпадении меток на шкиве и крышке цепи приведет к неправильной установке фаз газораспределения. При неправильной установке распределительных валов и звездочек метки на звездочках не будут совпадать с верхней плоскостью головки цилиндров. В этом случае необходимо снять звездочки, провернуть коленчатый вал по ходу вращения на№оборот и повторить установку звездочек как указано выше.

Последующие операции по сборке двигателя:

установить и закрепить шкив водяного насоса;

установить и закрепить переднюю крышку головки цилиндров;

установить патрубок корпуса термостата в шланг на патрубке водяного насоса и закрепить корпус термостата на головке цилиндров, затянуть хомуты шланга;

установить выпускной коллектор, кронштейн подъема двигателя и скобу трубки забора воды на шпильки выпускного коллектора, наживить и затянуть гайки крепления коллектора;

запрессовать трубку стержневого указателя уровня масла и установить указатель;

установить и закрепить крышку клапанов;

установить и закрепить верхний кронштейн генератора и одновременно кронштейн подъема двигателя передний;

установить и закрепить ролик натяжной;

установить и закрепить впускную трубу;

смазать стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой цепи и с задней крышкой клеем - герметикой Эластосил 137-83 или пастой УН-25;

установить на нижний фланец блока цилиндров прокладку масляного картера;

установить и закрепить масляный картер и усилитель картера сцепления;

установить и закрепить ведомый и нажимной диски сцепления, центрируя ведомый диск с помощью оправки;

поставить детали и агрегаты двигателя, названные в подразделе "Разборка двигателя", соблюдая обратную последовательность;

снять двигатель со стенда, установить и закрепить картер сцепления к блоку цилиндров;

смазать и надеть на переднюю крышку коробки передач муфту выключения сцепления в сборе с подшипником;

поставить и закрепить коробку передач;

поставить вилку выключения сцепления.