Предыдущая     |         Содержание     |    

ремонт двигателей 4062 и 402

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ двигателей ЗМЗ 402.10 и ЗМЗ 4021.10

ГЕНЕРАТОР

Для питания потребителей и подзарядки аккумуляторной батареи при работающем двигателе на автомобиле установлен генератор 1631.3701 или 192.3771 переменного тока мощностью 900 Вт. Он представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением и встроенным кремниевым выпрямителем БВП34-65-02, работает совместно с регулятором напряжения 13.3702-01. Устройство генератора показано на рис. 143, а электрическая схема на рис. 144. Генератор установлен с правой стороны двигателя на кронштейне.

При техническом обслуживании необходимо произвести проверку крепления генератора, кронштейна генератора, натяжной планки, при необходимости подтянуть.

Произвести проверку щеточного узла генератора, для чего:

- снять щеточный узел с генератора. Очистить щетки от пыли и грязи. Щетки должны быть целыми, без сколов и других дефектов. Щетки должны свободно перемещаться в каналах щеткодержателя под действием пружин. Щетки изношенные до высоты 8 мм подлежат замене новыми типа№. Применять щетки другого типа нельзя. Необходимо проверить усилие пружин щеток, для чего снять крышку щеткодержателя и удалить одну из щеток, установить крышку на место и удерживать ее рукой.

Затем выступающим из щеткодержателя концом щетки надавить на чашку весов. Когда щетка будет выступать из щеткодержателя на 2 мм, заметить показание весов, которое должно быть 180-260 гс. То же повторить со второй щеткой.

При необходимости протереть бензином контактные кольца. В случае их сильного износа или подгорания зачистить или проточить.

Произвести проверку натяжения ремней генератора, для чего:

- нажать большим пальцем (усилие 4 кгс) на ремень между шкивом генератора и шкивом водяного насоса. Каждый ремень должен прогибаться на величину 8-10 мм,

- при необходимости произвести натяжение ремней. Исправность генератора определяется проверкой частоты вращения ротора, при которой достигается напряжение 14,5 В при работе ге-

нератора вхолостую и при полной нагрузке. Проверка производится на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, плавно изменяющего частоту вращения ротора генератора до 3000 мин1, вольтметров, амперметра, реостата, создающего нагрузку до 50 А в цепи генератора, батареи 6-СТ-60-ЭМ и реостата в цепи обмотки возбуждения на 5 А. Для этих целей также можно использовать контрольно-измерительные стенды 532М или Э-242.

Схема соединения генератора для испытания на простейшем стенде показана на рис. 145. Для проверки генератора подать напряжение выключателем 10 и реостатом 9 отрегулировать по вольтметру 8 напряжение 12,5 В. Без нагрузки (выключатель 6 выключен), когда генератор холодный, вольтметр 4 должен показать 14 В при числе оборотов ротора не более 950-1000 об/мин. Затем необходимо включить выключатель 6 и, увеличивая обороты генератора, увеличить нагрузку.

При нагрузке 50 А и напряжении 14 В по вольтметру 4 число оборотов ротора должно быть не более 2100-2200 об/мин. Во время этих испытаний напряжение на выводе "Ш" поддерживать реостатом 9 в пределах 12,5-14 В (по вольтметру 8).

СТАРТЕР

Пуск двигателя осуществляется с помощью стартера СТ230-Б4 с электромагнитным тяговым реле.

Стартер представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением. Питание стартера осуществляется от аккумуляторной батареи.

При повороте ключа выключателя зажигания в положение пуска включается электрическая цепь дополнительного реле типа 711.3747 через контакты которого питание поступает от аккумуляторной батареи в тяговое реле. Якорь тягового реле под воздействием электромаг-

нитного поля двух обмоток реле втягивается и с помощью рычага вводит в зацепление шестерню и в конце хода включает электрическую цепь стартера, одновременно отключив втягивающую обмотку реле.

Устройство стартера показано на рис. 146, а электрическая схема на рис. 139. Стартер установлен с левой стороны двигателя на картере сцепления.

При очередном сезонном обслуживании автомобиля после пробега 100000 км необходимо снять стартер с двигателя и провести его разборку и осмотр. Изношенные детали заменить. Покачивание щеткодержателей не допускается. Щетки в щеткодержателях должны перемещаться свободно, без заеданий. Щетки, изношенные до высоты 6-7 мм следует заменить.

Для проверки щеточных пружин необходимо крышку надеть на вал якоря. Установить щетки на место и проверить динамометром усилие пружин. Усилие должно быть 850-1400 гс в момент отрыва пружины от щетки. Концы щеточных пружин должны нажимать на середину щетки.

Исправность стартера определяют проверкой стартера на холостом ходу.

Для проверки стартера необходимы: низковольтный источник (или хорошо заряженная аккумуляторная батарея), вольтметр постоянного тока со шкалой от 0 до 30 В, амперметр постоянного тока с шунтом до 100 А, тахометр со шкалой до 10000 мин.

Схема включения стартера при испытании показана на рис. 140. Если нет контрольно-испытательного стенда модели Э-242, то зажимают стартер в тиски и соединяют с батареей (зажим стартера соединяют через амперметр с плюсовым, а корпус стартера с минусовым шты-. рем батареи). Для соединения стартера с батареей применяются провода сечением не менее 25-35 мм. Силу тока и частоту вращения вала якоря при испытании на холостом ходу изменяют через 30 с после включения стартера.

Стартер считается выдержавшим испытание, если при напряжении 12 В он потребляет ток не более 85 А и развивает частоту вращения не менее 4000 мин"1.

Рис. 146 Стартер:

1 - крышка со стороны привода; 2 - ось рычага; 3 - рычаг привода; 4 - пружина; 5 - сердечник тягового реле; 6 - удерживающая обмотка; 7 - втягивающая обмотка; 8 - крышка тягового реле; 9 - контактный диск; 10 - щетка; 11 - коллектор; 12 - крышка; 13 - подшипник; 14 - крышка со стороны коллектора; 15 - пружина щетки; 16 - обмотка возбуждения; 17 - корпус; 18 - якорь; 19 - промежуточная опора; 20 - муфта свободного хода; 21 - шестерня; 22 - вал якоря

СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ

Система зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. На двигателе ЗМЗ 402.10 применяется бесконтактная электронная система зажигания, которая состоит из источников электрической энергии, катушки зажигания, транзисторного коммутатора, датчика-распределителя, свечей зажигания, проводов и выключателя зажигания, являющегося одновременно выключателем стартера.

Первичная цепь системы зажигания питается током низкого напряжения от генератора или аккумуляторной батареи.

Для снижения уровня радиопомех, создаваемых системой зажигания, в цепи высокого напряжения включены подавительные сопротивления.

ДАТЧИК-РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Датчик-распределитель 19.3706 представляет собой генератор, который вырабатывает импульсы напряжения для управления транзисторным коммутатором, а также служит для распределения импульсов тока высокого напряжения по свечам. В датчике имеются два автомата для регулирования момента зажигания в зависимости от оборотов и нагрузки двигателя. Устройство датчика-распределителя показано на рис. 147. На автомобиле датчик-распределитель работает совместно с транзисторным коммутатором 131.3734 и катушкой зажигания Б116 или Б116-01.

Перед установкой датчика-распределителя на двигатель необходимо снять крышку датчика-распределителя зажигания и очистить ее от пыли и грязи. Внутреннюю поверхность крышки протереть тканью, смоченной в бензине. Проверить нет ли заедания центрального контакта крышки. Он должен свободно утапливаться в гнезде крышки и возвращаться под действием пружины.

После осмотра крышки установить ее на место и надежно до упора установить провода высокого напряжения к свечам в гнезда крышки. Если провода ненадежно держатся в гнездах, необходимо несколько развести лепестки наконечников. Следует учесть, что возникновение дополнительного искрового промежутка в цепи высокого напряжения из-за неплотной посадки проводов высокого напряжения в гнезда крышки, приводят к выгоранию пластмассы крышки с последующим выходом из строя крышки распределителя или к нарушению нормальной работы двигателя. Зачищать напильником внутренние электроды крышки или токоразносную пластину бегунка нельзя, так как это приведет к увеличению зазоров в высоковольтной цепи и может в дальнейшем произойти пробой пластмассы крышки или бегунка.

Если характеристики автоматов не соответствуют указанным данным датчик-распределитель необходимо заменить или отремонтировать.

После установки датчика-распределителя на двигатель необходимо произвести установку зажигания.

УСТАНОВКА ЗАЖИГАНИЯ

Для установки зажигания необходимо:

- снять крышку распределителя,

- вывернуть свечу первого цилиндра,

-  закрыв пальцем отверстие свечи первого цилиндра, или свернув из бумаги конусный стаканчик и вставив его в отверстие для свечи, повернуть коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала выхода воздуха. Это произойдет в начале хода сжатия,

- убедившись, что сжатие началось, осторожно проворачивать вал двигателя до совпадения указателя со второй меткой на шкиве коленчатого вала (см. рис. 60),

- убедиться, что бегунок стоит против внутреннего контакта крышки, соединенного с проводом, идущим к свече первого цилиндра,

- установить шкалу октан-корректора на нулевое деление,

- ослабить болт крепления распределителя к пластине октан-корректора (он находится на нижней части корпуса распределителя) и повернуть корпус датчика-распределителя до совмещения красной риски на роторе и стрелки на статоре (см. рис. 148) датчика-распределителя,

-  удерживая корпус распределителя от проворачивания, затянуть болт крепления распределителя, поставить крышку на место,

- проверить правильность присоединения проводов от свечей, начи-

Частота вращения валика датчика, мин1

300

850

1250

1750 и выше

Угол опережения по валику датчика, град.

Разряжение, кПа (мм. рт. ст.)

Угол опережения по валику датчика, град.

0,5-3 8(60)

002

9,5-11,5 16(

4,5

12-14 !б0)

-6,5

15-18 26,7(200) и выше

8-10

Смазать фильц 16 оси ротора датчика-распределителя (3-4 капли моторного масла). Для смазки необходимо снять бегунок.

Исправность датчика-распределителя необходимо проводить на стенде модели К295, К297 или СПЗ-8.

Провода должны быть присоединены в порядке 1, 2, 4, 3 считая против часовой стрелки (см. рис. 149).

После каждой установки зажигания, а также смены сорта топлива следует уточнить установку момента зажигания прослушивая работу двигателя при движении автомобиля. Доводку установки зажигания надо делать октан-корректором, не ослабляя болта крепления корпуса датчика-распределителя. При повороте корпуса датчика-распределителя по часовой стрелке установка зажигания будет более ранней, против часовой стрелки - более поздней.