Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ремонт двигателей 4062 и 402

ДИАФРАГМЕННОЕ СЦЕПЛЕНИЕ

Сцепление (рис. 109) сухое, однодисковое, постоянно замкнутое, состоит из двух частей: ведущего диска в сборе (кожух, нажимной диск, нажимная диафрагменная пружина, соединительные пластины, опорные кольца) и ведомого диска в сборе с фрикционными накладками.

Располагается сцепление и механизм его выключения в колоколо-образном алюминиевом картере, крепящемся к фланцу блока двигателя 10-ю болтами. Нижняя часть торца картера сцепления закрыта фланцем усилителя, крепящегося одновременно к блоку двигателя и торцу картера сцепления для обеспечения повышенной жесткости системы блок двигателя - картер сцепления. Центрирование картера сцепления относительно оси коленвала двигателя осуществляется с

помощью 2-х штифтов, запрессованных во фланец блока двигателя и входящих в отверстия на картере сцепления.

Ведущий диск (рис. 110, 111)

Кожух сцепления 9 закреплен на маховике коленчатого вала двигателя шестью центрирующими (специальными) болтами. Усилие нажимной диафрагменной пружины 7 создает необходимую силу трения на поверхностях фрикционных накладок и обеспечивает передачу крутящего момента от маховика через нажимной диск 6, кожух и соединительные пластины 5(рис. 110) на ведомый диск сцепления и первичный вал коробки передач. Нажимная диафрагменная пружина 3(рис. 111) представляет собой тарельчатый усеченный конус, имеющий за счет прорезей в центральной и внутренней части двенадцать лепестков, выполняющих роль рычажков выключения сцепления. Наружная неразрезанная часть внутренним диаметром зажимается между двумя опорными кольцами 2 за счет загибки 12 усиков, выполненных на кожухе. При их загибке нажимная пружина на специальном приспособлении

должна быть зафиксирована в плоском состоянии. Опорные кольца выполняют роль шарнира, относительно которого происходит поворот неразрезанной верхней части диафрагменной пружины при нажатии на концы лепестков. Наружным диаметром диафрагменная нажимная пружина опирается на кольцевой выступ нажимного диска и отжимает нажимной диск в сторону маховика. Соединительные пластины 5 (3 группы по 3 пластины в группе) одним концом приклепаны к выступам нажимного диска, а другим - к кожуху сцепления. С их помощью происходит передача крутящего момента от кожуха на нажимной диск и отвод нажимного диска в сторону от маховика при выключении сцепления.

Ведущий диск балансируется в сборе путем установки на фланец специальных балансировочных грузиков или высверливанием во фланце кожуха на диаметре 273 отверстий диаметром 9 м. Допустимый дисбаланс - не более 10 г-см.

Ведомый диск сцепления (рис. 112) снабжен фрикционным гасителем крутильных колебаний, состоящим из стальной фрикционной шайбы 3, сидящей на лысках ступицы 12 и зажатой между диском 11 и теплоизолирующей шайбой 2. Гашение колебаний происходит благодаря трению между этими деталями при повороте диска с фрикционными накладками относительно ступицы. Постоянство усилия сжатия шайбы, а следовательно, и постоянство момента трения в гасителе

обеспечивается пластинчатой нажимной пружиной, зафиксированной

в канавке ступицы ведомого диска.

Наружный диаметр фрикционной накладки 225 мм, внутренний -

150 мм, толщина накладки 3,5 мм. Размерность шлицев ступицы ведомого диска 4x23x29 мм, число шлиц 10.

В подшипник выключения сцепления и муфту подшипника заложены специальные смазки, не требующие замены в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Особенности эксплуатации и техническое обслуживание сцепления

Долговечность и надежность работы сцепления в большой мере зависит от правильного и умелого пользования им. Для этого необходимо:

- выключать сцепления следует быстро, до упора педали в пол;

- включать сцепление следует плавно, не допуская как броска сцеп-ления.сопровождающегося дерганьем автомобиля, так и замедленного включения с длительной пробуксовкой;

- не держать сцепление выключенным при включенной передаче и работающем двигателе на стоящем автомобиле (на переезде, у светофора и т. п.). Обязательно использовать в таких случаях "нейтраль" в коробке передач и полностью включенное сцепление;

- не держать ногу на педали сцепления при движении автомобиля;

- не использовать пробуксовку сцепления, как способ удержания автомобиля на подъеме;

- трогаться с места на№-й передаче.

В процессе эксплуатации сцепление не требует каких-либо регулировок и специальных видов обслуживания кроме замены фрикционных накладок ведомого диска по мере их износа.

О степени изношенности фрикционных накладок можно судить (при снятом картере сцепления) по расстоянию между маховиком и нажимным диском при включенном сцеплении. Если это расстояние составляет менее 6 мм, то целесообразно снять ведомый диск для осмотра и замены фрикционных накладок. Рекомендуется при этом по возможности заменить ведомый диск в сборе с накладками.