Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

рулевые механизмы с гидроусилителем

ter>

УХОД ЗА РУЛЕВЫМИ ТЯГАМИ И ШАРНИРАМИ

В процессе эксплуатации, в случае замены уплотнителей шарниров, добавления в них смазки и т.п., требуется проведение регулировки шарниров.

Регулировку двух крайних шарниров производить в следующем порядке. Завернуть заглушку до упора, отвернуть ее на один оборот и далее до первого совмещения прорези заглушки с отверстием в корпусе и зашплинтовать.

Регулировку трех средних шарниров рулевых тяг и одного шарнира маятникового рычага производить в следующем порядке. Завернуть заглушку до упора, отвернуть ее на пол-оборота и далее до первого положения,в котором шарнир можно зашплинтовать. Гайки шаровых пальцев и гайки пальца маятникового рычага следует затягивать в следующем порядке: гайку затянуть предварительно моментом 4-5 даН*м (4-5 кгс*м), а затем дотянуть до ближайшего совпадения прорези гайки с отверстием под шплинт пальца и зашплинтовать. Дотягивание гайки более чем на одну прорезь, а также отвертывание гайки для совмещения прорези с отверстием в пальце не допускается.

Проверку затяжки шплинтованных гаек производить не вынимая шплинта. Если требуется подтяжка, расшплинтовать гайку, затянуть требуемым моментом и зашплинтовать.

Через каждые 5000 км пробега проверить внешним осмотром отсутствие следов механических повреждений тяг и рычагов и состояние уплотнителей шарниров рулевых тяг. Разрывы уплотнителей, подтекание смазки не допускаются.

Для замены уплотнителей с помощью приспособлений, указанныхв разделе Ремонт выпрессовать шаровые пальцы шарнира из гнезд и заменить уплотнители. Установить пальцы в гнезда, затянуть гайки пальцев моментом 40-50 Н*м (4-5 кгс*см) и проверить состояние стяжного хомута. Если зазор А между стянутыми губками меньше 1 мм, хомут заменить(рис. 9)
  • проверить затяжку гайки пальца маятникового рычага моментом М = 40-50 Н*м (4-5 кгс*м), при необходимости подтянуть. Убедиться в отсутствии проворачивания опорной шайбы относительно гайки при поворотеруля влево-вправо;
  • проверить люфт шарниров рулевых тяг.
В эксплуатации могут иметь место две разновидности люфта в шарнирах рулевых тяг:

  1. Люфт хвостовика шарового пальца в коническом гнезде бобышки рулевой тяги.
  2. Рис.
    Рис. 9. Определение годности стяжного хомута

    Люфт обнаруживается при энергичном покачивании рулевого колеса вправо-влево. При отсутствии деформации и износа конического гнездатяги и хвостовика шарового пальца этот люфт устраняется подтяжкой гайки крепления шарнира рекомендованным моментом. В противном случае следует заменить шарнир и тягу.

  3. Люфт, обусловленный износом сферических поверхностей шарового пальца и корпуса шарнира. Этот вид люфта можно выявить при энергичном покачивании рулевой тяги вдоль оси шарового пальца (с усилием около 20кгс), приложив пальцы к шарниру и бобышке тяги, как показано на рис. 10.
В случае заметного люфта шарниров нужно определить степень их износа, для чего расшплинтовать резьбовую заглушку, завернуть ее в корпус до упора и измерить величину утопания заглушки относительно торца корпуса(расстояние А на рис. 11 слева). Если утопание менее 5,5 мм, то шарнир пригоден к дальнейшей эксплуатации и нуждается лишь в регулировке.

Если утопание превышает 5,5 мм, вывернуть заглушку, вынуть пружину, опорную пяту и измерить расстояние В от малой сферы пальца до торца корпуса (рис. 11 справа). Если оно превышает или равно 16 мм, то поставить новый шарнир или новые шаровой палец и корпус шарнира.

Если расстояние В не превышает 16 мм, то промыть детали шарнира, собрать его, заложить свежую смазку и отрегулировать. Смазка должна находиться не только между заглушкой и шаровым пальцем, но и между пальцеми уплотнителем.

Через каждые 20 000 км пробега:добавить смазку в шарниры рулевых тяг.
    Добавку смазки в шарниры следует производить без снятия рулевых тяг с автомобиля, для чего:

  1. Очистить шарнир от грязи.
  2. Расшплинтовать, вывернуть заглушку, вынуть опорную пяту и пружину.
  3. Заложить в корпус шарнира 2-3 см3 рекомендованной смазки ЛИТОЛ-24, для чего:
    • нажать на конец тяги около смазываемого шарнира вверх,чтобы между шаровым пальцем и опорной поверхностью корпуса шарнира образовалсязазор (рис. 12 А), завернуть заглушку до упора (рис. 12 В). При этом смазкапройдет под уплотнитель шарнира;
    • вывернуть заглушку.
    Рис.
    Рис.10. Проверка люфтов в шарнирах рулевых тяг

    Рис.
    Рис. 11. Проверка износа шарового шарнира:
    Слева - предварительная; справа -окончательная; А- не более 0,5 мм; В - не более 16 мм

  4. Установить на место опорную пяту и пружину, завернуть заглушку и отрегулировать шарнир, как указано выше.
  5. Зашплинтовать заглушку.
Через каждые 60 000 км пробега добавить смазку в кронштейн маятникового рычага, для чего:
  • снять правое колесо;
  • расшплинтовать и отвернуть гайку пальца маятникового рычага;
  • отсоединить болты крепления кронштейна маятникового рычага;
  • снять кронштейн с оси;
  • заложить графитовую смазку УСсА в кронштейн. Надеть кронштейн на ось, установить на место, затянуть болты крепления кронштейнаМ = 50-62 Н*м (5-6,2 кгс*см), установить опорную шайбу, гайку и затянуть ее моментом М = 40-50 Н*м (4-5 кгс*см), зашплинтовать.
Рис.
Рис.12. Заполнение шарнира смазкой