Содержание     |    следующая

Карбюраторы легковых авто

Карбюраторы К-123А (К-123)

Карбюратор К-123А устанавливается на четырехцилиндровый V-образный двигатель МеМЗ-966 автомобиля ЗАЗ-965А с рабочим объемом 900 см3.

Карбюратор К-123А является модификацией карбюратора К-123, который устанавливался на двигатель МеМЗ-965 автомобиля ЗАЗ-965 с рабочим объемом 750 см3, и отличается от него в основном регулировкой дозирующих элементов и наличием экономайзера. Кроме того, на карбюраторе К-123А устанавливается смесительная камера из алюминиевого сплава, изготовленная методом литья под давлением, тогда как на карбюраторе К-123 она выполнена из чугуна.

Карбюратор однокамерный с падающим потоком и двойным распыливанием топлива. Поплавковая камера карбюратора сбалансирована с приемным патрубком. Общий вид карбюратора представлен на рис. 35, а на рис. 36 дана его схема.

Корректировка состава горючей смеси осуществляется методом изменения разрежения в главной дозирующей системе. Карбюратор К - 123А имеет пусковое устройство в виде воздушной заслонки с автоматическим клапаном, главную систему, а также систему холостого хода, ускорительный насос и экономайзер с механическим приводом.

Карбюратор состоит из трех основных частей: верхней и средней, отлитых из цинкового сплава, и нижней— из алюминиевого.

Все три части корпуса карбюратора отлиты методом литья под давлением.

Верхняя часть корпуса 2 карбюратора является крышкой поплавковой камеры и приемным воздушным патрубком. В этой части карбюратора размещены: воздушная заслонка 7, балансировочное отверстие 6, приемный топливный штуцер 12, топливный фильтр 13, поплавкобый механизм с запорным механизмом (топливным клапаном) 11, воздушный жиклер холостого хода 9, воздушный жиклер главной системы 8 с эмульсионной трубкой, кронштейн троса воздушной заслонки.

Воздушная заслонка карбюратора обычного типа с автоматическим предохранительным клапаном. На воздушной заслонке имеется еще дополнительное отверстие, которое предназначено для  получения  смеси  нужного состава  при пуске холодного

двигателя. В карбюраторе нет обычной балансировочной трубки, а имеется отверстие в вертикальной стенке приемного патрубка, соединяющего его с поплавковой камерой.

Приемный топливный штуцер 12 расположен в передней части крышки поплавковой камеры и имеет резьбу Ml 4х1. Топливный фильтр 13 помещается в горизонтальном канале, выполненном под углом 90° по отношению к топливоприемному штуцеру. Филь тр в св оем гнезде поджимается конусной пробкой 14.

Топливный запорный клапан 11 обычной конструкции и унифицирован с клапанами других типов карбюраторов, выпускаемых Ленинградским карбюраторным заводом.

Седло клапана имеет диаметр 1,2 мм. На нижней хвостовой части иглы клапана установлена демпфирующая пружина, опирающаяся на язычок рычага поплавка 15. Она улучшает работу поплавкового механизма при сильных вибрациях. Поплавковый механизм карбюратора К-123А обычного типа, рассчитан на работу с бензонасосом под избыточным давлением 0,2 кГ /см 2 .

Поплавок 15 — латунный, имеет небольшие габариты и применяется только на карбюраторе К-123А. Регулировка уровня топлива производится методом подгибания язычка рычага поплавка. Привод воздушной заслонки осуществляется тросиком с места водителя. Оболочка тросика крепится на кронштейне, укрепленном на верхнем корпусе карбюратора.

Воздушные жиклеры главной дозирующей системы и холостого хода устанавливаются вертикально снаружи карбюратора и ввертываются в крышку поплавковой камеры.

Такое размещение воздушных жиклеров делает их доступными для осмотра и промывки, не разбирая карбюратора.

Средняя часть 1 карбюратора является корпусом поплавковой камеры и средней части главного воздушного канала. В этой части размещены все основные дозирующие системы и каналы. В ней размещаются: главный топливный жиклер 17, экономжиклер 16, топливный жиклер холостого хода 10, эмульсионный колодец, клапан экономайзера 24, форсунка ускорительного насоса 5, механизм привода ускорительного насоса и экономайзера 3, впускной 23 и выпускной 4 клапаны ускорительного насоса, малый и большой 21 диффузоры.

Малый диффузор карбюратора выполнен за одно целое со средней частью корпуса карбюратора. Большой диффузор 21 выполнен отдельно. Он имеет посадочный поясок и устанавливается снизу в среднюю часть карбюратора, в которой имеется для пояска диффузора проточка. Нижней частью 19 карбюратора диффузор прижимается к своему гнезду.

Экономжиклер 16 монтируется снаружи в передней части поплавковой камеры. Главный топливный жиклер 17 расположен в том же канале за экономжиклером 16. Топливный жиклер 10 холостого хода размещен вертикально над воздушным жиклером 9.

Такая компоновка топливного и воздушного жиклеров холостого хода обеспечивает возможность вывернуть воздушный и топливный жиклеры, не разбирая карбюратора. Для этого достаточно вывернуть воздушный жиклер 9 холостого хода, а затем отверткой вывернуть и топливный жиклер 10. Клапан 24 экономайзера находится внутри поплавковой камеры. Привод экономайзера 3 — механический и объединен с приводом ускорительного насоса. Шток привода размещен в вертикальном канале корпуса поплавковой камеры. На штоке привода жестко укреплена планка, на одном конце которой смонтирован поршень ускорительного насоса, а на втором — шток привода экономайзера. Шток привода экономайзера помещается во втулке. Сверху штока навертывается регулировочная гайка, с помощью которой регулируется момент включения экономайзера. Тарельчатая нижняя часть штока от втулки отжимается распорной пружиной. Такая конструкция привода делает включение клапана 24 более эластичным.

Шток привода ускорительного насоса свободно входит в отверстие планки. Сверху штока также навертывается гайка, а поршень отжимается от планки также распорной пружиной, надетой на шток. Таким образом, при движении планки вниз она передает усилие на поршень только через пружину. Такая конструкция ускорительного насоса делает впрыск топлива более затяжным. Жесткость пружины при этом подбирается такой, которая обеспечивает желаемую продолжительность впрыска топлива через форсунку 5.

В системе ускорительного насоса имеются два клапана: впускной шариковый 23 и выпускной игольчатый 4. Шариковый впускной клапан находится в канале, в нижней части колодца ускорительного насоса, и фиксируется пружинным замком. Выпускной клапан расположен вертикально и фиксируется замком, запрессованным в канале заподлицо с плоскостью разъема.

Форсунка ускорительного насоса установлена в корпусе наклонно. Канал форсунки вертикальным отверстием и воздушным карманом сообщается с приемным воздушным патрубком. Эта связь снижает разрежение за форсункой 5 и тем предотвращает возможность подсасывания топлива из системы ускорительного на coca при высоких скоростях воздуха в диффузоре.

В нижней части 19 карбюратора размещена дроссельная заслонка 20 с рычагами и упорным винтом, выходные каналы холостого хода и отверстие 22 для вакуумного корректора опережения зажигания.

Дроссельная заслонка в закрытом положении расположена под углом 15е, т. е. полный ход дроссельной заслонки составляет 75°.

В закрытом положении рычаг дроссельной заслонки упирается в регулировочный винт, расположенный в приливе, выполненном с наружной стороны карбюратора.

Этим винтом регулируется количество горючей смеси, поступающей в двигатель на малых оборотах холостого хода.

Состав смеси регулируется коническим винтом 18. Этим винтом изменяют сечение нижнего выходного канала холостого хода.

Верхнее выходное отверстие и отверстие 22 для вакуумного корректора выполнены на уровне верхней кромки дроссельной заслонки.

При работе двигателя на малых оборотах холостого хода в задроссельной полости карбюратора разрежение большое. Это разрежение передается через нижнее отверстие холостого хода, регулируемое коническим винтом, в вертикальный канал и к жиклерам холостого хода.

Топливо под действием разрежения пройдет через топливный жиклер 10 холостого хода, смешается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер 9, и далее идет к выходным каналам. На минимальных оборотах холостого хода через верхнее выходное отверстие также будет поступать воздух. По мере открытия дроссельной заслонки обороты двигателя увеличиваются, и через верхнее отверстие также будет поступать эмульсия. Следовательно, переход с малых оборотов двигателя на большие или на среднпе нагрузки будет более плавным . Концентрация бензовоздушной эмульсии в каналах холостого хода зависит от соотношения воздушного и топливного жиклеров холостого хода. Регулировочным винтом 18 регулируют количество эмульсии, поступающей в главный воздушный канал, а следовательно, корректируют состав смеси, поступающей во впускную трубку двигателя.

По мере увеличения оборотов разрежение в системе диффузоров увеличивается и при оборотах двигателя около 1500—1800 об /мин из распылителя главной дозирующей системы будет поступать топливо. Топливо в этом случае из поплавковой камеры в эмульсионный колодец поступает последовательно через два жиклера, т. е. через экономжиклер 16 и главный жиклер 17.

Соотношение топливных и воздушных жиклеров подобрано такое, которое обеспечивает экономическую работу двигателя при частичных открытиях дроссельной заслонки. При прикрытой дроссельной заслонке работают системы холостого хода и главная дозирующая. Чем больше открывается дроссельная заслонка, тем больше становится разрежение в главной дозирующей системе и тем меньше его в системе холостого хода. При значительных открытиях дроссельной заслонки могут иметь место случаи, когда разрежение в главной системе (за главным топливным жиклером 17, а следовательно, и перед топливным жиклером 10) будет больше, чем в системе холостого хода; за главный топливный жиклер 17 будет также поступать воздух, притормаживая рост разрежения за главным жиклером, обедняя горючую смесь. При положении дроссельной заслонки, близком к полному открытию, или при полном ее открытии в работу включается и экономайзер.

В этом случае топливо из поплавковой камеры через клапан 24 экономайзера поступает в канал, расположенный между экономжиклером 16 и главным 17. В связи с тем, что при этом сопротивление одного из жиклеров в системе питания устраняется, горючая смесь обогащается.

При резком открытии дроссельной заслонки горючая смесь, как указано в гл. I, обедняется. В данном случае этого не произойдет, так как при открытии дроссельной заслонки тяга потянет шток привода ускорительного насоса вниз. Пойдет вниз и поршень ускорительного насоса, впрыскивая топливо через форсунку 5. Этот впрыск улучшает приемистость двигателя.

Подбором наиболее рациональных размеров и пропускной способности дозирующих элементов карбюратора можно получать характеристики двигателя, весьма близкие желаемым.

Основные данные карбюраторов K-I23A и К-123 следующие: