рулевые механизмы с гидроусилителем
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
В процессе эксплуатации для удаления воздуха из гидросистемы после устранения неисправностей, приведших к нарушению герметичности, и после замены бачка или масла производится прокачка гидросистемы.Наличие воздуха в гидросистеме характеризуется эффектом подклинивания рулевого колеса при резком изменении направления его вращения, скачкообразным изменением усилия на рулевом колесе при повороте направо, помутневшим маслом и наличием масла в бачке, а также повышенной шумностью работы гидросистемы.
Прокачку гидросистемы рекомендуется проводить при вывешенных передних колесах. Перед прокачкой необходимо:
- очистить от грязи и пыли клапан прокачки, расположенный на верхней крышке рулевого механизма, и снять резиновый колпачок;
- надеть на клапан прокачки прозрачную пластмассовую трубку с внутренним диаметром 6,5 мм и погрузить свободный конец трубки в масляный бачок до его касания фильтрующего элемента.
- повернуть рулевое колесо в крайнее левое положение до упора;
- отвернуть клапан прокачки на 1/3 - 1/2 оборота;
- повернуть рулевое колесо в крайнее правое положение до упора и, удерживая его в этом положении, завернуть клапан прокачки;
- продолжать выполнение этих четырех операций в приведенной последовательности, пока по трубке не будет перетекать масло без пузырьков воздуха;
- по окончании прокачки завернуть клапан, снять трубку;
- долить в бачок масло до требуемого уровня, ввернуть пробку масляного бачка в горловину;
- поставить автомобиль на передние колеса;
- запустить двигатель и повернуть рулевое колесо 2-3 раза из одного крайнего положения в другое;
- заглушить двигатель и приоткрыть клапан прокачки на 1/3 • 1 /2 оборота; после выхода остатков воздуха через клапан прокачки с характерным шипом и появлением в нем масла немедленно закрыть и окончательно затянуть клапан прокачки;
- протереть насухо головку клапана прокачки и надеть резиновый колпачок.
Перед каждым выездом:
- проверить уровень масла в бачке гидроусилителя, который должен находиться между метками max и min на щупе пробки;
- проверить работоспособность гидроусилителя: усилие для поворота управляемых колес при работающем гидроусилителе должно быть значительно ниже, чем при неработающем;
- после проверки работоспособности гидроусилителя еще раз убедитесь в герметичности гидросистемы по сохранению уровня масла в бачке и отсутствию течей масла из узлов гидроусилителя.
Через каждые 5000 км:
Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня.
Для автомобиля с двигателем ЗМЗ-4062.10
Насос рулевого усилителя приводится в действие общим ремнем привода вспомогательных агрегатов ( рис.28 ), натяжение которого осуществляется перемещением натяжного ролика путем вращения болта перемещения А при ослабленном болте крепления Б. Прогиб В ремня при усилии 70...90 Н (7...9 кгс), замеренный в середине участка Г, должен быть в пределах 15 ± 1 мм. Использовать измерительный калибр 24-Ф-73595.
Для автомобиля с двигателем ЗМЗ-402.10
Натяжение ремня привода насоса производится перемещением подвижного кронштейна 1 ( рис.30 ) вместе с насосом по пазу планки 2.
Для проведения регулировки необходимо:
- ослабить болт 4 крепления насоса к планке и болт 3 крепления подвижного кронштейна;
- переместить подвижный кронштейн вместе с насосом вдоль планки в положение, обеспечивающее требуемое натяжения ремня;
- затянуть болты крепления насоса и подвижного кронштейна;
- убедитесь в правильности проведённой регулировки, замерив прогиб ремня,
Через каждые 20 000 км:
Проверить и при необходимости подтянуть моментом 5...6 ДаН*м (5...6 кгс*м) болты крепления рулевого механизма к лонжерону;
Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в зубчатом зацеплении для чего:
- убедиться в отсутствии люфтов в карданном шарнире рулевого вала и в шарнирах рулевой трапеции;
- при неработающем двигателе проверить свободный ход рулевого колеса.
- установить рулевое колесо в положение прямолинейного движения;
- отвернуть контргайку 21 (рис.31);
- вращением специальным ключом регулировочного винта 7 против часовой стрелки установить свободный ход рулевого колеса в пределах 5...25 мм;
- затянуть контргайку, удерживая регулировочный винт от проворачивания.
Для определения свободного хода рулевого колеса необходимо поставить автомобиль на ровную горизонтальную площадку, подвести к плоской части бортовой закраины колеса на уровне оси его вращения индикатор и определить с помощью линейки перемещение любой точки на ободе рулевого колеса с момента отклонения стрелки индикатора при вращении рулевого колеса сначала в одну сторону до момента отклонения стрелки при вращении рулевого колеса в противоположную сторону.
Через каждые 100 000 км (но не реже 1 раза в 2 года) производить замену бачка из-за предельного состояния картонного фильтрующего элемента.
Замена бачка производится в следующей последовательности:
- вывернуть болт из хомута кронштейна крепления бачка;
- вынуть бачок из кронштейна;
- вывернуть пробку из бачка;
- слить масло из бачка в предназначенную для этого емкость;
- ослабить хомуты крепления шлангов к патрубкам бачка и, отсоединяя поочередно шланги от старого бачка, также поочередно присоединить их к соответствующим патрубкам нового бачка, затягивая при этом хомуты крепления шлангов;
- поставить новый бачок в хомут кронштейна и закрепить бачок ранее вывернутым болтом;
- вывернуть пробку из установленного в кронштейн нового бачка и заполнить бачок маслом до требуемого уровня;
- прокачать гидросистему.
Замену масла необходимо производить при неработающем двигателе.
Последовательность операций при замене масла:
- отвернуть пробку бачка;
- отсоединить от бачка конец сливного шланга 13 (рис.29) и слить масло из бачка и шланга в предназначенную для этого емкость;
- закрепить свободный конец сливного шланга выше уровня рулевого механизма;
- отсоединить нагнетательный шланг 12 от насоса и слить масло из насоса и шланга в емкость;
- опустить свободные концы сливного и нагнетательного шлангов в емкость для слива масла и опустить её ниже уровня рулевого механизма. Во избежание попадания сливаемого масла обратно в механизм, концы шлангов в емкости должны быть выше уровня масла;
- вращая рулевое колесо из крайнего левого в крайнее правое положение и обратно, выгнать масло из рулевого механизма;
- присоединить шланги к бачку и насосу;
- заполнить систему свежим маслом;
- прокачать гидросистему рулевого усилителя.