Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

рулевые механизмы с гидроусилителем

NTER>

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

В процессе эксплуатации для удаления воздуха из гидросистемы после устранения неисправностей, приведших к нарушению герметичности, и после замены бачка или масла производится прокачка гидросистемы.

Наличие воздуха в гидросистеме характеризуется эффектом подклинивания рулевого колеса при резком изменении направления его вращения, скачкообразным изменением усилия на рулевом колесе при повороте направо, помутневшим маслом и наличием масла в бачке, а также повышенной шумностью работы гидросистемы.

Прокачку гидросистемы рекомендуется проводить при вывешенных передних колесах. Перед прокачкой необходимо:
  • очистить от грязи и пыли клапан прокачки, расположенный на верхней крышке рулевого механизма, и снять резиновый колпачок;
  • надеть на клапан прокачки прозрачную пластмассовую трубку с внутренним диаметром 6,5 мм и погрузить свободный конец трубки в масляный бачок до его касания фильтрующего элемента.
Порядок прокачки (проводится при неработающем двигателе):
  • повернуть рулевое колесо в крайнее левое положение до упора;
  • отвернуть клапан прокачки на 1/3 - 1/2 оборота;
  • повернуть рулевое колесо в крайнее правое положение до упора и, удерживая его в этом положении, завернуть клапан прокачки;
  • продолжать выполнение этих четырех операций в приведенной последовательности, пока по трубке не будет перетекать масло без пузырьков воздуха;
  • по окончании прокачки завернуть клапан, снять трубку;
  • долить в бачок масло до требуемого уровня, ввернуть пробку масляного бачка в горловину;
  • поставить автомобиль на передние колеса;
  • запустить двигатель и повернуть рулевое колесо 2-3 раза из одного крайнего положения в другое;
  • заглушить двигатель и приоткрыть клапан прокачки на 1/3 • 1 /2 оборота;
  • после выхода остатков воздуха через клапан прокачки с характерным шипом и появлением в нем масла немедленно закрыть и окончательно затянуть клапан прокачки;

  • протереть насухо головку клапана прокачки и надеть резиновый колпачок.
В процессе прокачки следует своевременно доливать масло в бачок, не допуская оголения погруженного в масло конца трубки, а по окончании прокачки восстановить требуемый уровень масла в бачке.

Перед каждым выездом:

- проверить уровень масла в бачке гидроусилителя, который должен находиться между метками max и min на щупе пробки;

- проверить работоспособность гидроусилителя: усилие для поворота управляемых колес при работающем гидроусилителе должно быть значительно ниже, чем при неработающем;

- после проверки работоспособности гидроусилителя еще раз убедитесь в герметичности гидросистемы по сохранению уровня масла в бачке и отсутствию течей масла из узлов гидроусилителя.

Через каждые 5000 км:

Проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремня.

Для автомобиля с двигателем ЗМЗ-4062.10

Насос рулевого усилителя приводится в действие общим ремнем привода вспомогательных агрегатов ( рис.28 ), натяжение которого осуществляется перемещением натяжного ролика путем вращения болта перемещения А при ослабленном болте крепления Б. Прогиб В ремня при усилии 70...90 Н (7...9 кгс), замеренный в середине участка Г, должен быть в пределах 15 ± 1 мм. Использовать измерительный калибр 24-Ф-73595.

Для автомобиля с двигателем ЗМЗ-402.10

Натяжение ремня привода насоса производится перемещением подвижного кронштейна 1 ( рис.30 ) вместе с насосом по пазу планки 2.

Для проведения регулировки необходимо:
  • ослабить болт 4 крепления насоса к планке и болт 3 крепления подвижного кронштейна;
  • переместить подвижный кронштейн вместе с насосом вдоль планки в положение, обеспечивающее требуемое натяжения ремня;
  • затянуть болты крепления насоса и подвижного кронштейна;
  • убедитесь в правильности проведённой регулировки, замерив прогиб ремня,
Прогиб ремня А привода насоса гидроусилителя при приложении усилия в 40 ± 2 Н (4 ± 0,2 кгс) в середине ветви Б между шкивами насоса гидроусилителя и шкива коленвала должен быть в пределах 8... 10 мм.

Через каждые 20 000 км:

Проверить и при необходимости подтянуть моментом 5...6 ДаН*м (5...6 кгс*м) болты крепления рулевого механизма к лонжерону;

Проверить и при необходимости отрегулировать зазоры в зубчатом зацеплении для чего:
  • убедиться в отсутствии люфтов в карданном шарнире рулевого вала и в шарнирах рулевой трапеции;
  • при неработающем двигателе проверить свободный ход рулевого колеса.
Если свободный ход рулевого колеса при неработающем двигателе превышает 25 мм, необходимо произвести регулировку зацепления гайка - поршень - зубчатый сектор, для чего:
  • установить рулевое колесо в положение прямолинейного движения;
  • отвернуть контргайку 21 (рис.31);
  • вращением специальным ключом регулировочного винта 7 против часовой стрелки установить свободный ход рулевого колеса в пределах 5...25 мм;
  • затянуть контргайку, удерживая регулировочный винт от проворачивания.
Правильность проведенной регулировки обязательно следует проверить на ходу автомобиля. Если самовозврат передних колес при вы ходе из поворота стал вялым, необходимо повернуть регулировочный винт на 15°...30° по часовой стрелке и повторно проверить на ходу самовозврат колес. При необходимости повернуть на больший угол до; получения удовлетворительного самовозврата колес.

Примечание

Для определения свободного хода рулевого колеса необходимо поставить автомобиль на ровную горизонтальную площадку, подвести к плоской части бортовой закраины колеса на уровне оси его вращения индикатор и определить с помощью линейки перемещение любой точки на ободе рулевого колеса с момента отклонения стрелки индикатора при вращении рулевого колеса сначала в одну сторону до момента отклонения стрелки при вращении рулевого колеса в противоположную сторону.

Через каждые 100 000 км (но не реже 1 раза в 2 года) производить замену бачка из-за предельного состояния картонного фильтрующего элемента.

Замена бачка производится в следующей последовательности:
  • вывернуть болт из хомута кронштейна крепления бачка;
  • вынуть бачок из кронштейна;
  • вывернуть пробку из бачка;
  • слить масло из бачка в предназначенную для этого емкость;
  • ослабить хомуты крепления шлангов к патрубкам бачка и, отсоединяя поочередно шланги от старого бачка, также поочередно присоединить их к соответствующим патрубкам нового бачка, затягивая при этом хомуты крепления шлангов;
  • поставить новый бачок в хомут кронштейна и закрепить бачок ранее вывернутым болтом;
  • вывернуть пробку из установленного в кронштейн нового бачка и заполнить бачок маслом до требуемого уровня;
  • прокачать гидросистему.
Через каждые 5 лет производить замену масла в гидросистеме рулевого усилителя.

Замену масла необходимо производить при неработающем двигателе.

Последовательность операций при замене масла:
  • отвернуть пробку бачка;
  • отсоединить от бачка конец сливного шланга 13 (рис.29) и слить масло из бачка и шланга в предназначенную для этого емкость;
  • закрепить свободный конец сливного шланга выше уровня рулевого механизма;
  • отсоединить нагнетательный шланг 12 от насоса и слить масло из насоса и шланга в емкость;
  • опустить свободные концы сливного и нагнетательного шлангов в емкость для слива масла и опустить её ниже уровня рулевого механизма. Во избежание попадания сливаемого масла обратно в механизм, концы шлангов в емкости должны быть выше уровня масла;
  • вращая рулевое колесо из крайнего левого в крайнее правое положение и обратно, выгнать масло из рулевого механизма;
  • присоединить шланги к бачку и насосу;
  • заполнить систему свежим маслом;
  • прокачать гидросистему рулевого усилителя.