Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ИЖ-350

УХОД ЗА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕМ

Генератор. Уход за генератором в основном   сводится к наблюдению за состоянием коллекторной группы и крепления проводов. Коллектор якоря   должен   быть   чист   от пыли и масла.

Допускается чистка коллектора тонкой стеклянной (но не наждачной) шкуркой. При значительном износе коллектора в местах касания щеток (это обычно наступает после 8-1О т. км.) допускается проточка коллектора с последующей котировкой его рабочей поверхности.

Щетки при износе более 2/3 от их первоначальной дли: до необходимо заменять новыми. Пружинки щеток, при утере их упругих свойств, следует заменить.

Все провода генератора должны быть надежно закреплены на своих местах и обязательно хорошо изолированы друг от друга.

При капитальной переборке двигателя генератор должен быть снят и все его части очищены ог пыли и масла и, только после этого, установлены на место. При этом допускается кратковременная промывка частей генератора в чистом бензине, с обязательной последующей просушкой при температуре 50—60° С.

Общий осмотр генератора рекомендуется делать через каждые 4-г5 тыс. км. пробега мотоцикла.

Установленный на крышке генератора прерыватель подвергается проверке в чистке одновременно с генератором. При осмотре необходимо проверить легкость вращения молоточка на его оси и если необходимо зачистить контакты тонким надфилем. Если имеет место значительный износ ползунка молоточка, то весь молоточек заменяется новым. При сборке ось молоточка и смазочный фетр смазываются одной-двумя каплями костяного или вазелинового масла. Зазор между контактами прерывателя при поднятом молоточке должен быть установлен в пределах 0,5-0,6 мм.

Кулачек прерывателя должен быть подвижным в пределах 13°-15°. С внутренней стороны он так же должен быть смазан несколькими каплями масла.

Аккумулятор. Ежемесячно аккумулятор следует снимать с мотоцикла и проверять его состояние. Прежде всего обращается внимание на достаточность электролита, уровень которого должен быть выше пластин на 10-12 мм. Испарившуюся часть электролита следует компенсировать добавлением дистиллированной воды. Если произошла значительная утечка, то доливать следует электролитом той же плотности, какую имеет электролит, содержащийся в банке аккумулятора. Электролит, просочившийся на поверхность аккумулятора, следует немедленно удалять, т. к. это вызывает са-мрразряд батареи и появление кристаллических осадков 8а контактах. При обнаружении такого явления необходимо выявить причину этого и обязательно устранить. Просачивание электролита может быть по причине не полной затяжки пробки или повреждения прокладки.

  При наличии щели в заливочной гудронной массе, последняя заделывается горячим паяльником или просто горячей железной полоской.

Все кристаллические отложения на выводах и клеммах  надо удалять и зачищать до металлического блеска. Рекомендуется общую очистку аккумулятора делать тряпкой, смоченной в растворе нашатыря.

После чистки аккумулятор собирается, при этом все клеммовые соединения смазываются растопленным парафином (но не стеарином), или техническим вазелином или солидолом. Отверстия в пробках должны быть прочищены для выхода газов.

При продолжительной стоянке аккумулятор раз в месяц обязательно подзаряжается от источника постоянного тока.

При длительном хранении (более 3-х месяцев), аккумулятор рекомендуется полностью разрядить через лампу заднего фонаря, вылить электролит, прополоскать 4-5 раз в дистиллированной воде, хорошо просушить и, завернув пробки, поставить в сухое, прохладное место.

Необходимо помнить, что даже короткие замыкания контактов аккумулятора, что часто практикуется неопытными водителями для определения его состояния, губительно отражаются на работоспособности батареи.

Батареи выпускаются с завода в сухом, разряженной состоянии и до пуска в эксплуатацию должны быть залиты раствором аккумуляторной серной кислоты удельного веса 1,120 (или 16° по БОМЭ) с температурой 20-25°С. Приготовляется электролит путем вливания аккумуляторной серной кислоты в дистиллированную или чистую дождевую, собранную непосредственно в стеклянную посуду, воду. Необходимо кислоту вливать в воду, а не наоборот, во избежание сильного разбрызгивания.

Первый заряд начинается через 2+3 часа после заливки элементов электролитом и проводится силой тока в 1 ампер.

По достижении напряжения, 2,3-4-2,42 вольта на элемент сила тока снижается до 0,5 ампера.

Этим током заряд аккумулятора доводится до конца. Продолжительность первого заряда составляет, примерно, 35 часов.

Признаками конца зарядки являются:

а)  обильное выделение газа (кипение) во всех элементах.

б)  постоянство   напряжения   на   полюсах   элементов   в продолжении 2-х часов;

в)  постоянство   плотности   электролита   в   течение   2-х часов.

При зарядке температура электролита не должна быть выше 45°С, в противном случае следует сделать перерыв для его охлаждения до 30-35°С и лишь после этого продолжать заряд.

После проведения первого заряда рекомендуется батарее, до постановки ее на машину, дать 1+2 тренировочных разряд-заряда, при чем разряд ведется через лампочку заднего фонаря. В случае крайней необходимости, батарея может быть установлена на машину после проведения только первого заряда. В этом случае плотность электролита доводят до 1,280 + 0,005 (31-: 32° по БОМЭ) при температуре+ЗО0 методом, изложенным ниже.

Примерная продолжительность второго и последующих зарядов 24 часа. В конце второго и последующих зарядов плотность электролита во всех элементах доводится до. 1,280+0,005 (31+32° по БОМЭ). Для этого в элементы доливают или воду, или кислоту уд. веса 1,40 (42° по БОМЭ) в зависимости от того, нужно ли понизить или повысить плотность электролита. По истечении 15+20 минут проверяют плотность электролита и если она не равна 1,280+-0,005, то следует повторить снова. Как правило, доливать в элементы кислоту следует только в случаях проливания или расплескивания электролита, обычно доливается только вода.

Плотность электролита в процессе всего заряда не должна превышать более 1,280.

Разряженные батареи должны быть установлены на зарядку возможно раньше и не позже, чем через сутки после разрядки. Заполнять  батарею  растворами  всех   других   кислот, кроме аккумуляторной серной кислоты, категорически воспрещается.

Распредкоробка. Проверка работы и чистка распредкоробки должна производиться регулярно через каждые 4-6 тыс. км. По сигналам контрольной лампы или по другим признакам неисправной работы электросхемы, прежде всего необходимо убедиться в исправности приборов, помещенных в распредкоробке.

Распредкоробка должна быть чиста от пыли и влаги. Все подводящие провода должны быть прочно закреплены винтами.

Нажимные соединения предохранителя должны иметь надежный контакт и зачищены до металлического блеска. При перегорании предохранителя ни в коем случае нельзя его заменять „жучком" или закорачивать контакты. Нужно, прежде всего, найти причину перегорания предохранителя и   обязательно    устранить   эту   неисправность.

Предохранитель заменить новым (на 10 ампер), или, в крайнем случае, временно заменить тонким (0,35 мм) медным  проводом.

Особое внимание должно быть уделено реле-регулятору.

Никакая дополнительная регулировка здесь не допускается, т. к. при нарушении установленной ранее регулировки восстановление ее возможно лишь по электроизмерительным приборам. Общая чистка должна быть проведена со всей тщательностью и осторожностью. При подгорании контактов реле-регулятора они должны быть зачищены. Эти контакты выполнены из серебра, поэтому они легко поддаются зачистке тонким надфилем. Однако необходимо помнить, что снятие даже небольшого слоя серебра с контактов приводит к некоторой разрегулировке прибора, особенно это касается контактов регулятора напряжения.

Можно рекомендовать чистку контактов при помощи узкой полоски от лезвия безопасной бритвы. Эту полоску пропускают через отверстие верхней накладки ярма и перемещают между поджатыми контактами. При наличии вольтметра проверка работы реле-регулятора значительно упрощается. Работа  генератора       считается нормальной, если при средних числах оборотов двигателя, с отключенным аккумулятором и в положении центрального переключателя „2", на выходе из реле напряжение будет поддерживаться в пределах 7,3- 7,5 вольт (вольтметр подключается к клеммовой стойке "30" и на массу машины).

Контрольная лампа может сама отказать в работе от перегорания нити. Проверку ее исправности делают непосредственно от аккумулятора. При постановке ее наместо нужно следить, чтобы контакты патрона были надежно прижаты к пружинным ламелям, идущим от центрального переключателя.

При закрытии распредкоробки крышкой проверить наличие уплотняющей прокладки. Крышка, правильно установленная на место, не имеет зазоров, которые иногда получаются от неправильно уложенных в пазовые углубления проводов.

Электропроводка. Вся электропроводка должна регулярно осматриваться. При этом обращается особое внимание на качество контактов, изоляции и укладки проводов. Особенно тщательно укладываются провода у входа в распредкоробку.

Если изоляция провода протерлась, что может быть при плохом закреплении, то это место надо изолировать изоляционной лентой, а провод прикрепить к раме.

Особо обратить внимание на хорошее присоединение проводов на массу, т. к. масса служит проводом для обратного тока.

При присоединении необходимо следить за цветной окраской проводов, имеющей целью облегчить освоение водителем электрической схемы мотоцикла.