Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

рулевые механизмы с гидроусилителем

ter>

РУЛЕВОЙ МЕХАНИЗМ


Рулевой механизм (рис. 1) типа глобоидальный червяк -трехгребневый ролик смонтирован в литом алюминиевом картере 7 и установлен на наружной стороне левого лонжерона рамы автомобиля, сзади управляемых колес. Передаточное число рулевого механизма 19,1.

Рабочая пара механизма состоит из червяка 1 б, напрессованного на вал 21 и вращающегося на двух конических роликовых подшипниках 17 и 15, и трехгребневого ролика 9, установленного в головке вала сошки. Наружное кольцо верхнего подшипника запрессовано в гнездо картера до упора в бурт верхней крышки 12. Наружное кольцо нижнего подшипника установлено со скользящей посадкой в картере и поджато нижней крышкой 19, что позволяет производить регулировку предварительного натяга подшипников с помощью набора прокладок 14. Регулировка должна обеспечивать момент вращения вала, равный 40-80 Н • см (4-8 кгс • см). Зазор в подшипниках недопустим, в эксплуатации он устраняется снятием соответствующего числа регулировочных прокладок из-под крышки 19. Вал червяка при выходе из верхней крышки 12 уплотняется резиновой манжетой, запрессованной в эту крышку.

Вал сошки вращается в двух бронзовых втулках 8, запрессованных в картер, и роликовом радиальном подшипнике 5, запрессованном в боковую крышку 20. В головке вала сошки трехгребневый ролик 9 вращается на двух шариковых подшипниках. От продольных перемещений вал сошки удерживается регулировочным винтом 3. Ролик с червяком должны находиться в беззазорном зацеплении, которое осуществляется перемещением вала сошки с роликом относительно червяка с помощью регулировочного винта 2. Положение вала фиксируется колпачковой контргайкой 3, шайбой-звездочкой 1 и штифтом 4.

Нижний конец вала сошки, уплотняемый резиновой манжетой 10, имеет шлицевый конус для посадки сошки 11 и резьбовой хвостовик для крепления сошки гайкой с пружинной шайбой. При вращении рулевого вала ролик 9 перемещается по нитке червяка и поворачивает вал вместе с сошкой. Поворот вала ограничивается упором опорных пят сошки в стенку лонжерона.

Центральный гребень ролика при езде по прямой находится в зацеплении с винтовой ниткой червяка в плоскости его симметрии. В правильно отрегулированном механизме при повороте рулевого колеса влево и вправо от среднего положения на 100° осуществляется беззазорное зацепление ролика с червяком. Момент поворота червяка в зоне среднего положения 250 Н*см (25 кгс*см). По мере поворота червяка влево или вправо от среднего положения эта нагрузка плавно снижается к краям беззазорной зоны до момента 80 Н*см (8 кгс*см). При повороте рулевого колеса за пределы беззазорной зоны между роликом и червяком возникает и постепенно увеличивается зазор, который при переезде неровностей может вызвать стук в механизме, не оказывающий вредного воздействия на эксплуатационные качества узла и не являющийся браковочным признаком.

Симметричность зоны беззазорного зацепления обеспечивается совпадением осей симметрии червяка с роликом и достигается путем подбора толщины пакета прокладок 16 (1-3 шт.) под верхней крышкой 12.

При вращении рулевого колеса ролик перемещается по нитке червяка и поворачивает вал вместе с сошкой 13 на угол 90° от упора до упора сошки в лонжерон.

Середина этого угла поворота сошки соответствует среднему положению червячной пары в беззазорном зацеплении или движению автомобиля по прямой.

Беззазорное зацепление червяка и ролика при движении автомобиля по прямой и направлениях близких к ней, совершенно необходимо для больших скоростей, требующих точного руля и обеспечения долговечности узла в эксплуатации. Первоначальное смещение геометрической оси ролика вверх относительно оси червяка на 6-6,5 мм позволяет производить устранение повышенного зазора в зацеплении по мере износа червячной пары путем перемещения вала сошки в сторону червяка регулировочным; винтом 2, в проточке которого вращается буртик носка вала сошки.

Рис.
Рис. 1. Рулевой механизм:
1 - стопорная шайба; 2 - регулировочный винт, 3 - колпачковая гайка; 4 - штифт; 5 - роликовый подшипник, 6 - пробка наличного отверстия; 7 - картер; 8 - втулки; 9 - трехгребне-вый ролик; 10 - манжета; 11 - вал сошки, 12 - верхняя крышка; 13 - сошка; 14 - регулировоч иые прокладки, 15 - верхний подшипник червяка, 16 - червяк; 17 - нижний подшипник червяка; 18 - болт сливного отверстия, 19 - нижняя крышка, 20 - боковая крышка, 21 - нижний вал; 22 - вкладыш уплотнителя, 23 - уплотнитель, 24 - карданный шарнир; 25 - клин крепления карданного шарнира к валу рулевой колонки; 26 - болты крепления рулевого механизма