Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

рулевые механизмы с гидроусилителем

ter>

НАСОС РУЛЕВОГО ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ

В систему рулевого гидроусилителя устанавливается насоспластинчатого типа двухкратного действия, предназначенный для нагнетанияпод давлением рабочей жидкости в рулевой механизм.

Насос гидроусилителя (рис. 35) работает постоянно приработающем двигателе.

Он состоит из корпуса 1, крышки 2, вала шкива 3, вращающегося на установленном в корпус подшипнике 4, неподвижного статора 5, установленного на шлицевой конец вала шкива ротора 6 с подвижными пластинками 7, расположенными в его радиальных пазах ротора, распределительного диска 8 и шкива 9, навинчиваемог она наружный резьбовой конец шлицевого вала шкива. Статор расположен между корпусом и крышкой, стянутыми между собой двумя болтами 10.

Крышка насоса имеет два резьбовых отверстия для присоединенияк насосу нагнетательного и всасывающего шлангов. В центральном цилиндрическомотверстии крышки расположены встроенные клапаны: клапан расхода и предохранительныйклапан. Клапан расхода ограничивает количество рабочей жидкости подаваемойв нагнетательную магистраль за единицу времени при увеличении числа оборотоввращения вала шкива. Клапан расхода состоит из полого цилиндрического золотника11 с узким и широким уплотнительными буртиками и пружины 12, поджимающейзолотник к распределительному диску. Предохранительный клапан ограничивает повышение давления в гидросистеме рулевого усилителя свыше 9 МПа (90 кгс/см2)и расположен внутри золотника клапана расхода. Он состоит из седла 13,ввернутого в золотник, пружины 14, упора 15, шарика 16 и регулировочных прокладок 17.

Пружина через упор прижимает шарик к седлу, закрывая выход масла через отверстие в седле из нагнетательной магистрали во всасывающиеканалы. Работает насос следующим образом. Рабочая жидкость через сверленияВ в крышке и отверстие Г в распределительном диске, образующие каналы всасывания, поступает к полостям всасывания Д, которые в свою очередь образованы выемкамина торцевых поверхностях корпуса и распределительного диска. Упомянутые выемки, соединенные между собой отверстиями Е в статоре, дают возможностьпоступать рабочей жидкости в полости всасывания с обеих сторон ротора.Пластинки при вращении ротора, прижимаясь к криволинейной поверхности статорацентробежными силами и давлением жидкости, переносят жидкость из полостейвсасывания в полости нагнетания Ж, выполненные в виде выемок в распределительномдиске, откуда она через сквозные отверстия 3 в распределительном дискепоступает в полость высокого давления И, находящуюся между распределительнымдиском и крышкой насоса.

Далее рабочая жидкость через калиброванное отверстие(дроссель) К из полости высокого давления поступает в нагнетательную магистральЛ. Жидкость проходя через калиброванное отверстие из полости высокого давленияв нагнетательную магистраль дросселируется, поэтому давление нагнетательной магистрали всегда меньше чем в полости высокого давления. Разность между этими давлениями зависит от расхода жидкости, проходящей через калиброванное отверстие, Имеющиеся в крышке сверления М соединяют полость, расположенную между золотником и болт-заглушкой, с нагнетательной магистралью. Такимобразом, на золотник клапана расхода действует сила, обусловленная упомянутой разностью давлений, действующих с противоположных сторон золотника, и силасжатой пружины 12. При малых оборотах шкива насоса и, соответственно, прималых расходах жидкости через калиброванные отверстия сила пружины, действующая на золотник больше силы, действующей на золотник в противоположную сторонуи обусловленной разностью давлений, действующих в полости высокого давленияи нагнетательной магистрали, поэтому золотник прижат к распределительному диску. В этом положении золотника его узкий уплотнительный буртик отделяет полость высокого давления от канала всасывания.

Рис.
Рис. 35. Насос рулевого гидроусилителя
1 - корпус; 2 - крышка; 3 - вал шкива; 4 - подшипник;5 - статор; 6 - ротор; 7 - пластина; 8 - распределительный диск; 9 - шкив;10 - болт; 11 • золотник клапана расхода; 12 - пружины; 13 - седло; 14- пружина; 15 - упор; 16 - шарик; 17 - прокладка В, Г, Е - каналы всасывания,Д • полости всасывания; Ж - полости нагнетания; 3 - сквозные отверстияраспределительного диска; И - полость высокого давления; К - дроссель;Л - нагнетательная магистраль; М - соединительный канал

Каналы всасывания от нагнетательной магистрали отделенышироким уплотнительным буртиком золотника. При увеличении числа оборотовшкива, как только расход жидкости через калиброванное отверстие превыситзаданный, усилие, действующее на золотник вызванное разностью давленийв полости высокого давления и в нагнетательной магистрали, превысит силусжатия пружины и сдвинет золотник в сторону болт-заглушки так, что узкийуплотнительный буртик золотника окажется в зоне канала всасывания В. Врезультате такого смещения золотника жидкость из полости высокого давлениябудет поступать через каналы всасывания в полости всасывания, а расходжидкости в нагнетательную магистраль через калиброванное отверстие значительноснизится. После снижения расхода разность между давлениями в полости высокогодавления и нагнетательной магистрали уменьшится и пружина сдвинет золотникк распределительному диску.

Периодически перемещаясь в ту или иную сторону, золотникподдерживает в заданных пределах подачу жидкости в нагнетательную магистральпри разных оборотах шкива.

Как только давление в нагнетательной магистрали начинаетпревышать максимально допустимое значение, шарик предохранительного клапанасжимает пружину, открывая отверстие в седле, и через сквозные радиальныеотверстия в золотнике клапана расхода нагнетательная магистраль соединитсяс каналами всасывания, и тем самым ограничится дальнейший рост давленияв гидросистеме.