ремонт двигателей 4062 и 402
СБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
Общие указания по сборке двигателя изложены в аналогичном подразделе по двигателю модели 4062.10.
Дисбаланс вращающихся деталей, допустимый при сборке двигателя, указан в табл. 6.
Размеры сопрягаемых деталей двигателя, а также зазоры и натяги, которые необходимо выдерживать при сборке двигателя и его узлов, приведены в табл. 7.
Сборку двигателя производить в следующем порядке:
очистить все привалочные поверхности блока от прилипших и порванных при разборке прокладок;
Таблица 6
Дисбаланс вращающихся деталей, допустимый при сборке двигателя модели 402.10 и 4021.10
закрепить блок цилиндров на стенде, вывернуть с переднего и заднего торцов пробки масляного канала и продуть все масляные каналы сжатым воздухом. Завернуть пробки на место;
вставить новую или отремонтированную гильзу с прокладкой из мягкой меди в цилиндр, из которого она была вынута. Гильза должна
|
|
|
|
Коленчатый вал |
Динамический |
40 на каждом конце |
Высверливание металла в радиальном направлении из противовесов на№,4, 5 и 8-й щеках сверлом диаметром 8 мм на глубину 45 мм. |
Маховик и зубчатый венец |
Статический |
35 |
Высверливание металла со стороны крепления сцепления на радиусе 146 мм сверлом диаметром 12 мм на глубину не более 15 мм. |
Коленчатый вал, маховик и сцепление в сборе |
Динамический |
35 на заднем конце |
Высверливание металла из маховика со стороны сцеп-леиия на радиусе 151 мм сверлом диаметром 12 мм на глубину не более 12 мм; расстояние между центрами отверстий не менее 16 мм. |
Нажимной диск сцепления с кожухом в сборе. |
Статический |
25 |
Высверливание металла из бобышек, центрирующих пружины, сверлом диаметром 11 мм иа глубину не более 25 мм с учетом конуса сверла; при повторной установке узла на балансировочный станок допускается дисбаланс ЮОг-см. |
Шкив-демпфер коленчатого вала со ступицей в сборе. |
Статический |
20 |
Высверливание металла из переднего торца шкива на радиусе 64 мм сверлом диаметром 10 мм на глубину не более 9 мм. |
входить в цилиндр свободно без усилий и выступать над плоскостью блока на 0,02-0,10 мм, разница выступания гильз между цилиндрами должна быть в пределах 0,055 мм, обеспечить подбором гильз по длине или их осаживанием с деформацией медной прокладки. Удобнее предварительно проверить величину утопания гильзы в цилиндре без прокладки. Утопание должно быть в пределах 0,20-0,25 мм;
закрепить гильзу держателем, чтобы она не выпала (см. рис. 80).
Примечание: /. При замене изношенных или дефектных гильз новыми и отремонтированными следует вставлять их так, чтобы метка, имеющаяся на нижней центрирующей части гильзы, указывающая ее группу, была расположена в поперечной плоско^ сти блока. В остальных случаях, прежде чем вынуть гильзы из блока, их необходимо маркировать порядковыми номерами, а также пометить положение в блоке, чтобы при сборке обеспечить их постановку в прежнее положение.
2. При использовании уже работавших гильз цилиндров, а также при каждой установке в эти гильзы новых поршневых колец необходимо расточкой на станке или шабером снять с гильзы неизношенный поясок над верхним компрессионным кольцом. Металл следует снимать вровень с изношенной частью гильзы;
отрезать от шнура две набивки заднего уплотнения коленчатого вала (длиной 120 мм каждая), вложить их в блок и держатель;
произвести подсборку коленчатого вала;
запрессовать в задний конец коленчатого вала шариковый подшипник 80203 АС9 с двумя защитными шайбами. Допускается использовать подшипник 60203А с одной защитной шайбой, при этом в полость для подшипника необходимо заложить 20 г смазки Литол-24;
привернуть к коленчатому валу маховик. Гайки затянуть моментом 7,6-8,3 даН-м (7,6-8,3 кгс-м). Законтрить гайки, отогнув один из усов стопорной пластины на грань гайки;
привернуть к маховику нажимной диск сцепления в сборе о кожухом, предварительно отцентрировав ведомый диск с помощью оправки (можно использовать первичный вал коробки передач) по отверстию в подшипнике в заднем торце коленчатого вала. Метки 0, выбитые на кожухе нажимного диска и на маховике около одного из отверстий для болтов крепления кожуха, должны быть совмещены. Затяжку болтов производить моментом 2-2,5 даН-м (2-2,5 кгсм).
Коленчатый вал, маховик и сцепление балансируются в сборе, поэтому при замене одной из этих деталей следует произвести динамическую балансировку, высверливая металл с тяжелой стороны маховика,
как указано в таблице. Балансировку коленчатого вала, маховика и сцепления в сборе не следует начинать, если начальный дисбаланс превышает 200 г-см. В этом случае необходимо узел разукомплектовать и проверить балансировку каждой детали в отдельности (см. табл. 6);
надеть на первую коренную шейку коленчатого вала заднюю шайбу упорного подшипника антифрикционным слоем к щеке коленчатого вала;
обжать набивку заднего уплотнения коленчатого вала в блоке и держателе оправкой (рис. 94); острым ножом обрезать на блоке и держателе выступающие концы набивки. Срез при этом должен быть ровных. Выступание набивки над плоскостью разъема 0,5 -№мм;
протереть чистое салфеткой вкладыши коренных подшипников и их постели. Установить вкладыши в постели;
смазать чистым маслом для двигателя вкладыши коренных подшипников и шейки коленчатого вала и уложить коленчатый вал в блок цилиндров;
надеть крышки коренных подшипников на шпильки блока так, чтобы фиксирующие выступы на верхнем и нижнем вкладышах каждой крышку были с одной стороны, а номера, выбитые на крышках, соответствовали номерам постелей. При установке крышки переднего коренного подшипника усик задней шайбы должен войти в паз крышки. Торец крышки переднего подшипника должен быть в одной плоскости с торцом блока цилиндров;
посадить крышки, коренных подшипников на свои места легким постукиванием резиновым молотком, крышки должны войти в пазы постелей блока цилиндров;
надеть на шпильки шайбы, наживить гайки, нанести на резьбовую часть гаек по 2-3 капли (0,06 г) герметика "Унигерм-9" и равномерно затянуть гайки. Окончательную затяжку необходимо производить динамометрическим ключом моментом 10-11 даН-м (10-11 кгс-м). В случае отсутствия герметика стопорение гаек можно производить стопорной пластиной 24-1005301-01, отогнув ее усы на грани гаек.
Примечания: /. Перед сборкой с гаек и шпилек необходимо удалить остатки ранее примененного герметика, обезжирить их бензином и просушить.
2. В случае вывертывания шпилек из блока их необходимо завертывать с использованном герметика, как указано выше;
установить в пазы держателя набивки резиновые прокладки и их боковую поверхность, выступающую из паза, обмазать мыльным раствором. Установить держатель на место и затянуть гайки;
повернуть коленчатый вал, который должен свободно вращаться при небольшом усилии. Вращать коленчатый вал можно за маховик или с помощью приспособления, состоящего из первичного вала коробки передач с приваренным к нему четырехгранником под ключ или ручку с квадратным отверстием. Приспособление может быть также использовано для центрирования при постановке ведомого и нажимного дисков сцепления;
поставить переднюю шайбу упорного подшипника антифрикционным слоем наружу, чтобы штифты, запрессованные в блок и крышку, входили в пазы шайбы;
надеть стальную упорную шайбу коленчатого вала фаской во внутреннем отверстии в сторону передней шайбы упорного подшипника;
напрессовать до упора шестерню коленчатого вала и проверить его осевой зазор. Проверка производится следующим образом: заложить отвертку (вороток, рукоятку молотка и т.п.) между первым кривошипом вала и передней стенкой блока и, пользуясь ею как рычагом, отжать вал к заднему концу двигателя. С помощью щупа определить зазор между торцом задней шайбы упорного подшипника и плоскостью бурта первой коренной шейки. Зазор должен быть в пределах 0,125-0,325 мм.
произвести подсборку шатунно-поршневой группы. Очистить днища поршней и канавки поршневых колец от нагара, как показано на рис. 41.
В случае замены поршней, гильз, поршневых пальцев или шатунов подбор сопрягаемых пар следует производить при температуре деталей 20±3°С.
В расточенные или новые гильзы необходимо устанавливать поршни одинаковых с гильзой размерных групп. Допускается подбор из соседних групп, при этом, как и при подборе поршней в работавшие гильзы, подбор производится по усилию протягивания ленты-щупа толщиной 0,05 мм и шириной 10 мм. Лента-щуп размещается в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, по наибольшему диаметру поршня. Усилие на динамометре, соединенном с лентой-щупом, должно быть 3,5-5,5 даН (3,5-5,5 кгс) (см. рис. 42);
Размерные группы поршней и гильз
ОБОЗНАЧЕНИЕ ГРУППЫ |
|
|
|
|
|
|
92,000-91,988 |
92,036-92,024 |
|
92,012-92,000 |
92,048-92,036 |
|
92,024-92,012 |
92,060-92,048 |
|
92,036-92,024 |
92,072-92,060 |
|
92,048-92,036 |
92,084-92,072 |
подобрать поршневой палец к шатуну так, чтобы он плотно входил в отверстие шатуна пол усилием большого пальца руки (см. рис. 43) и перемещался свободно, без заеданий и не выпадал под действием собственной массы при расположении оси отверстия шатуна под углом 45° (ориентировочно). Поршневой палец и шатун должны быть одной или смежной размерной группы.
При подборе поршневой палец должен быть слегка смазан маслом.
Размерных группы поршня и поршневого пальца должны совпадать.
Размерные группы пальцев, поршней и шатунов
|
МАРКИРОВКА |
|||
|
|
ПАЛЬЦА И ШАТУНА |
ПОРШНЯ |
|
В БОБЫШКЕ ПОРШНЯ |
ВО ВТУЛКЕ ШАТУНА |
|||
25,0000-24.9975 24,9975-24,9950 24,9950-24,9925 24,9925-24,9900 |
25,0000-24,9975 24,9975-24,9950 24,9950-24,9925 24,9925-24,9900 |
25,0070-25,0045 25,0045-25,0020 25,0020-24,9995 24,9995-24,9970 |
Белый Зеленый Желтый Красный |
I II III IV |
Пальцы и шатуны маркируются краской: палец - в отверстии, шатун - на стержне шатуна у поршневой головки; поршень - римскими цифрами (выбивкой) на днище;
поршень с поршневым пальцем, поршневыми кольцами и шатуном в сборе должны контролироваться по массе. Разница в массе на один двигатель не должна превышать 12 г.
запрессовать поршневой палец в поршень и шатун с помощью приспособления 7823-6102. Поршень при этом нагреть до 60-80°С, соединить направляющей оправкой 3 с шатуном, надеть поршневой палец на тонкий конец оправки, как показано на рис. 44, надеть подпятник 5 на
палец и винтом 6 дослать палец на место; запрессовка пальца в холодный поршень может привести к порче поверхности отверстий в бобышках поршня, а также к деформации самого поршня. При постановке поршня в цилиндр (по метке "ПЕРЕД" на поршне) отверстие для смазки зеркала цилиндра из нижней головки шатуна должно быть обращено в сторону, противоположную распределительному валу;
подобрать по цилиндру поршневые кольца, как показано на рис. 45; зазор, замеренный в стыках колец, должен быть 0,3-0,7 мм у компрессионных колец и 0,3-1,0 мм у стальных дисков маслосъемного кольца. В изношенных цилиндрах наименьший зазор делать 0,3 мм;
щупом проверить боковой зазор между кольцами и стенкой поршневой канавки, как показано на рис. 46. Проверку произвести по окружности поршня в нескольких точках. Величина бокового зазора должна быть для верхнего и нижнего компрессионных колец в пределах 0,050--0,087 мм для сборного маслосъемного кольца 0,135-0,335 мм;
надеть с помощью приспособления поршневые кольца на поршень. Нижнее компрессионное кольцо ставится внутренней выточкой вверх (к донышку поршня), как показано на рис. 57. Кольца в канавках должны свободно перемещаться.
Вставить поршни в цилиндры следующим образом:
протереть салфеткой постели шатунов и их крышек, протереть и вставить в них вкладыши;
повернуть коленчатый вал так, чтобы кривошипы первого и четвертого цилиндров заняли положение, соответствующее НМТ;
смазать вкладыши, поршень, шатунную шейку вала и гильзу цилиндра чистым маслом для двигателя;
развести стыки компрессионных колец под углом 180° друг к другу, а стыки дисков маслосъемного кольца также под углом 180° друг к другу и на 90° по отношению к стыкам расширителей;
надеть на болты шатунов предохранительные латунные наконечники, сжать кольца обжимкой или, пользуясь конусным кольцом 5-У-11106, вставить поршень в цилиндр, как показано на рис. 47. Перед установкой поршня следует еще раз убедиться, что номера выбитые на шатуне и его крышке, соответствуют порядковому номеру цилиндра, проверить правильность положения поршня и шатуна в цилиндре.
Примечание. В работавшие гильзы цилиндров без их расточки должен устанавливаться комплект поршневых колец, состоящий из верхнего и нижнего компрессионного луженых колец и стального маслосъемного кольца с нехромированными дисками;
подтянуть шатун за нижнюю головку к шатунной шейке, снять с болтов латунные наконечники, надеть крышку шатуна. Крышку шатуна следует ставить так, чтобы номера, выбитые на крышке и шатуне, были обращены в одну сторону. После наживления гаек нанести на резьбовую часть гаек по 2-3 капли (0,06 г) герметика "Унигерм-9" и равномерно затянуть гайки. Окончательную затяжку гаек необходимо произвести динамометрическим ключом моментом 6,8-7,5 даН-м (6,8--7,5 кгс-м). В случае использования работавших деталей с гаек и болтов необходимо удалить остатки ранее примененного герметика, обезжирить их бензином и просушить.
При отсутствии герметика гайки законтрить при помощи штампованной из листовой стали стопорной гайки. Момент затяжки стопорной гайки 0,3-0,5 даН-м (0,3-0,5 кгс-м);
в таком же порядке вставить поршень четвертого цилиндра;
повернуть коленчатый вал на 180° и вставить поршни второго и третьего цилиндров;
повернуть несколько раз коленчатый вал, который должен легко вращаться от небольшого усилия.
Произвести подсборку распределительного вала:
надеть на передний конец распределительного вала распорное кольцо и упорный фланец;
напрессовать с помощью приспособления 16-У-236817 шестерню газораспределения и закрепить ее болтом с шайбой. Момент затяжки 5,5-6,0 даН-м (5,5-6,0 кгс-м);
с помощью щупа, вставляемого между упорным фланцем распределительного вала и ступицей шестерни газораспределения, проверить осевой зазор распределительного вала (рис. 95). Зазор должен быть в пределах 0,1-0,2 мм;
прочистить трубку смазки распределительных шестерен и привернуть ее с помощью болта и хомутика к блоку;
вставить подсобранный распределительный вал в отверстие блока, смазав предварительно его опорные шейки моторным маслом. При зацеплении шестерен газораспределения зуб шестерни коленчатого вала с меткой 0 должен бить против риски у впадины зубьев шестерни распределительного вала (см. рис. 63);
через отверстия в шестерне распределительного вала прикрепить двумя болтами с пружинными шайбами упорный фланец к блоку;
надеть на шейку переднего конца коленчатого вала маслоотражатель выпуклой стороной к шестерне;
проверить пригодность манжеты, запрессованной в крышку распределительных шестерен, к дальнейшей работе. Если манжета имеет изношенные рабочие кромки или слабо охватывает ступицу шкива коленчатого вала, вставленную в манжету, заменить ее новой. Запрессовку манжеты в крышку рекомендуется производить при помощи оправки 5-У-27733, как показано на рис. 96;
надеть на шпильки прокладку и крышку распределительных шестерен;
сцентрировать крышку по переднему концу коленчатого вала при помощи оправки (рис. 97) и завернуть все гайки и болты крепления крышки. Если нет центрирующей оправки, то установку крышки можно производить по ступице шкива коленчатого вала. Ступицу надо напрессовать на коленчатый вал так, чтобы ее конец входил на глубину 5 мм в отверстие крышки. После этого закрепить крышку гайками, выдерживая одинаковый зазор по окружности между ступицей и отвер-
стием крышки. Выравнивание зазора производить легкими ударами деревянного или резинового молотка по крышке. После этого окончательно закрепить крышку;
удалить центрирующую оправку и напрессовать ступицу шкива со шкивом-демпфером коленчатого вала (рис. 98);
вставить в шпоночный паз резиновую пробку и запрессовать шпонку;
завернуть в носок коленчатого вала храповик, предварительно надев на него зубчатую шайбу. Проворачивая за стяжной болт коленчатый вал, проверить, не задевает ли шкив-демпфер за крышку распределительных шестерен;
установить масляный насос в сборе с маслоприемником;
установить привод масляного насоса и датчика-распределителя зажигания;
поворачивая коленчатый вал, совместить третью метку на диске демпфера с ребром-указателем на крышке распределительных шестерен (см. рис. 60). Кулачки распределительного вала, приводящие в действие клапаны первого цилиндра, должны быть при этом направлены вершинами в противоположную от толкателей сторону (в сторону масляного картера)и расположены симметрично (рис.99);
проверить осевой зазор между корпусом привода и шестерней при помощи щупа (рис. 100). Зазор должен быть в пределах 0,15-0,40 мм; надеть на шпильки крепления привода прокладку; повернуть валик привода в положение, показанное на рис. 101 А, и поставить привод в гнездо блока. При введении привода в гнездо необходимо слегка поворачивать валик масляного насоса, чтобы конец валика привода вошел в отверстие вала насоса. Привод должен вставляться без значительных усилий. В правильно установленном приводе прорезь во втулке валика должна быть направлена параллельно оси двигателя и смещена от двигателя, как показано на рис. 101 В; закрепить привод;
проверить наличие зазора в винтовых шестернях распределительного вала и привода;
смазать стыки нижнего фланца блока цилиндров с крышкой распределительных шестерен и держателем набивки клеем-герме-тиком "Эластосил 137-83" или пастой УН-25;
установить на нижний фланец блока цилиндров прокладку масляного картера;
установить масляный картер на шпильки и закрепить его гайками с шайбами, равномерно затягивая гайки;
установить и привернуть болтами нижнюю часть картера сцеп-
ления;
натереть графитовым порошком с обеих сторон прокладку головки цилиндров и надеть ее на шпильки. Установить подсобранную головку и закрепить ее гайками с шайбами. Затянуть гайки динамоме-
трическим ключом моментом 8,3-9,0 даН-м (8,3-9,0 кгс-м), соблюдая порядок, указанный на рис. 48;
прочистить проволокой и продуть сжатым воздухом отверстия в коромыслах, в оси коромысел и регулировочных винтах, в четвертой основной стойке оси коромысел и масляные каналы в головке цилиндров. Проверить надежность посадки втулок коромысел. В случае слабой посадки во время работы втулка может сместиться и перекрыть отверстие смазки штанги толкателя клапана. Такие втулки необходимо заменить;
произвести подсборку оси коромысел. Перед постановкой каждого коромысла смазать его втулку маслом для двигателя;
вставить толкатели в гнезда согласно меткам на них. Толкатели и отверстия в блоке предварительно смазать моторным маслом;
вставить штанги в сборе с наконечниками в отверстия в головки цилиндров;
установить подсобранную ось коромысел на шпильки и закрепить гайками с шайбами. Регулировочные болты своей сферической частью должны ложиться на сферу верхнего наконечника штанги;
установить зазоры между торцами стержней клапанов и носиками коромысел. Зазор между коромыслами и первым и восьмым клапанами 0,35-0,40 мм, зазор между остальными коромыслами и клапанами 0,40--0,45 мм. Регулировку производить как указано в разделе "Особенности технического обслуживания двигателя";
поставить прокладку и крышку коромысел и закрепить их винтами с шайбами;
смазать и надеть на переднюю крышку коробки передач муфту выключения сцепления в сборе с подшипником;
поставить и закрепить коробку передач;
поставить вилку выключения сцепления;
Поставить детали и агрегаты двигателя, названные в подразделе "Ремонт двигателя", соблюдая обратную последовательность.