Предыдущая     |         Содержание     |    следующая

ИЖ-350

Электрооборудование ИЖ-350

Электрооборудование  мотоцикла состоит из-

а)  источников тока: генератор и аккумулятор,

б)  потребителей тока: фара, сигнал и задний фонарь;

в)  приборов системы зажигания, бобина, прерыватель конденсатором и свеча;

г)  приборов   управления   в   контроля    реле-регулятор, центральный переключатель, переключатель   с кнопкой на руле и контрольная лампа.

На мотоцикле некоторые приборы скомплектованы в отдельные узлы в независимости от выполняемой ими работы, а именно:

1)  генератор с прерывателем (узел генератора);

2)  реле-регулятор с бобиной, центральным    переключателем и контрольной лампой (узел   распредкоробки);

3)  переключатель света фары с кнопкой   сигнала (узел1 переключателя с кнопкой).

Все остальные приборы установлены раздельно. Схема электрооборудования мотоцикла дана на рис.15. Генератор. (См   рис. 16). На мотоцикле установлен генератор (или динамо-машина) типа   Г—36,   мощностью 45 ватт с номинальным напряжением 6 вольт. Генератор состоит из 2-х основных частей: 1) корпуса или статора (неподвижная часть); 2) якоря или ротора (подвижная часть) Полый цилиндрический   корпус   выполнен   из   мягкой стали   Внутри корпуса привёрнуты 6 полюсных башмаков, на   которые   надеты   6   катушек   обмотки    возбуждения („шунт"), соединенных между собой последовательно.

На одном торцевом конце корпуса приварена крышка, на которой смонтированы (см. рис. 17) щеткодержатель со щетками, три клеммовых стоики на панели для крепления проводов и прерыватель с конденсатором, причем последние. относясь к приборам зажигания, непосредственного участия в работе генератора не принимают.

Второй, свободный от крышки, торец корпуса имеет посадочную выточку и небольшом сквозной продольный паз для правильной установки его на картере двигателя.

Корпус крепится к картеру двумя виьтами, упирающимися своими головками в крышку.

Якорь генератора состоит из цилиндрического пакета,

выполненного из листовой динамной стали, в котором размещены 31 секция обмотки якоря. Пакет якоря запрессован на стальной вал, на который с одной стороны запрессован коллектор. Начала и концы секций обмотки якоря припаяны к изолированным пластинам (ламелям)  коллектора, число которых также 31. Пластины колллектора лектора, число которых так же 31 изолированы друг от друга и от массы якоря, но электрически соединены между собой через витки секций обмотки якоря.

На полированную цилиндрическую поверхность коллектора упираются, под действием спиральных пружин, щетки генератора, скользя по ней во время работы.

На одном конце вала якоря монтируются вращающиеся детали прерывателя (втулка, кулочковая муфта и центробежный регулятор момента опережения зажигания) (см. рис. 18).

Через центральное отверстие вала якоря проходят болт, при помощи которого якорь закрепляется на посадочном конусе полуоси коленчатого вала.

Один из концов обмотки возбуждения подключен в» корпус (,масса"), второй—подведен к клеммовой стойке с меткой „Ш" (шунт). Одна из щеток подключена на корпус ("минус—щетка"), вторая подключена на вторую стойку, с меткой "Я" (плюс щетка).

В нерабочем состоянии генератора за спет остаточной магнитной индукции, в межполюсном пространстве статора, имеется некоторое магнитное поле. Проводники секции обмотки якоря, будучи приведены во вращательное движение вместе с якорем, пересекают магнитные силовые линии поля, отчего в секциях возбуждается электрический ток, который с коллектора через щетки и регулятор напряжения подводится к обмотке возбуждения, создавая более сильное магнитное поле между башмаками. По мере увеличения оборотов якоря, напряжение на щетках возрастает в начиная с оборотов порядка 1100—1200 в минуту, генератор способен дать рабочий ток.

Аккумулятор. На мотоцикле установлен аккумулятор типа ЗМТ—7, с номинальным напряжением 6 вольт в емкостью 7 ампер-часов.

Отдельный элемент аккумулятора состоит из 3-х свинцовых пластин, одна из которых (средняя) положительная и две (боковые) отрицательные.

В решетчатые поры пластин впрессована активная масса из перекиси свинца (для положительных) и окиси свинца (для  отрицательных).

Пластины элемента помещаются в эбонитовую банку в заливаются водным раствором химически чистой серной кислоты—электролитом. Три таких элемента, соединенные последовательно, образуют аккумуляторную батарею или аккумулятор.

На стенках банки имеются указательные знаки ,"+" и .—" для положительного и отрицательного   выводов.

Положительный вывод аккумулятора, через контакты реле, может быть подключен к плюсовой щетке генератора. Отрицательный вывод через клеммовую стойку распредкоробки „М" (масса) подключен постоянно на корпус генератора. Т. о. при работающем генераторе обеспечивается возможность зарядки аккумулятора.

Для удобства и быстроты монтажа  аккумулятора, провода имеют штепсельные соединения, а сам   аккумулятор крепится к основанию (специальный кронштейн    с резиновой амортизацией) при помощи стальной  ленты с застежкой и ключем-рукояткой, поворот которой против часовой стрелки освобождает аккумулятор от ленты. (См. рис. 10) Мотоциклы выпускаются   с завода  с  сухими,   незаряженным.

Реле-регулятор установлен в распредкоробке с левой нижней стороны корпуса. Основные части, реле-регулятора следующие:

1) ярмо (или сердечник) двутаврового сечения, набранное из трансформаторной стали;    

женными аккумуляторами, т.к. заряженный аккумулятор при длительном бездействии приходит в негодность. Процесс

зарядки аккумулятора приведен в разделе ухода за аккумулятором.

Реле-регулятор (см. рис. 19 и 20). Реле-регулятор,- это комбинированный прибор, выполняющий работу регулятора

напряжения и реле обратного тока. Назначение регулятора напряжения- автоматически поддерживать постоянное напряженние генератора на его рабочих оборотах. Назначение реле- автоматическое включение

генератора в общую сеть, при достижении напряжения на щетках, превышающего напряжение аккумулятора и, обратно, отключение генератора от сети, когда его напряжение будет меньше, чем напряжение аккумулятора.

2)  два контактных   вибратора (левый—регулятор   напряжения, правый—реле);

3)  обмотка напряжения  (тонкая, медная);

4)  обмотка сопротивления (манганин);

5)  обмотка токовая   (толстая, медная),

Работа реле-регулятора сводится к автоматическому подключению и отключению линии питания обмотки возбуждения и силовой линии, за счет воздействия магнитного поля ярма на  вибраторы.

Проследим путь тока и работу регупятора напряжения. Ток от „плюс-щетки" генератора идет по проводу на клеммовую стойку „Я" (якорь) распредкоробки (см. схему рис. 15) и далее на ярмо. Через левый вибратор и его контакты ток подводится ко 2-й слева стойке распредкоробки, с меткой „Ш" (шунт) и далее по проводу идет в обмотку возбуждения генератора, пройдя которую пойдет на массу и „минус-щетку". Цепь оказалась замкнутой. С другой стороны ток от генератора может замкнуться через тонкую обмотку реле-регулятора, создавая в ярме магнитные свойства. Если напряжение тока превысит рабочее напряжение (7,3—7,5 вольт), то вибратор подтянет ся к ярму реле-регулятора, в результате чего контакты окажутся разомкнутыми и путь тока по этой линии будет прерван. Но генератор не прекратит полностью подачу тока, т. к. в обмотку возбуждения возможен доступ тока через обмотку сопротивления,—генератор лишь резко снизит подаваемое напряжение (примерно до 2-3-х вольт), в результате чего магнитные усилия ярма будут недостаточными для удержания вибратора   в   подтянутом к  ярму положении и вибратор оторвется от него, открывая через контакты путь току в обмотку возбуждения.     

Во время работы вибратор все время колеблется, резко и быстро реагируя на развиваемое генератором напряжение, чем и достигается его относительное среднее постоянство. Натяжением пластинчатой пружины вибратора, при помощи упорного винта и расстоянием (зазор) между контактами в момент их расхождения, представляется возможность точной регулировки рабочего напряжения генератора, что и зафиксировано в регуляторе окраской регулировочных винтов, после поверки на точных электроизмерительных приборах.

Между контактами вибратора во время работы неизбежно искрение, что отрицательно отражается на состоянии поверхностей контактов и на работе регулятора вцелом.

Для уменьшения искрообразования параллельно контактам подключен конденсатор (на схеме не указан), который смонтирован под панелью регулятора.

Путь зарядного тока аккумулятора также начинается от „плюс-щетки" генератора на ярмо реле-регулятора, но ответвляется на правый вибратор, который, в отличие от вибратора напряжения, в нерабочем состоянии генератора имеет разомкнутые контакты, благодаря чему исключается возможность разряда аккумулятора через обмотки генератора при неработающем генераторе.

Если напряжение генератора превысит напряжение аккумулятора, то ток, проходя через обмотку напряжения реле-регулятора, настолько намагнитит ярмо, что оно будет в состоянии подтянуть вибратор реле. Контакты реле замкнутся, через них пойдет ток в силовую токовую обмотку реле и далее по проводам на положительный вывод аккумулятора. Поскольку отрицательные пластины замкнуты через провод с массой генератора, ток пойдет через них на "минус—щетку", т. е. линия аккумулятора будет замкнута и аккумулятор будет получать зарядный ток.

При понижении оборотов генератора, в момент, когда его напряжение будет меньше, чем напряжение аккумулятора, ток из последнего устремится обратно в генератор ("разряд"), и  проходя через токовую обмотку он создает в ярме обратную полярность против первоначальной,   которая еще поддерживается обмоткой напряжения. На некоторый момент ярмо окажется размагниченным, но этого момента вполне достаточно, чтобы вибратор отошел в свое исходное, с разомкнутыми контактами, положение и возможная разрядка аккумулятора оказалась предотвращенной. Из сказанного о реле-регуляторе следует учесть, что этот прибор очень чувствительный, его регулировка довольно тонкая и допустима, только при наличии точных электроизмерительных приборов и высокой квалификации настройщика, поэтому совершенно не допустима его разборка, сборка и регулировка неопытными водителями мотоциклов.